В Городке волки съели несколько собак и попали на камеру видеонаблюдения в центре города (ФОТО 18+)
17.10.2018 10:44:22
Татьяна СЕДУНОВА
Инна ГОРБАТЕНКО
Волки уже не первый год держат в страхе жителей деревень Городокского района. Этот сезон обещает стать критичным. На календаре еще только середина октября, а серые уже съели девять собак. Да не просто в глухой деревушке, а в самом райцентре. Горожане даже говорят, что хищник попал на камеру видеонаблюдения около райисполкома.
Сорвался с цепи и убежал. Это было первое, о чем подумала городокчанка Мария Мозжарова, когда утром обнаружила пустую будку и оборванную цепь. Ее любимого Бима, с которым она бок о бок прожила 12 лет, и след простыл.
— Муж вышел во двор, он у меня охотник в прошлом, осмотрелся и говорит: «О, так тут же следы волчьи!» Ну мы скорее в хату. Хорошо хоть у мужа ружье охотничье осталось. Мало ли что… — дрожащим голосом вспоминает то утро Мария Ивановна.
Семья Мозжаровых до последнего отказывалась верить, что к ним в гости заходили волки. Это же город, а не глухая деревушка. Да и дом стоит у оживленной трассы. Ну какие тут волки могут быть? Сомнения рассеялись следующим утром, когда Мозжаровы узнали, что соседская собака тоже бесследно исчезла. Соседи собрались, потолковали и решили впредь уцелевших собак запирать в сарае либо забирать на ночь в дом. После инцидента на улице Яблоневой, на которой и случились три нападения волков, включили фонари. До этого, как говорят горожане, ночью у них было хоть глаз выколи.
Светлана Васильева живет на другой улице — Северной. А проблема у нее та же. На этой улице жертвами хищника уже стали четыре домашних питомца.
— Напасть какая-то, — двумя словами описала суть проблемы Светлана Васильева. — Прихожу домой, а соседка и говорит, что у нее собаку "сняли". А собака у нее большая была. Я кинулась к будке своего Мухи. Так обрадовалась, когда нашла его живым. Он весь колотился от страха. Покормила его и пошла спать. Муха остался в будке. Но у него был лаз в сарай. А утром встаю — Мухи нет. Только пустая цепь на земле лежит… Ни крови, ни шерсти, только волчьи следы повсюду. Зачем он только из сарая вылез?
Ответ на этот вопрос дал опытный охотник Алексей Блинов из деревни Рудня. Он уверен: о хитрости волка легенды ходят неспроста. И вот почему. Односельчанин Алексея обнес дом металлической сеткой, чтобы защитить собаку от диких животных. Пришли волки и стали выманивать суку, якобы для случки. Та сама сделала подкоп под сеткой и вылезла к хищникам, которые вмиг с ней расправились. Судя по всему, Муха клюнул на ту же уловку.
…Три дня спустя волки утянули на улице Северной еще одну собаку, а местные жители видели хищников в поле через дорогу от дома Васильевых. Протяжный волчий вой в ту ночь с ужасом слушали всей улицей.
Светлана Васильева:
— Коты домой бегут на ночь. Обычно не дозовешься. А тут только откроешь дверь, они в хату ломятся…
Слухи о нападениях серых сарафанное радио разнесло быстро. Говорят, волки даже засветились на камере видеонаблюдения в центре города. Теперь жители окрестных улиц по вечерам ходят минимум по двое. Детей на улицу одних стараются не пускать. Светлана Васильева работает дояркой на ферме. До нее от дома полкилометра. Рабочий день начинается рано, поэтому на ферму Светлана уходит затемно. Из средств самообороны — фонарик и уверенность в себе.
— Возле фермы тоже ходят, воют. Наверное, телят чуют. Но сторожа наши на ночь закрывают все двери в коровник. Инцидентов не было. Раньше у нас много бездомных собак околачивалось около фермы. Штук пятнадцать, не меньше. Теперь ни одной. Вообще ни одной, — подчеркивает Светлана Васильева. — То ли сами куда ушли, то ли их тоже волки порешили…
Свою историю в «копилку» нападений на собак добавляет Татьяна Шейнич, жительница улицы Пригородной на противоположном конце Городка:
— В полчетвертого утра слышу дикий визг своей собаки. Подумала, сцепился с какой-то дворнягой. Открыла форточку и крикнула: «Рекс, успокойся!» Утром вышла во двор, посветила фонариком в сторону будки, а там какое-то кровавое месиво: недоеденное тело и лапки. Я лопату об землю, велосипед в руки — и на работу. Тишина стояла звенящая. Ни одна собака не тявкнула, все затаились …
Днем Татьяна Шейнич пришла домой и обнаружила на соседском огороде следы: большие и много маленьких. Люди предполагают, что к ним повадилась ходить волчица с волчатами. Тем же днем Татьяна отправилась в местное охотхозяйство:
— Там мне сказали, что охотники не имеют права устраивать засады и стрелять волков на территории города. Посоветовали обратиться в ЖКХ или в милицию. Я написала в райисполком заявление в «Одно окно». Там пообещали обращение рассмотреть. Удивились? Да нет. Сказали: «Женщина, успокойтесь. Вы уже не первая на этой неделе, кто обращается к нам с такой проблемой». Собак волки съели на улицах Правды, Толкачева, Северной, Яблоневой… В агрогородке Веремеевка у одного человека сразу трех заели.
В райисполкоме сообщили, что сейчас в районе принимается решение о создании комиссии, которая займется «волчьей» проблемой. Не исключено, что по просьбам горожан будет продлен режим работы фонарей. А пока люди стараются по одному вечером не ходить. Особенно те из них, кто живет на окраинах города.
Комментарий в тему
Сергей РЕДНЕНКО, председатель Витебской областной организационной структуры РГОО «БООР»:
— За год стая из десяти волков съедает больше дичи, чем отстреливает районное подразделение БООР. Поэтому мы активизировали работу по добыче хищника. В этом году на территории страны БООР отстрелял уже 190 волков. Это намного больше, чем в прошлом году. Для активизации охотников мы приняли решение за три добытых волчицы или за пять волков давать большую скидку на добычу взрослого лося. В прошлом году, например, люди жаловались на старого волка-одиночку, который заел несколько собак. Я направил в эти деревни своих охотоведов, которые убили хищника. Сейчас есть обращения по нападению волков на скот, пасущийся в полях. Наши специалисты выезжают на такие инциденты. Но добыть волка непросто: он зверь осторожный. Охотиться на него лучше зимой, когда его можно выследить по оставленным на снегу следам. В основном волки в деревню не ходят: боятся людей. На собак может нападать старый или больной волк, которому не догнать дичь в лесу. По Городокскому району обращений пока не было. Вообще обращение может поступить как от администрации сельсовета и райисполкома, так и от населения… Если оно поступит, будем работать.
Павел ВЕЛИГУРОВ, научный сотрудник Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам:
— В последние годы численность волков значительно не менялась: их количество составляет примерно 1500 особей. В Городок, возможно, заходят волки-одиночки, которые не могут добыть еду в стае. Есть вариант, что это гибрид волка и собаки. Гибриды меньше боятся людей, более наглые. Отличить «чистого» волка можно по серо-рыжему окрасу шерсти и волчьему профилю. У гибридов обычно видны примеси той породы собаки, с которой волк скрещивался. Следы лап у них принципиально не отличаются.
Олеся БАШАРИМОВА, специалист общественного объединения «Ахова птушак Бацькаўшчыны»:
— Информацию о девяти съеденных собаках нужно проверить. Зачастую сообщения о нападении волков на собак сильно преувеличены. Как говорится, у страха глаза велики. Подобная истерия недавно была в Слонимском районе, где якобы были случаи нападения волка-одиночки. Кто-то даже предполагал, что это чупакабра. Но волк оказался ни при чем. Отстрел волка может иметь негативные последствия. Если убивают вожаков, стая распадается, и волкам-одиночкам приходится в поисках добычи выходить к деревням. Если волков не стрелять, то стимула к чрезмерному размножению не будет. Стаи будут сильнее и смогут эффективно охотиться в лесу. Волкам не будет надобности выходить к деревням. Чужаков на свою территорию сильная стая не пустит. А размножается в стае только доминирующая самка. Поэтому численность волков в лесу будет стабильной.
Инна ГОРБАТЕНКО
В Городокской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира прокомментировали ситуацию. Начальник инспекции Дмитрий Морговцов считает, что такое поведение зверя вызвано скорее всего инстинктами: «Видимо, он захаживает к жителям в поисках еды. Если бы был бешеным, не убегал бы потом в лес, бродил бы среди людей. Подобный случай произошел на прошлой неделе, правда, там уже главной «героиней» была лиса. Так вот, это животное оказалось больным. А здесь, думаю, обычный животный инстинкт — пропитание».
Что делать с диким зверем, который пугает жителей Городка, и кто должен заниматься его отловом? Директор районной структуры Белорусского общества охотников и рыболовов Юрий Леонов уточняет: «Городок, как и любой другой населенный пункт, не входит в состав охотничьих угодий. Поэтому не имеем права даже расчехлять здесь ружья. Отстрелом и отловом волков, которые по новым правилам не относятся к нежелательным видам, можем заниматься только на арендуемых охотугодьях. От помощи местным жителям не отказываемся, но все должно быть по закону. Для этого в райисполкоме собирается комиссия, которая решает, какой структуре или сразу нескольким нужно заняться устранением животного. Подобные случаи для райцентра не единичные: они участились с 2014 года, когда стала снижаться популяция дикого кабана. Кстати, с января этого года на арендуемых охотугодьях отстрелили 25 волков. Поведение зверя понятно: ему нужно пропитание, а домашние собаки — легкая нажива: на цепи, их легко распознать. Вот и выходит, что волки захаживают на подворья. От нынешнего зверя уже пострадали шесть собак».
Сегодня такая комиссия в райисполкоме собралась. Ее председатель — начальник Городокской районной ветеринарной станции Сергей Зайцев — рассказал порталу sb.by, как дальше будут действовать соответствующие службы:
— Вокруг любого города или деревни есть так называемая зеленая зона, в которой, как и в населенном пункте, нельзя вести охоту. Но райисполком при необходимости может дать эти земли в аренду субъекту хозяйствования. Для этого должна быть принята охотустроительная документация. Во время совещания приняли решение оформить участки вокруг Городка как территорию, которая приравнивается к охотугодьям. Соответственно, уже можно будет использовать разные способы добычи животных -- на приманку и другие. Дальше специалисты возьмутся за подсчет животных, и если численность волков окажется больше нормы, охотники займутся отстрелом.