В поисках утраченного
23.07.2010
У Брестского железнодорожного вокзала есть своя «метрика» — телеграмма, которую телеграфистка отправила от имени начальника службы ремонта путей и зданий К.С.Лямина члену правления Московско–Брестской железной дороги Н.Н.Петерсу 124 года назад, 28 мая 1886 года. «После молебствия, сего числа с 2–х часов дня последовала перемена движения на новые пути и открытие для публики пассажирского здания Брестской центральной станции», — сообщил господин Лямин господину Петерсу. Телеграмма бережно хранится в музее вокзала.
Брест. Вокзал. Конец XIX в.
Брест. Вокзал. Пешеходный мост через пути. 1930-е гг.
Брест. Вокзал во время Первой мировой войны. 1916 г.
Брест. Вокзал. Прибытие курьерского поезда из Варшавы.
Начало ХХ в.
Брест. Вокзал со стороны путей. Начало ХХ в.
Брест. Перрон вокзала. 1920-е гг.
Тогда вокзал произвел большое впечатление на современников. Он был похож на крепость, расположенную на острове. Освещался, и это было впервые в истории железнодорожного транспорта России. В 1888 году в залах ожидания и в служебных помещениях вокзала зажглось 160 электролампочек мощностью по 20 свечей каждая, а на перронах выросли 12 фонарей по 50 свечей. Автор календаря–справочника «Брест за 1913 год» был уверен, что несколько первых лет своего существования Брестский вокзал «по праву считался единственным в России по изяществу и удобству». Со строительством железнодорожного вокзала в Бресте стал развиваться общественный транспорт. На смену извозчикам–одиночкам пришли омнибусы — многоместные конные кареты, соединявшие вокзал с центром города и Брест–Литовской крепостью.
После того как город вошел в состав Польши, железнодорожный узел потерял свое прежнее значение, но покалеченное Первой мировой здание вокзала на произвол судьбы не оставили. Польское правительство объявило конкурс на лучший проект восстановления станции и вокзала, и к 1929 году реконструкция, изменившая архитектурный облик, была завершена.
В годы Великой Отечественной вокзальные здания держали оборону, однако не сильно пострадали. Правда, после освобождения Бреста саперы почти две недели трудились над их разминированием. А потом начались активные ремонтные работы, в которых участвовали и немецкие военнопленные.
Очередная реконструкция выпала на 1953 — 1957 годы. Построили новое здание сержантского и рядового состава с агитпунктом на третьем этаже и билетными кассами на первом, появилась пристройка к главному зданию — таможенный зал и зал для интуристов.
— Одну из проблем, которые тогда стояли перед проектировщиками, решил знаменитый скульптор Евгений Вучетич, автор «Воина–освободителя» в берлинском Трептов–парке. Он был на вокзале проездом. Скульптор предложил убрать тяжи, скреплявшие стены вокзала, а взамен по всему периметру сделать пояс из армированного бетона. Благодаря такой переделке центральный зал ожидания стал просторнее и красивее, — считает директор музея Брестского железнодорожного вокзала, почетный железнодорожник Савва Шпудейко.
Во время этой реконструкции использовались самые разные горные породы — гранит, гранодиорит, мрамор из месторождений Грузии, Карелии, Урала, Украины. Цветовая гамма настолько разнообразна, что холлы и залы вокзала можно рассматривать как необычный музей минералов. Именно в те годы на центральной башне появились шпиль и пятиконечная звезда.
В 1993 — 1994 годах вокзал опять обновился. Правда, частично. Польская фирма–мастерская по реставрации памятников старины запросила 1,5 миллиона долларов, однако Белорусская железная дорога смогла выделить лишь чуть больше миллиона, и некоторые необходимые работы пришлось исключить. Именно тогда возник вопрос о смене советской символики. Споры разгорелись нешуточные, но в результате решено было оставить символ эпохи. Новую звезду изготовили в реставрационных мастерских Варшавы.
Сейчас вокзал на пороге очередной реконструкции. Недавно завершился ремонт перронов и тоннеля на Московской стороне. Ждет своей очереди зал для интуристов, крыша требует внимания, нужно менять мозаичный пол в центральном зале ожидания...
Само собой разумеется, что вокзал не только был свидетелем важных исторических событий, но и людей повидал немало. Вскоре после открытия здания, 29 августа 1886 года, император Александр III и его сын Николай встречали на вокзале наследника германского престола принца Вильгельма. В 1900 году по дороге в Германию здесь останавливался Ленин. Бывали здесь Клим Ворошилов, Никита Хрущев, Алексей Косыгин, Петр Машеров, Сергей Смирнов, Валентина Терешкова. Хрущев и Брежнев, а также президент Франции Жорж Помпиду с удовольствием пообедали в вокзальном ресторане.
В музее есть огромный альбом, где на каждой странице — автограф знаменитости. Вот Александра Пахмутова оставила запись, вот Михаил Ульянов поздравил коллектив, а вот Людмила Зыкина, Петр Климук и Юрий Лужков желают работникам Брестского отделения Белорусской железной дороги добра и долгих лет...
Правда, случались на вокзале и неприятные ситуации. Особенно в 90–е годы, когда после развала СССР бывшие советские граждане устремились за счастьем в Европу. В 1992 году через вокзал проследовало почти 9 миллионов 534 тысячи человек, в 1993–м — около 11 миллионов 310 тысяч! Без конфликтов с пассажирами не обходилось. Но и веселых историй было немало. Однажды пограничники не разрешили выезжающей в Германию семье взять с собой попугая. Расстроенная владелица отнесла несчастную птичку к дежурной по вокзалу Елене Климович. Та — домой, где попугай вдруг заговорил: «Тоша Радаев — красотульчик! Дайте ложечку кашки!» Словоохотливый Тоша пожил некоторое время в Бресте, пока хозяева не получили разрешение на его вывоз.
...Для многих, кто следует на Запад по «железке», Брестский вокзал так и остается воротами в Европу, а для въезжающих в Беларусь — визитной карточкой страны. В недалеком будущем почти вдвое сократится время пребывания в Бресте транзитных пассажирских поездов, да и этот час не стоит сидеть в вагоне: пройдитесь по вокзалу, почувствуйте гармонию, красоту и удобство. В следующем году, кстати, Брестский железнодорожный вокзал отпразднует свое 125–летие.