В Национальном историческом музее открылась выставка «Искусство музейной реставрации»
24.05.2021 14:29:38
На выставке представлены самые разные предметы – от коньков до икон. Есть тут и черепки из среднеднепровских курганов, которым уже больше четырех тысяч лет, есть и вещи из совсем недавнего советского прошлого, еще помнящие прикосновение рук своих владельцев.
![](/upload/iblock/0ae/0ae22b4a3e7a54dcaf2cbe5f6e45b249.jpg)
Все эти вещи – чайники, самовары, куклы, китайские статуэтки, резные лопати от прялок, веджвудский фарфор — попали в Национальный исторический музей, мягко говоря, не в самом лучшем виде и были восстановлены в последние 9 лет стараниями музейных реставраторов.
– Выставка не очень большая, но очень важная для нас, – говорит директор Национального исторического музея Александр Храмой. – Гордимся не только имеющимися у нас предметами, которые мы вернули в музейный обиход. Но еще и тем, что среди нас есть волшебники, которые могут вернуть к жизни сломанный предмет, который уже, кажется, никакой ценности не имеет, и придать этому предмету еще большую значимость, красоту, живописность и, самое главное, историческую ценность.
Этих волшебников в музее на сегодняшний день лишь пятеро: заведующий реставрационным отделом Александр Хильман, его подчиненные Юлия Дранец, Мария Николайчик, Алексей Ковалевский и Максим Сероокий. У каждого из них своя зона ответственности, свой наработанный опыт.
– Я занимаюсь кожей уже 18 лет и имею четкое представление о различных кожах, о различных выделках, – рассказывает о своей работе Алексей Ковальский. – Есть опыт исторической реконструкции и археологических экспериментов.
![](/upload/iblock/178/178a09a70a6969a010096f0f1041b92c.jpg)
– Обширный процесс восстановления требует как знания сопромата, так и знания металлов, знания химии, – говорит Максим Сероокий.
Он может прочитать вам целую лекцию о древних ремесленных профессиях, таких как кузнец и ювелир, и о величайшей революции в истории человечества, которая случилась после 1830 года, когда весь мир постепенно перешел от кустарного к промышленному производству.
Юлия Дранец занимается в основном иконами. На ее счету и президентский грант, и множество других достижений.
Приятно, что на выставке труд всех пятерых реставраторов представлен в самом лучшем виде. К каждому предмету прилагается фотография, как он выглядел до реставрации, на ярлычке указана фамилия специалиста, а зачастую и перечень реставрационных работ.
Интересны и сами предметы, у которых есть своя любопытная история.
![](/upload/iblock/8d4/8d44feca66c0fa5aea7e9cd5dea5a565.jpg)
Например, кожаное пальто, принадлежавшее Сергею Осиповичу Притыцкому – тому самому, о котором был снят фильм режиссера Владимира Корш-Саблина «Красные листья». Пальто много лет хранилось в семье его жены, доктора исторических наук Татьяны Ивановны Притыцкой, которая умерла в 2008 году. Несессер принадлежал Герою Социалистического Труда, заслуженному строителю БССР Ивану Матвеевичу Жижелю, а уже упоминавшиеся беговые коньки – мастеру спорта СССР Борису Алексеевичу Большакову.
Своя история у куклы из папье-маше, произведенной в 1955 году в ГДР. Не кукла, а мечта любой девчонки!
– Она была в не очень хорошем состоянии, потому что папье-маше – хрупкий предмет. К тому же столько лет прошло, – рассказывает Юлия Дранец, –и сдатчица решила, что лучше она сохранится в музее.
К восторгу присутствовавших, эта женщина оказалась в зале и поведала о том, что ее семья в 1950-х годах жила в ГДР. Отец в течение 9 лет служил в Группе советских войск в Германии и подарил дочери эту куклу на день рождения.
![](/upload/iblock/54c/54c66a408ce42b3b29dba19646c1a122.jpg)
– Слово «сдатчица» мне не нравится, называйте меня другом музея! – сказала она.
А к примеру, фарфоровый столик в центре зала интересен именно историей реставрации.
– Он поступил ко мне уже отреставрированным, – рассказывает Юлия Дранец, – но нуждался в демонтаже старой реставрации, так как осколки были склеены не в уровень, и мы решили на реставрационном совете, что лучше будет это сделать заново. Он был расклеен на 13 частей и снова пересобран, восстановлены некоторые утраты.
– Работа реставратора, как правило, находится за тайной завесой, – говорит главный хранитель фондов Зоя Курьянова. – То есть зритель, когда приходит в музей, порой даже не может себе представить тот путь, который проходит музейный предмет, прежде чем он становится экспонатом.
![](/upload/iblock/e15/e159a2492e87a57606dd7a2ac160e6c8.jpg)
Не то чтобы эта тайна перед зрителем совсем раскрылась. Был приподнят лишь уголок занавеса, отчего сделалось еще интереснее.
– Профессия реставратора – на самом деле скрытая профессия, – говорит Юлия Дранец, – и сейчас у нас действительно праздник, когда мы показываем свое лицо. Наши работы – это наше лицо.
И это лицо оказалось прекрасным.
Выставка продлится до 13 июня. Куратор Екатерина Сабадаш.
![](/upload/iblock/0ae/0ae22b4a3e7a54dcaf2cbe5f6e45b249.jpg)
Все эти вещи – чайники, самовары, куклы, китайские статуэтки, резные лопати от прялок, веджвудский фарфор — попали в Национальный исторический музей, мягко говоря, не в самом лучшем виде и были восстановлены в последние 9 лет стараниями музейных реставраторов.
– Выставка не очень большая, но очень важная для нас, – говорит директор Национального исторического музея Александр Храмой. – Гордимся не только имеющимися у нас предметами, которые мы вернули в музейный обиход. Но еще и тем, что среди нас есть волшебники, которые могут вернуть к жизни сломанный предмет, который уже, кажется, никакой ценности не имеет, и придать этому предмету еще большую значимость, красоту, живописность и, самое главное, историческую ценность.
Этих волшебников в музее на сегодняшний день лишь пятеро: заведующий реставрационным отделом Александр Хильман, его подчиненные Юлия Дранец, Мария Николайчик, Алексей Ковалевский и Максим Сероокий. У каждого из них своя зона ответственности, свой наработанный опыт.
– Я занимаюсь кожей уже 18 лет и имею четкое представление о различных кожах, о различных выделках, – рассказывает о своей работе Алексей Ковальский. – Есть опыт исторической реконструкции и археологических экспериментов.
![](/upload/iblock/178/178a09a70a6969a010096f0f1041b92c.jpg)
– Обширный процесс восстановления требует как знания сопромата, так и знания металлов, знания химии, – говорит Максим Сероокий.
Он может прочитать вам целую лекцию о древних ремесленных профессиях, таких как кузнец и ювелир, и о величайшей революции в истории человечества, которая случилась после 1830 года, когда весь мир постепенно перешел от кустарного к промышленному производству.
Юлия Дранец занимается в основном иконами. На ее счету и президентский грант, и множество других достижений.
Приятно, что на выставке труд всех пятерых реставраторов представлен в самом лучшем виде. К каждому предмету прилагается фотография, как он выглядел до реставрации, на ярлычке указана фамилия специалиста, а зачастую и перечень реставрационных работ.
Интересны и сами предметы, у которых есть своя любопытная история.
![](/upload/iblock/8d4/8d44feca66c0fa5aea7e9cd5dea5a565.jpg)
Например, кожаное пальто, принадлежавшее Сергею Осиповичу Притыцкому – тому самому, о котором был снят фильм режиссера Владимира Корш-Саблина «Красные листья». Пальто много лет хранилось в семье его жены, доктора исторических наук Татьяны Ивановны Притыцкой, которая умерла в 2008 году. Несессер принадлежал Герою Социалистического Труда, заслуженному строителю БССР Ивану Матвеевичу Жижелю, а уже упоминавшиеся беговые коньки – мастеру спорта СССР Борису Алексеевичу Большакову.
Своя история у куклы из папье-маше, произведенной в 1955 году в ГДР. Не кукла, а мечта любой девчонки!
– Она была в не очень хорошем состоянии, потому что папье-маше – хрупкий предмет. К тому же столько лет прошло, – рассказывает Юлия Дранец, –и сдатчица решила, что лучше она сохранится в музее.
К восторгу присутствовавших, эта женщина оказалась в зале и поведала о том, что ее семья в 1950-х годах жила в ГДР. Отец в течение 9 лет служил в Группе советских войск в Германии и подарил дочери эту куклу на день рождения.
![](/upload/iblock/54c/54c66a408ce42b3b29dba19646c1a122.jpg)
– Слово «сдатчица» мне не нравится, называйте меня другом музея! – сказала она.
А к примеру, фарфоровый столик в центре зала интересен именно историей реставрации.
– Он поступил ко мне уже отреставрированным, – рассказывает Юлия Дранец, – но нуждался в демонтаже старой реставрации, так как осколки были склеены не в уровень, и мы решили на реставрационном совете, что лучше будет это сделать заново. Он был расклеен на 13 частей и снова пересобран, восстановлены некоторые утраты.
– Работа реставратора, как правило, находится за тайной завесой, – говорит главный хранитель фондов Зоя Курьянова. – То есть зритель, когда приходит в музей, порой даже не может себе представить тот путь, который проходит музейный предмет, прежде чем он становится экспонатом.
![](/upload/iblock/e15/e159a2492e87a57606dd7a2ac160e6c8.jpg)
Не то чтобы эта тайна перед зрителем совсем раскрылась. Был приподнят лишь уголок занавеса, отчего сделалось еще интереснее.
– Профессия реставратора – на самом деле скрытая профессия, – говорит Юлия Дранец, – и сейчас у нас действительно праздник, когда мы показываем свое лицо. Наши работы – это наше лицо.
И это лицо оказалось прекрасным.
Выставка продлится до 13 июня. Куратор Екатерина Сабадаш.