В Братиславе открылась выставка «Оскар Марикс – основоположник белорусской сценографии»
25.07.2018 06:29:34
Юлия АНДРЕЕВА
Это большое культурное событие для обеих стран, ведь словаки считают народного художника Беларуси Оскара Марикса своим земляком. Его родной Львов на переломе XIX-XX веков был городом многих этносов и культур. Оскар происходил из интеллигентной и зажиточной семьи. Учился в художественных академиях Праги, Варшавы и Вены.
Не вполне понятно, каким образом он оказался в Минске в 1920 году, но его судьба до последних дней оказалась связана с белорусской землей. Здесь он женился на красавице-виолончелистке Анне Бергер. Здесь стал главным художником Белорусского Первого Государственного Театра (БГТ-1, ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы). Но сотрудничал и с другими театрами, в частности, с Большим театром оперы и балета. Особый успех в свое время выпал на долю его декораций к балету Минкуса «Дон Кихот».
Всего же он создал декорации к 200 спектаклям ведущих белорусских театров. Причем он первый ввел в практику трехмерные декорации. Не просто рисованный задник, а полноценную реконструкцию пространства, которую затем обживали актеры.
В январе 2011 года в Белорусском государственном музее истории театральной и музыкальной культуры открылась выставка, посвященная 120-летию со дня рождения художника. На ней были представлены эскизы декораций и костюмов, а также пейзажи, созданные Мариксом в послевоенный период (довоенные полотна Марикса были вывезены гитлеровцами в Германию и не найдены до сих пор). В ноябре 2012 года эту выставку показали в «Галерее на чердаке» словацкого города Банска-Бистрица в сотрудничестве с Национальной научной библиотекой Словакии и Посольством Словакии в Беларуси.
Ныне экспозиция, посвященная Мариксу, развернута в выставочном зале Министерства культуры Словакии в рамках культурного проекта «Беларусь-Словакия. Диалог культур».
В церемонии открытия участвовали руководитель филиала Национального исторического музея Беларуси «Музей истории театральной и музыкальной культуры» Зинаида Кучер, директор Государственного литературного музея Янки Купалы Елена Лешкович и завотделом Ольга Пархимович.
На выставке также представлен альбом «Оскар Марикс», выпущенный в 2012 году в Беларуси.
Не вполне понятно, каким образом он оказался в Минске в 1920 году, но его судьба до последних дней оказалась связана с белорусской землей. Здесь он женился на красавице-виолончелистке Анне Бергер. Здесь стал главным художником Белорусского Первого Государственного Театра (БГТ-1, ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы). Но сотрудничал и с другими театрами, в частности, с Большим театром оперы и балета. Особый успех в свое время выпал на долю его декораций к балету Минкуса «Дон Кихот».
Всего же он создал декорации к 200 спектаклям ведущих белорусских театров. Причем он первый ввел в практику трехмерные декорации. Не просто рисованный задник, а полноценную реконструкцию пространства, которую затем обживали актеры.
Ныне экспозиция, посвященная Мариксу, развернута в выставочном зале Министерства культуры Словакии в рамках культурного проекта «Беларусь-Словакия. Диалог культур».
В церемонии открытия участвовали руководитель филиала Национального исторического музея Беларуси «Музей истории театральной и музыкальной культуры» Зинаида Кучер, директор Государственного литературного музея Янки Купалы Елена Лешкович и завотделом Ольга Пархимович.
На выставке также представлен альбом «Оскар Марикс», выпущенный в 2012 году в Беларуси.