Актер Владимир Гостюхин — о том, как «хождение по мукам» приводит к славе
27.01.2023 09:05:00
С Беларусью свердловчанина Владимира Гостюхина судьба свела 45 лет назад. За это время он стал народным артистом Беларуси, лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. В Москву актер приехал на вручение ему ордена Преподобного Сергия Радонежского в рамках подведения итогов форума искусств «Золотой Витязь». В зале Церковных соборов храма Христа Спасителя, где прошло награждение, состоялся наш разговор с Владимиром Васильевичем.
Владимир Гостюхин: кино и театр должны пробуждать души к свету.
— Владимир Васильевич, почему патриаршая награда вручена на «Золотом Витязе»?
— 31 год назад мы с сербским продюсером Иваном Марковичем сидели на кухне белорусского классика Виктора Турова и размышляли, какой же фестиваль придумать? Так и появился «Золотой Витязь». Я стал вице-президентом фестиваля, не раз был членом жюри «Витязя», отдал ему большую часть жизни и души. Я всегда считал искусство отражением жизни, нашего трагического бытия.
— В чем главная идея фестиваля?
— Истинное искусство обязано давать идеалы, нести истинные ценности.
— Вы верите в мессианство культуры?
— Я верю в воспитательную силу искусства, кино и театр должны пробуждать души к свету. У Бога нет других рук, кроме наших.
— Ваш любимый фильм?
— «Старшина».
— А «Восхождение»?
— (Без паузы) «Старшина», в котором я сыграл главную роль, мой идеал человека. По характеру он мне ближе других и больше всего выражает мою человеческую суть. Такой тип людей, как старшина Кацуба, проходит через многие мои роли.
— Вы все предложения в кино принимаете?
— Только тогда, когда могу что-то сказать свое. Первая большая роль, которая открыла мне дорогу в кино, — Рыбак в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение» по белорусскому классику Василю Быкову. Рыбак, пытаясь выжить, гибнет морально, а его товарищ Сотников восходит к высшему смыслу человеческого бытия. Съемки были — жесть, мороз минус 35. Лариса Ефимовна бросала в нас снегом, обжигая лица для «фактурности». После команды «Стоп!» я увидел копошащийся белый клубок — это был Борис Плотников, его всего замело снегом. Шепитько стала растирать ему уши и руки. С режиссером был духовно связан и композитор Альфред Шнитке.
— Правда, что Рыбака хотел сыграть Высоцкий?
— Он снимался в соседнем павильоне в фильме «Арап Петра Великого» и заглядывал к нам. Когда картину повезли на Берлинский фестиваль, где она получила в 1977 году Гран-при, меня в Германию не взяли. Госкино решило, что актер, сыгравший отрицательного персонажа, не должен представлять советское кино. В Москве, когда чествовали победу картины, Зиновий Гердт пробежал через весь зал, чтобы меня обнять. Коппола как-то поинтересовался, жив ли актер, который сыграл Рыбака. «Жив», — ответила Шепитько. «После таких ролей не живут», — удивился Коппола.
— Как вас воспитывал отец?
— Хорошо. Я помню отцовский ремень. Я был хулиганом.
— А вы хороший отец?
— Не очень, все мои силы уходят в работу. В ГИТИСе я был единственным отличником на курсе. Дебютировал у Марлена Хуциева. Места в театре не было. Я год работал сторожем в детском саду, потом устроился мебельщиком-реквизитором в Театр Советской армии. Перетаскивал мебель четыре года и учил роли. Однажды заболел главный актер в спектакле. Дублера не было. В тот вечер, когда я заменял заболевшего артиста, в зале был второй режиссер фильма «Хождение по мукам», где мне предложили роль. После этого судьба повернулась ко мне лицом.
— Карьера пошла в гору, а вы уехали в Беларусь.
— В Беларуси снимали фильм «В профиль и анфас». На съемочной площадке я влюбился. Из Минска мотался в Москву и Питер сниматься.
— Ваши «Дальнобойщики» стали киношлягером.
В сериале «Дальнобойщики» первые два месяца Владимир Гостюхин и Влад Галкин снимались бесплатно.
— Первые два месяца мы с Владом Галкиным снимались бесплатно, потому что человек с нашими гонорарами сбежал за границу.
— «КАМАЗ» сами водили?
— Была колонна машин с двумя камерами и софитами, за ней ехали мы с Владом. Права я получил только после сериала. Когда Влада не стало, я воспринял это как личную трагедию. В автокатастрофах погибли моя мама и режиссер Лариса Шепитько, во время съемок «Прощание с Матерой».
— С Михаилом Пташуком, открывшим Влада Галкина, вы жили по соседству, как и с Владимиром Мулявиным.
— Миша снял «В августе 44‑го...». Он приносил мне читать сценарии. С Владимиром Мулявиным мы жили в Минске в одном доме: он на шестом этаже, я на третьем. Я не знал, что Володя екатеринбургский, для меня он был исконный белорус. Познакомила нас его жена Света Пенкина, с которой мы вместе снимались в фильме «Хождение по мукам». Володя — гений, он нес белорусскую песню всему миру.
— Документальный фильм «Театр Киноактера», где вы служите с 1982 года, получил немало призов в 2022 году.
— Идея создания театра принадлежала первому секретарю ЦК Компартии Белоруссии Петру Мироновичу Машерову. Он решил, что артистам «Беларусьфильма», не занятым на съемочной площадке, негоже слоняться без дела. Так возникла талантливая труппа. (Сейчас ее возглавляет лауреат премии Союзного государства Александр Ефремов. — Прим. ред.).
— Министр культуры Беларуси Анатолий Маркевич назвал вас, Елизарьева и Мулявина деятелями культуры, которые обогатили культурное пространство Союзного государства. Вы продолжаете сниматься?
— В прошлом году снялся в трех лентах: двух комедиях и триллере.
— Куда вам хотелось бы вернуться?
— Я родился в год после Победы. Вернулся бы в детство, в мой послевоенный Свердловск. Гостюха был там король... По вечерам ходили в сад Вайнера, где выступали Вертинский и Утесов. Как бы я хотел уткнуться в натруженные ладони своей матери...
— А что для вас Беларусь?
— Она моя вторая родина. Предки моей мамы — из Витебской губернии. Я очень люблю в Витебской области Голубые озера под Лынтупами. Это место напоминает мне Урал. Если вы бросите в уральскую землю косточку финика, пальма не вырастет. А там, где я в Беларуси построил дом, растут такие же, как на Урале, березки. И мне обидно, что мне отказали в аккредитации на культурное мероприятие в Москве. Ведь мы живем в одном государстве.
ДОСЬЕ «СОЮЗА»
Владимир Гостюхин родился в 1946 году в Свердловске. Окончил ГИТИС. Работал в Театре Советской армии. С 1982 года — актер минского Театра-студии киноактера. Снялся в 120 фильмах и сериалах. Среди лучших работ — «Восхождение», «Время выбрало нас», «Берег», «Левша», «Урга — территория любви», «Око за око», «Волки», «Дальнобойщики», «Война» Алексея Балабанова (2002 г.), «Оттепель»...
Татьяна ХОРОШИЛОВА.
mosfaces@gmail.com
Владимир Гостюхин: кино и театр должны пробуждать души к свету.
— Владимир Васильевич, почему патриаршая награда вручена на «Золотом Витязе»?
— 31 год назад мы с сербским продюсером Иваном Марковичем сидели на кухне белорусского классика Виктора Турова и размышляли, какой же фестиваль придумать? Так и появился «Золотой Витязь». Я стал вице-президентом фестиваля, не раз был членом жюри «Витязя», отдал ему большую часть жизни и души. Я всегда считал искусство отражением жизни, нашего трагического бытия.
— В чем главная идея фестиваля?
— Истинное искусство обязано давать идеалы, нести истинные ценности.
— Вы верите в мессианство культуры?
— Я верю в воспитательную силу искусства, кино и театр должны пробуждать души к свету. У Бога нет других рук, кроме наших.
— Ваш любимый фильм?
— «Старшина».
— А «Восхождение»?
— (Без паузы) «Старшина», в котором я сыграл главную роль, мой идеал человека. По характеру он мне ближе других и больше всего выражает мою человеческую суть. Такой тип людей, как старшина Кацуба, проходит через многие мои роли.
— Вы все предложения в кино принимаете?
— Только тогда, когда могу что-то сказать свое. Первая большая роль, которая открыла мне дорогу в кино, — Рыбак в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение» по белорусскому классику Василю Быкову. Рыбак, пытаясь выжить, гибнет морально, а его товарищ Сотников восходит к высшему смыслу человеческого бытия. Съемки были — жесть, мороз минус 35. Лариса Ефимовна бросала в нас снегом, обжигая лица для «фактурности». После команды «Стоп!» я увидел копошащийся белый клубок — это был Борис Плотников, его всего замело снегом. Шепитько стала растирать ему уши и руки. С режиссером был духовно связан и композитор Альфред Шнитке.
— Правда, что Рыбака хотел сыграть Высоцкий?
— Он снимался в соседнем павильоне в фильме «Арап Петра Великого» и заглядывал к нам. Когда картину повезли на Берлинский фестиваль, где она получила в 1977 году Гран-при, меня в Германию не взяли. Госкино решило, что актер, сыгравший отрицательного персонажа, не должен представлять советское кино. В Москве, когда чествовали победу картины, Зиновий Гердт пробежал через весь зал, чтобы меня обнять. Коппола как-то поинтересовался, жив ли актер, который сыграл Рыбака. «Жив», — ответила Шепитько. «После таких ролей не живут», — удивился Коппола.
— Как вас воспитывал отец?
— Хорошо. Я помню отцовский ремень. Я был хулиганом.
— А вы хороший отец?
— Не очень, все мои силы уходят в работу. В ГИТИСе я был единственным отличником на курсе. Дебютировал у Марлена Хуциева. Места в театре не было. Я год работал сторожем в детском саду, потом устроился мебельщиком-реквизитором в Театр Советской армии. Перетаскивал мебель четыре года и учил роли. Однажды заболел главный актер в спектакле. Дублера не было. В тот вечер, когда я заменял заболевшего артиста, в зале был второй режиссер фильма «Хождение по мукам», где мне предложили роль. После этого судьба повернулась ко мне лицом.
— Карьера пошла в гору, а вы уехали в Беларусь.
— В Беларуси снимали фильм «В профиль и анфас». На съемочной площадке я влюбился. Из Минска мотался в Москву и Питер сниматься.
— Ваши «Дальнобойщики» стали киношлягером.
В сериале «Дальнобойщики» первые два месяца Владимир Гостюхин и Влад Галкин снимались бесплатно.
— Первые два месяца мы с Владом Галкиным снимались бесплатно, потому что человек с нашими гонорарами сбежал за границу.
— «КАМАЗ» сами водили?
— Была колонна машин с двумя камерами и софитами, за ней ехали мы с Владом. Права я получил только после сериала. Когда Влада не стало, я воспринял это как личную трагедию. В автокатастрофах погибли моя мама и режиссер Лариса Шепитько, во время съемок «Прощание с Матерой».
— С Михаилом Пташуком, открывшим Влада Галкина, вы жили по соседству, как и с Владимиром Мулявиным.
— Миша снял «В августе 44‑го...». Он приносил мне читать сценарии. С Владимиром Мулявиным мы жили в Минске в одном доме: он на шестом этаже, я на третьем. Я не знал, что Володя екатеринбургский, для меня он был исконный белорус. Познакомила нас его жена Света Пенкина, с которой мы вместе снимались в фильме «Хождение по мукам». Володя — гений, он нес белорусскую песню всему миру.
— Документальный фильм «Театр Киноактера», где вы служите с 1982 года, получил немало призов в 2022 году.
— Идея создания театра принадлежала первому секретарю ЦК Компартии Белоруссии Петру Мироновичу Машерову. Он решил, что артистам «Беларусьфильма», не занятым на съемочной площадке, негоже слоняться без дела. Так возникла талантливая труппа. (Сейчас ее возглавляет лауреат премии Союзного государства Александр Ефремов. — Прим. ред.).
— Министр культуры Беларуси Анатолий Маркевич назвал вас, Елизарьева и Мулявина деятелями культуры, которые обогатили культурное пространство Союзного государства. Вы продолжаете сниматься?
— В прошлом году снялся в трех лентах: двух комедиях и триллере.
— Куда вам хотелось бы вернуться?
— Я родился в год после Победы. Вернулся бы в детство, в мой послевоенный Свердловск. Гостюха был там король... По вечерам ходили в сад Вайнера, где выступали Вертинский и Утесов. Как бы я хотел уткнуться в натруженные ладони своей матери...
— А что для вас Беларусь?
— Она моя вторая родина. Предки моей мамы — из Витебской губернии. Я очень люблю в Витебской области Голубые озера под Лынтупами. Это место напоминает мне Урал. Если вы бросите в уральскую землю косточку финика, пальма не вырастет. А там, где я в Беларуси построил дом, растут такие же, как на Урале, березки. И мне обидно, что мне отказали в аккредитации на культурное мероприятие в Москве. Ведь мы живем в одном государстве.
ДОСЬЕ «СОЮЗА»
Владимир Гостюхин родился в 1946 году в Свердловске. Окончил ГИТИС. Работал в Театре Советской армии. С 1982 года — актер минского Театра-студии киноактера. Снялся в 120 фильмах и сериалах. Среди лучших работ — «Восхождение», «Время выбрало нас», «Берег», «Левша», «Урга — территория любви», «Око за око», «Волки», «Дальнобойщики», «Война» Алексея Балабанова (2002 г.), «Оттепель»...
Татьяна ХОРОШИЛОВА.
mosfaces@gmail.com