Альянс четырех наций – возможна ли альтернатива новому Шелковому пути?
23.02.2018 08:44:36
В мире зарождается новая геополитическая комбинация. Стало известно о планах по созданию США, Индией, Японией и Австралией проекта, который должен стать альтернативой китайской инициативе «Один пояс — один путь». В чем заключается суть нового проекта, пока неясно, да и сами его инициаторы признают, что он еще находится в зачаточном состоянии. Тем не менее появление этой инициативы весьма символично. Геополитическая конкуренция на евразийском материке обостряется. Для Беларуси, активно участвующей в китайских инфраструктурных проектах, происходящее также не может не представлять интереса.
То, что новый проект инициирован США и направлен на стратегическое сдерживание Китая, ни у кого не вызывает сомнений. Президент Трамп с самого начала не скрывал, что ослабление экономического и политического могущества Пекина будет одним из приоритетных направлений его внешней политики. Частью этой стратегии уже стало нагнетание военно-политической напряженности вокруг ядерной программы КНДР, создавшее очаг нестабильности у самых границ Поднебесной.
В чем может заключаться смысл возможной альтернативы новому Шелковому пути и как она может выглядеть? Здесь сразу бросается в глаза определенное противоречие. Инициатива «Один пояс — один путь» предполагает создание сети трансконтинентальных транзитных маршрутов из Китая на Запад. Какую альтернативу этому могут предложить Япония или Индия, лежащие на окраинах евразийского материка, и уж тем более США и Австралия, расположенные на других континентах?
Тем не менее своя логика здесь есть. Сеть маршрутов в рамках нового Шелкового пути должна стать для Китая альтернативой морским перевозкам, которые сейчас занимают львиную долю во внешней торговле КНР. Необходимость в подобной подстраховке обусловлена уязвимостью морского фасада Китая из-за непростых отношений с другими государствами тихоокеанского бассейна.
Не лучше для Пекина обстоят дела и в Индийском океане. Его значимость для КНР возрастает в связи с активным экономическим освоением Африки. Однако как раз на Индийский океан выходят два других потенциальных антагониста Китая — Индия и Австралия. Отношения Пекина и Дели далеки от безоблачных уже давно. Двум самым населенным государствам мира явно становится тесно рядом друг с другом. Пекин в последнее время развивает активные связи с Пакистаном — главным противником Индии. Между двумя странами существуют серьезные разногласия и по поводу использования морских коммуникаций, в частности в Южно-Китайском море.
Таким образом, возможное объединение США, Японии, Индии и Австралии бьет в первую очередь по интересам Китая как морской державы и способно создать крайне некомфортное для Пекина положение дел в стратегически значимых для него Тихом и Индийском океанах. Что касается «пояса и пути», то выступить в качестве полноценной альтернативы океаническим коммуникациям он в ближайшее время не сможет — из-за дороговизны и низкой пропускной способности. Транспортная инфраструктура стран между Китаем и Европой требует многомиллиардных инвестиций. Кроме того, сами эти страны, находящиеся в зоне пересекающихся интересов Китая, России, Турции и ЕС, далеко не всегда в состоянии гарантировать необходимый уровень безопасности для транзитных потоков. Поэтому «Один пояс — один путь» остается крайне рискованной инициативой, способной взять на себя лишь небольшую часть китайского транзита.
Впрочем, далеко не факт, что Вашингтону удастся сколотить новый хитроумный альянс против Китая. В плане выстраивания союзов и коалиций Белый дом в последнее время терпит одно фиаско за другим. Похоронив масштабный план Транстихоокеанского партнерства, США теперь пытаются выстроить более выгодный, как им кажется, альянс с ведущими странами Индо-Тихоокеанского региона. Однако неустойчивость политических ветров в Вашингтоне, обусловливающая шараханья американской внешней политики, вызывает сомнения в жизнеспособности нового проекта.
vs.shimoff@gmail.com
То, что новый проект инициирован США и направлен на стратегическое сдерживание Китая, ни у кого не вызывает сомнений. Президент Трамп с самого начала не скрывал, что ослабление экономического и политического могущества Пекина будет одним из приоритетных направлений его внешней политики. Частью этой стратегии уже стало нагнетание военно-политической напряженности вокруг ядерной программы КНДР, создавшее очаг нестабильности у самых границ Поднебесной.
В чем может заключаться смысл возможной альтернативы новому Шелковому пути и как она может выглядеть? Здесь сразу бросается в глаза определенное противоречие. Инициатива «Один пояс — один путь» предполагает создание сети трансконтинентальных транзитных маршрутов из Китая на Запад. Какую альтернативу этому могут предложить Япония или Индия, лежащие на окраинах евразийского материка, и уж тем более США и Австралия, расположенные на других континентах?
Не лучше для Пекина обстоят дела и в Индийском океане. Его значимость для КНР возрастает в связи с активным экономическим освоением Африки. Однако как раз на Индийский океан выходят два других потенциальных антагониста Китая — Индия и Австралия. Отношения Пекина и Дели далеки от безоблачных уже давно. Двум самым населенным государствам мира явно становится тесно рядом друг с другом. Пекин в последнее время развивает активные связи с Пакистаном — главным противником Индии. Между двумя странами существуют серьезные разногласия и по поводу использования морских коммуникаций, в частности в Южно-Китайском море.
Таким образом, возможное объединение США, Японии, Индии и Австралии бьет в первую очередь по интересам Китая как морской державы и способно создать крайне некомфортное для Пекина положение дел в стратегически значимых для него Тихом и Индийском океанах. Что касается «пояса и пути», то выступить в качестве полноценной альтернативы океаническим коммуникациям он в ближайшее время не сможет — из-за дороговизны и низкой пропускной способности. Транспортная инфраструктура стран между Китаем и Европой требует многомиллиардных инвестиций. Кроме того, сами эти страны, находящиеся в зоне пересекающихся интересов Китая, России, Турции и ЕС, далеко не всегда в состоянии гарантировать необходимый уровень безопасности для транзитных потоков. Поэтому «Один пояс — один путь» остается крайне рискованной инициативой, способной взять на себя лишь небольшую часть китайского транзита.
Впрочем, далеко не факт, что Вашингтону удастся сколотить новый хитроумный альянс против Китая. В плане выстраивания союзов и коалиций Белый дом в последнее время терпит одно фиаско за другим. Похоронив масштабный план Транстихоокеанского партнерства, США теперь пытаются выстроить более выгодный, как им кажется, альянс с ведущими странами Индо-Тихоокеанского региона. Однако неустойчивость политических ветров в Вашингтоне, обусловливающая шараханья американской внешней политики, вызывает сомнения в жизнеспособности нового проекта.
vs.shimoff@gmail.com