В Гомельском районе началось строительство нефтепровода «Гомель – Горки»
22.10.2020 16:57:21
Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ
Под Гомелем стартовал проект, имеющий стратегическое значение для всей нефтетранспортной системы Беларуси. Его цель — повысить надежность снабжения белорусских нефтеперерабатывающих заводов углеводородным сырьем и диверсифицировать поставки.
Сегодня на нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре сырье поступает по трубопроводам Унеча — Полоцк и Унеча — Мозырь. Разветвление общей магистрали происходит на территории России. Новый трубопровод станет своего рода перемычкой, соединяющей южную и северную нити системы транспортировки. Это позволит перекачивать нефть между двумя НПЗ наиболее безопасным и дешевым способом. Кроме того, Гомель — Горки даст возможность доставлять углеводородное сырье на «Нафтан» с Балтики через Польшу и с Черного моря — через Украину. А также белорусскую нефть, добываемую в Речицком районе. Такая схема позволит частично диверсифицировать поставки и уйти от зависимости в вопросах транспортировки.
При разработке проекта изучалось несколько возможных маршрутов. Расстояние по самому короткому составляло всего 180 километров. Однако проблема заключалась в том, что часть трубопровода в Могилевской области должна была проходить через зону отчуждения. Это вызвало бы необходимость проводить комплекс мероприятий по минимизации радиоактивного воздействия и создавало бы трудности в последующем обслуживании участка. В том числе риск для персонала. С учетом этого было решено выбрать другой путь с расстоянием 207 километров. Одно из преимуществ такого маршрута — отсутствие водных преград. Нефтепровод пройдет в междуречье Сожа и Днепра, что упрощает и удешевляет строительство, а также служит дополнительной страховкой для окружающей среды на случай аварийных ситуаций.
Прокладка трубопровода будет осуществляться очередями в направлении с юга на север. Маршрут, берущий начало в Гомельском районе, пройдет через Буда-Кошелевский, Чечерский, Кормянский, а также Чериковский, Славгородский и Кричевский районы. Под Горками трубопровод примкнет к действующей нефтяной магистрали Унеча — Полоцк. С учетом особенностей ландшафта местности перепад высот на протяжении маршрута будет доходить до 100 метров. Гидравлические расчеты показывают, что это не помешает. Через трубу планируется перекачивать до шести миллионов тонн нефти в год.
Проект состоит из 12 очередей. Помимо линейной части, предусмотрено строительство промежуточной нефтеперекачивающей станции и реконструкция двух уже эксплуатируемых — «Гомель» и «Горки». Ориентировочная стоимость составляет около 300 миллионов рублей.
— Значимость данного проекта определяется не столько его стоимостью, сколько функциональным предназначением, — отметил заместитель Премьер-министра Юрий Назаров. — Новый транзитный трубопровод позволит связать резервуарные парки наших НПЗ, чтобы они могли работать без влияния внешних факторов.
Перед руководством обоих НПЗ поставлена задача — организовать до 2025 года в резервуарных парках хранение стратегического запаса в объеме около одного миллиона тонн нефти.
Сегодня на нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре сырье поступает по трубопроводам Унеча — Полоцк и Унеча — Мозырь. Разветвление общей магистрали происходит на территории России. Новый трубопровод станет своего рода перемычкой, соединяющей южную и северную нити системы транспортировки. Это позволит перекачивать нефть между двумя НПЗ наиболее безопасным и дешевым способом. Кроме того, Гомель — Горки даст возможность доставлять углеводородное сырье на «Нафтан» с Балтики через Польшу и с Черного моря — через Украину. А также белорусскую нефть, добываемую в Речицком районе. Такая схема позволит частично диверсифицировать поставки и уйти от зависимости в вопросах транспортировки.
При разработке проекта изучалось несколько возможных маршрутов. Расстояние по самому короткому составляло всего 180 километров. Однако проблема заключалась в том, что часть трубопровода в Могилевской области должна была проходить через зону отчуждения. Это вызвало бы необходимость проводить комплекс мероприятий по минимизации радиоактивного воздействия и создавало бы трудности в последующем обслуживании участка. В том числе риск для персонала. С учетом этого было решено выбрать другой путь с расстоянием 207 километров. Одно из преимуществ такого маршрута — отсутствие водных преград. Нефтепровод пройдет в междуречье Сожа и Днепра, что упрощает и удешевляет строительство, а также служит дополнительной страховкой для окружающей среды на случай аварийных ситуаций.
Прокладка трубопровода будет осуществляться очередями в направлении с юга на север. Маршрут, берущий начало в Гомельском районе, пройдет через Буда-Кошелевский, Чечерский, Кормянский, а также Чериковский, Славгородский и Кричевский районы. Под Горками трубопровод примкнет к действующей нефтяной магистрали Унеча — Полоцк. С учетом особенностей ландшафта местности перепад высот на протяжении маршрута будет доходить до 100 метров. Гидравлические расчеты показывают, что это не помешает. Через трубу планируется перекачивать до шести миллионов тонн нефти в год.
Проект состоит из 12 очередей. Помимо линейной части, предусмотрено строительство промежуточной нефтеперекачивающей станции и реконструкция двух уже эксплуатируемых — «Гомель» и «Горки». Ориентировочная стоимость составляет около 300 миллионов рублей.
— Значимость данного проекта определяется не столько его стоимостью, сколько функциональным предназначением, — отметил заместитель Премьер-министра Юрий Назаров. — Новый транзитный трубопровод позволит связать резервуарные парки наших НПЗ, чтобы они могли работать без влияния внешних факторов.
Перед руководством обоих НПЗ поставлена задача — организовать до 2025 года в резервуарных парках хранение стратегического запаса в объеме около одного миллиона тонн нефти.