В 2019 году белорусские автодилеры продали рекордное за всю историю страны количество автомобилей
15.01.2020 21:44:43
Полина КОНОГА
Который год подряд белорусский автомобильный рынок радует новостями — и 2019-й не стал исключением. Дилеры в прошлом году продали более 65 000 новеньких машин: это лучший результат за всю историю авторынка страны. Что особенно приятно: в пятерку лидеров продаж вошел и белорусский производитель — компания Geely. Что повлияло на рост рынка, как будет складываться ситуация в текущем году и как сработал Указ № 140, разбирались корреспонденты «Р».
Если никак не удастся обосновать сумму превышения своих трат над доходами, придется заплатить подоходный налог. Сейчас его ставка в отношении таких сумм составляет 16 процентов.
Куда катится колесо
Знаменитый литературный персонаж Остап Бендер считал автомобиль не роскошью, а средством передвижения. Для многих белорусов эта фраза актуальна и по сей день: сейчас сложно удивить соседей наличием второй-третьей машины в семье. Внутренний авторынок второй год подряд переживает положительные рекорды: все больше граждан пересаживается на новенькие автомобили из салона, растут и продажи «бэушек», ввезенных из-за пределов страны. Причем последние язык не поворачивается назвать автохламом: в ассортименте львиная доля молодых авто. Позитивно отразился на итоговых цифрах и Указ Президента № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов». Документ предусматривает растаможку автомобилей с 50-процентной скидкой родителям в многодетных семьях и инвалидам I и II групп. Мы связались с теми, кто воспользовался указом, выяснили, какие последствия грозят желающим обойти документ, и попытались купить на авторынке автомобиль без пробега по Беларуси.
Покупка для большой семьи
Для мамы четверых детей, заместителя председателя Первомайской районной организации г. Минска общественного объединения «Белорусская ассоциация многодетных родителей» Елены Фокиной покупка автомобиля стала не просто интересным опытом. Водительские права у женщины появились еще в 2002-м, но обладательницей собственной «ласточки» она смогла стать только в прошлом году.
— У меня никогда не было собственной машины. И если бы не Указ № 140, не было бы до сих пор. Документ очень нам помог, только благодаря ему мы решились на эту покупку. Еще до того, как появился указ, мы подумывали приобрести машину. Но ничего подходящего не нашли: купить новый автомобиль в салоне для нас слишком дорого. То, что попадалось в объявлениях или на рынках, не устраивало по качеству и цене.
Елена Фокина: «Везти детей в красивой собственной машине — это непередаваемое ощущение!».
В результате подходящая машина нашлась на одном литовском сайте. И для того чтобы многодетной маме отправиться вместе с сыном в Литву за покупкой, сошлось немало факторов: действующие визы в паспорте, отпуск, да и литовские друзья предложили свою помощь.
— Мы решили: если найдем то, что хотим, — значит, купим автомобиль. Нет — тогда это просто будет мини-отпуск, — вспоминает Елена Фокина. — В результате нескольких дней активных поисков нашелся хороший Volkswagen Polo 2014 года выпуска. Немецкая машина в хорошей комплектации обошлась в 6000 евро. Плюс растаможка и утильсбор. В любом случае здесь бы мы такую модель не нашли: все, что смотрели до этого, было российской сборки и по более высоким ценам.
По словам Елены Фокиной, которая, к слову, впервые в своей жизни самостоятельно пересекала границу за рулем и занималась всеми организационными вопросами, волнение на таможне было:
— Несмотря на то что я прочитала все о действии указа, были некоторые страхи. Спасибо огромное сотруднице таможни, которая все нам разъяснила, показала и помогла, никаких проблем с оформлением не возникло. Честно скажу, даже гордость почувствовала, что мы многодетная семья.
Приобрести, содержать и обслуживать автомобиль в любом случае довольно накладно. В большом городе зачастую членов семьи спасает развитая система городского общественного транспорта. Но при этом многодетная мама добавляет:
— Везти детей в уютной красивой собственной машине — это непередаваемое ощущение и возможность для многодетной семьи быть мобильными, успевать за ритмами столичного города! Исполнить мою мечту помог в том числе указ №140.
На авторынке в Минске можно купить «бэушку» в кредит, лизинг или trade-in.
Доверяй, но проверяй
В Белорусской нотариальной палате констатируют: к нотариусу за удостоверением доверенностей на покупку и перегон машин согласно Указу № 140 граждане обращаются довольно часто. Кто-то самостоятельно не может поехать за транспортным средством, у кого-то нет действующей визы. Несмотря на то что документ рассчитан на поддержку определенной категории населения, нельзя не признать: есть случаи, когда указом пытаются воспользоваться в корыстных целях. Сегодня в интернете можно встретить объявлениям желающих «продать» свою льготу. Услугой в основном пользуются перекупщики машин из Европы. За доверенность от инвалида I или II группы, а также родителя многодетной семьи они готовы заплатить до 500 долларов. Нотариус Брестского нотариального округа Ольга Парецкая признает:
— Действительно, есть подобные объявления о приобретении транспортных средств у тех граждан, которых, как предполагается, указ должен поддержать. Оформляя доверенность на покупку машины, нотариусы не интересуются, какую цель преследуют эти люди. Но иногда очевидно: речь идет об извлечении выгоды, поскольку некоторые ввозимые автомобили относятся к далеко не средней ценовой категории.
По словам специалиста, очень важно помнить и понимать: цель документа — ввоз автомобиля с применением 50-процентной льготы при растаможке для личного пользования. То есть фактически машиной владеть должен тот, кто обладает правом льготы. В случае перепродажи транспортным средством пользуются уже другие люди. При этом документ никак не ограничивает возможность дарения или перепродажи ввезенной машины.
— Пока ни о каких последствиях за нецелевое использование указа мы не слышали, но вопросы в будущем могут возникнуть. Запросить информацию уполномочены в том числе и налоговые органы, которые могут уточнить, откуда у человека средства на покупку дорогого автомобиля. В Гражданском кодексе есть статья «Недействительность мнимой или притворной сделки», но признать это можно только через суд.
В Министерстве по налогам и сборам тем временем напоминают: налоговые органы вправе контролировать соответствие доходов и расходов физлиц.
— Контрольные мероприятия проводятся налоговыми органами в первую очередь в отношении граждан, живущих «не по средствам»: не получающих доходов из официальных источников либо получающих их в незначительных размерах, но при этом приобретающих дорогостоящее недвижимое имущество, транспортные средства, а также совершающих иные финансовые операции.
При выявлении лиц, у которых расходы значительно превышают официально полученные ими доходы, истребуются декларации о доходах и имуществе. Затем налоговые органы могут детально проанализировать источники доходов физлица, за счет которых в течение последних десяти лет было приобретено имущество, а также осуществлялись иные расходы. Если никак не удастся обосновать сумму превышения своих трат над доходами, придется заплатить подоходный налог. Сейчас его ставка в отношении таких сумм составляет 16 процентов.
В 2020 году доминировать на рынке будут бюджетные сегменты седанов и внедорожников.
Citroen и ящик хурмы
На авторынок в Малиновку отправляюсь с коллегой с конкретной целью: «продать» свой старый Citroen и подыскать ему на смену машину поновее из Европы. Один из перекупов перехватывает нас на парковке: как только я заглушила двигатель, за 16-летнюю «ласточку» мне тут же предложили 2000 долларов в эквиваленте. Немного поулыбавшись, получаю сверху еще 200 долларов:
— Давай так: 2200 — последняя цена. Прямо сейчас могу расплатиться. Продаешь?
Говорю, что обязательно подумаю, и интересуюсь, что есть не слишком дорогое и не очень старое, желательно из Европы.
— Да почти все! — гордо демонстрирует Николай ряды чистых машин. — Некоторые из них ввезли по указу № 140 со льготной растаможкой, но ты не волнуйся: все легально, по доверенности, никакого криминала. Машины без пробега по Беларуси, цены очень хорошие: смотри, Nissan из Бельгии, BMW и Mercedes из Германии — 4—6 лет по 15—20 000 долларов. Очень хорошая цена! Раньше растаможка потянула бы на 7000 евро за одну машину.
Если не устраивают машины в наличии, Николай предлагает выбрать подходящий автомобиль на одном из немецких сайтов. Никакой предоплаты. Все вопросы берут на себя «контора и хорошие ребята». Пока я «раздумываю», конкуренты Николая советуют с ним не связываться: покупать кота в мешке — идея не самая лучшая. На провокационную просьбу «Привезите мне машину из Франции» деликатно предлагают смотреть только те модели, которые уже есть в наличии в «Малиновке». Львиная доля выставленных на продажу здесь авто — из Европы без пробега по Беларуси. Варианты покупки — кредит, лизинг, trade-in. Говорят, хорошие автомобили здесь долго не стоят. Мол, время и цены очень удачные. Мне настоятельно рекомендуют воспользоваться моментом и обновить свою «ласточку». Уезжая с рынка, вновь встречаюсь с Николаем. Обещает мне, что в день заключения сделки с него ящик гранатов и хурмы. Неплохое предложение, как считаете?
konoga@sb.by
Заводи, поехали!
Последние несколько лет белорусский авторынок прирастает весьма бодрыми темпами, прошлый год и вовсе стал для него рекордным: дилеры продали более 65 000 новеньких авто. Сохранится ли эта тенденция в будущем, как в текущем году будут складываться цены и какие машины сейчас предпочитают белорусы, корреспондент «Р» узнала у председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича.
Сергей Михневич.
Авто в кредит
— Сергей Евгеньевич, как вы оцениваете итоги 2019 года? Насколько оправдались ваши прогнозы?
— Прошлый год прошел весьма позитивно: продажи компаний-участников автомобильной ассоциации выросли более чем на 23 процента и составили более 65 000 автомобилей. Это самый успешный год за всю историю автомобильного рынка страны. К слову, о прогнозах: кто-то планировал 15 процентов прироста по году, кто-то — более 20 процентов. Как видите, продажи оказались на уровне ожиданий и мы говорим о том, что это рекордный год. Другой вопрос, как менялись темпы роста в течение года. Если в первом квартале рынок рос более чем на 50 процентов, то во втором полугодии (или даже уже со второго квартала) темпы роста стали сокращаться. Эта динамика в 23 процента была достигнута именно в первом квартале. А дальше мы наблюдали спад рынка. Сказать, что мы на мажорной ноте закончили год, будет не совсем правильно, хотя в целом, конечно, продажи выросли.
— Какие тренды были характерны для нашего авторынка в прошлом году? Что повлияло на ситуацию?
— Мы предполагаем несколько факторов, которые привели к таким неплохим результатам по итогам прошлого года. Во-первых, существовал некий отложенный спрос, который сформировался с 2014-го по 2016-й. В результате рынок начиная с 2017 года этот спрос удовлетворил: прирост последних трех лет основывался именно на этом. Второй фактор — последние три года, в том числе и в прошлом году, автодилеры предлагали комфортные инструменты финансирования, совместные программы с банками и лизинговыми компаниями. В результате покупать новый автомобиль зачастую стало выгоднее, чем машину с пробегом. На фоне определенного дефицита качественных авто с пробегом, а также ограничительных мер тарифного регулирования по ввозу таких автомобилей из третьих стран новые авто бюджетного сегмента стали более привлекательными для клиентов. И мы наблюдали рост рынка как раз в этих сегментах — бюджетных седанов и внедорожников. В целом по прошлому году до 60—70 процентов новых автомобилей было реализовано через кредитование и лизинг.
Рейтинг популярности
— Какие авто были популярнее всего у белорусов?
— Лидером продаж стала марка Lada, затем идут Renault, Volkswagen, Geely и на пятом месте Kia. У этих компаний продажи шли с достаточно большим отрывом от других брендов на протяжении всего периода, и именно благодаря им мы и видим такой процент роста рынка. Дальше идут Honda, Hyundai, ГАЗ, Nissan. Если резюмировать, то серьезный прирост показали в большей степени автомобили российских и немецких брендов, в том числе и в премиальном сегменте.
— В одном из интервью летом вы говорили, что в первой половине прошлого года серьезно «выстрелили» две компании — Lada и Geely. Почему так произошло? Как у них обстоят дела по итогу года?
— Lada росла до второго квартала включительно. Начиная со второй половины года она начала сдавать свои позиции, объемы продаж у них (и у Renault тоже) серьезно упали в четвертом квартале. Для Geely последний квартал года стал самым успешным. Наращивая свои объемы производства, эта компания наращивала и продажи. Они серьезно расширили свой модельный ряд, предложили новые модели в сегменте седанов и хетчбэков. Кроме того, такой финансовой поддержки со стороны государства и банков, как у Geely, ни один другой бренд не имеет. И это способствует тому, что клиенты выбирают именно эту марку.
Кривые спроса
— Весной прошлого года в стране был принят Указ № 140. На ваш взгляд, как он повлиял на ситуацию на автомобильном рынке?
— Принятие этого документа достаточно серьезно повлияло на динамику рынка. По нашим данным, которые пока не проверены, за период действия этого документа в страну ввезли порядка 30 тысяч автомобилей с пробегом, причем машины достаточно свежие — 3—5 лет. Кстати, в своем ценовом сегменте к таким машинам ближе всего Lada и Renault.
— Как в течение года менялись цены на авто в Беларуси? Каковы прогнозы на 2020 год?
— Вплоть до четвертого квартала цены на автомобили практически не менялись, они были в пределах того уровня, что и в начале года. Но уже в конце осени — начале зимы, когда стали происходить курсовые колебания и белорусский рубль начал ослабевать к валютам, в том числе и к российскому рублю, автодилеры вынуждены были поднимать цены. Такая ситуация сохраняется и сейчас. Кстати, во время декабрьских распродаж многие стали покупать авто именно на фоне предупреждений автодилеров о росте цен в 2020 году. И на этом основывается определенное оживление продаж в последний месяц прошлого года. В 2020 году мы ожидаем увеличения цен на автомобили, связанного прежде всего с повышением цен российскими автопроизводителями. Напомню, более 80 процентов автомобилей наши дилеры ввозят из России. В результате уже сегодня цены на машины повысились, в сравнении с тем, что было на начало осени 2019 года, более чем на 10 процентов.
За своим рулем
— Как в целом будет складываться ситуация на автомобильном рынке в этом году?
— Мы в ассоциации пока не пришли к единому мнению, что будет на рынке. Кто-то готовится к десятипроцентному росту, кто-то, наоборот, к десятипроцентному падению. Наиболее реалистичным видится, что объемы продаж сохранятся на уровне прошлого года. Правда, сегодня очень сложно прогнозировать даже на 2 месяца, не говоря уже о прогнозах на весь год: очень много факторов влияет на ситуацию на рынке, на доходы граждан. Плюс надо учитывать действия Нацбанка по сдерживанию кредитования. Кстати, это тоже фактор, который повлиял негативно на рост рынка во втором полугодии прошлого года. Соответственно, мы не строим больших планов роста и будем рады, если рынок удержится на уровне прошлого года.
— Ждать ли каких-то кардинальных изменений в предпочтениях белорусов?
— Мы не видим сейчас и не ждем в 2020 году каких-то изменений в предпочтениях. Доминировать по-прежнему будут бюджетные сегменты седанов и внедорожников. Очевидно, что будет расти класс именно внедорожников, это общемировая тенденция. На наш взгляд, расти будут те бренды, которые станут предлагать более выгодные финансовые инструменты покупки авто, а также будут сдерживать свои цены.
ДОСЬЕ
Белорусская автомобильная ассоциация (БАА). Основана в апреле 2000 года. В состав БАА входят 23 юридических лица, 22 из которых являются официальными представителями 33 ведущих мировых автомобильных брендов. Члены ассоциации сегодня формируют в стране более 95 процентов объема рынка продаж новых автомобилей.
mich@sb.by
Если никак не удастся обосновать сумму превышения своих трат над доходами, придется заплатить подоходный налог. Сейчас его ставка в отношении таких сумм составляет 16 процентов.
Куда катится колесо
Знаменитый литературный персонаж Остап Бендер считал автомобиль не роскошью, а средством передвижения. Для многих белорусов эта фраза актуальна и по сей день: сейчас сложно удивить соседей наличием второй-третьей машины в семье. Внутренний авторынок второй год подряд переживает положительные рекорды: все больше граждан пересаживается на новенькие автомобили из салона, растут и продажи «бэушек», ввезенных из-за пределов страны. Причем последние язык не поворачивается назвать автохламом: в ассортименте львиная доля молодых авто. Позитивно отразился на итоговых цифрах и Указ Президента № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов». Документ предусматривает растаможку автомобилей с 50-процентной скидкой родителям в многодетных семьях и инвалидам I и II групп. Мы связались с теми, кто воспользовался указом, выяснили, какие последствия грозят желающим обойти документ, и попытались купить на авторынке автомобиль без пробега по Беларуси.
Покупка для большой семьи
Для мамы четверых детей, заместителя председателя Первомайской районной организации г. Минска общественного объединения «Белорусская ассоциация многодетных родителей» Елены Фокиной покупка автомобиля стала не просто интересным опытом. Водительские права у женщины появились еще в 2002-м, но обладательницей собственной «ласточки» она смогла стать только в прошлом году.
— У меня никогда не было собственной машины. И если бы не Указ № 140, не было бы до сих пор. Документ очень нам помог, только благодаря ему мы решились на эту покупку. Еще до того, как появился указ, мы подумывали приобрести машину. Но ничего подходящего не нашли: купить новый автомобиль в салоне для нас слишком дорого. То, что попадалось в объявлениях или на рынках, не устраивало по качеству и цене.
Елена Фокина: «Везти детей в красивой собственной машине — это непередаваемое ощущение!».
В результате подходящая машина нашлась на одном литовском сайте. И для того чтобы многодетной маме отправиться вместе с сыном в Литву за покупкой, сошлось немало факторов: действующие визы в паспорте, отпуск, да и литовские друзья предложили свою помощь.
— Мы решили: если найдем то, что хотим, — значит, купим автомобиль. Нет — тогда это просто будет мини-отпуск, — вспоминает Елена Фокина. — В результате нескольких дней активных поисков нашелся хороший Volkswagen Polo 2014 года выпуска. Немецкая машина в хорошей комплектации обошлась в 6000 евро. Плюс растаможка и утильсбор. В любом случае здесь бы мы такую модель не нашли: все, что смотрели до этого, было российской сборки и по более высоким ценам.
По словам Елены Фокиной, которая, к слову, впервые в своей жизни самостоятельно пересекала границу за рулем и занималась всеми организационными вопросами, волнение на таможне было:
— Несмотря на то что я прочитала все о действии указа, были некоторые страхи. Спасибо огромное сотруднице таможни, которая все нам разъяснила, показала и помогла, никаких проблем с оформлением не возникло. Честно скажу, даже гордость почувствовала, что мы многодетная семья.
Приобрести, содержать и обслуживать автомобиль в любом случае довольно накладно. В большом городе зачастую членов семьи спасает развитая система городского общественного транспорта. Но при этом многодетная мама добавляет:
— Везти детей в уютной красивой собственной машине — это непередаваемое ощущение и возможность для многодетной семьи быть мобильными, успевать за ритмами столичного города! Исполнить мою мечту помог в том числе указ №140.
На авторынке в Минске можно купить «бэушку» в кредит, лизинг или trade-in.
Доверяй, но проверяй
В Белорусской нотариальной палате констатируют: к нотариусу за удостоверением доверенностей на покупку и перегон машин согласно Указу № 140 граждане обращаются довольно часто. Кто-то самостоятельно не может поехать за транспортным средством, у кого-то нет действующей визы. Несмотря на то что документ рассчитан на поддержку определенной категории населения, нельзя не признать: есть случаи, когда указом пытаются воспользоваться в корыстных целях. Сегодня в интернете можно встретить объявлениям желающих «продать» свою льготу. Услугой в основном пользуются перекупщики машин из Европы. За доверенность от инвалида I или II группы, а также родителя многодетной семьи они готовы заплатить до 500 долларов. Нотариус Брестского нотариального округа Ольга Парецкая признает:
— Действительно, есть подобные объявления о приобретении транспортных средств у тех граждан, которых, как предполагается, указ должен поддержать. Оформляя доверенность на покупку машины, нотариусы не интересуются, какую цель преследуют эти люди. Но иногда очевидно: речь идет об извлечении выгоды, поскольку некоторые ввозимые автомобили относятся к далеко не средней ценовой категории.
По словам специалиста, очень важно помнить и понимать: цель документа — ввоз автомобиля с применением 50-процентной льготы при растаможке для личного пользования. То есть фактически машиной владеть должен тот, кто обладает правом льготы. В случае перепродажи транспортным средством пользуются уже другие люди. При этом документ никак не ограничивает возможность дарения или перепродажи ввезенной машины.
— Пока ни о каких последствиях за нецелевое использование указа мы не слышали, но вопросы в будущем могут возникнуть. Запросить информацию уполномочены в том числе и налоговые органы, которые могут уточнить, откуда у человека средства на покупку дорогого автомобиля. В Гражданском кодексе есть статья «Недействительность мнимой или притворной сделки», но признать это можно только через суд.
В Министерстве по налогам и сборам тем временем напоминают: налоговые органы вправе контролировать соответствие доходов и расходов физлиц.
— Контрольные мероприятия проводятся налоговыми органами в первую очередь в отношении граждан, живущих «не по средствам»: не получающих доходов из официальных источников либо получающих их в незначительных размерах, но при этом приобретающих дорогостоящее недвижимое имущество, транспортные средства, а также совершающих иные финансовые операции.
При выявлении лиц, у которых расходы значительно превышают официально полученные ими доходы, истребуются декларации о доходах и имуществе. Затем налоговые органы могут детально проанализировать источники доходов физлица, за счет которых в течение последних десяти лет было приобретено имущество, а также осуществлялись иные расходы. Если никак не удастся обосновать сумму превышения своих трат над доходами, придется заплатить подоходный налог. Сейчас его ставка в отношении таких сумм составляет 16 процентов.
В 2020 году доминировать на рынке будут бюджетные сегменты седанов и внедорожников.
Citroen и ящик хурмы
На авторынок в Малиновку отправляюсь с коллегой с конкретной целью: «продать» свой старый Citroen и подыскать ему на смену машину поновее из Европы. Один из перекупов перехватывает нас на парковке: как только я заглушила двигатель, за 16-летнюю «ласточку» мне тут же предложили 2000 долларов в эквиваленте. Немного поулыбавшись, получаю сверху еще 200 долларов:
— Давай так: 2200 — последняя цена. Прямо сейчас могу расплатиться. Продаешь?
Говорю, что обязательно подумаю, и интересуюсь, что есть не слишком дорогое и не очень старое, желательно из Европы.
— Да почти все! — гордо демонстрирует Николай ряды чистых машин. — Некоторые из них ввезли по указу № 140 со льготной растаможкой, но ты не волнуйся: все легально, по доверенности, никакого криминала. Машины без пробега по Беларуси, цены очень хорошие: смотри, Nissan из Бельгии, BMW и Mercedes из Германии — 4—6 лет по 15—20 000 долларов. Очень хорошая цена! Раньше растаможка потянула бы на 7000 евро за одну машину.
Если не устраивают машины в наличии, Николай предлагает выбрать подходящий автомобиль на одном из немецких сайтов. Никакой предоплаты. Все вопросы берут на себя «контора и хорошие ребята». Пока я «раздумываю», конкуренты Николая советуют с ним не связываться: покупать кота в мешке — идея не самая лучшая. На провокационную просьбу «Привезите мне машину из Франции» деликатно предлагают смотреть только те модели, которые уже есть в наличии в «Малиновке». Львиная доля выставленных на продажу здесь авто — из Европы без пробега по Беларуси. Варианты покупки — кредит, лизинг, trade-in. Говорят, хорошие автомобили здесь долго не стоят. Мол, время и цены очень удачные. Мне настоятельно рекомендуют воспользоваться моментом и обновить свою «ласточку». Уезжая с рынка, вновь встречаюсь с Николаем. Обещает мне, что в день заключения сделки с него ящик гранатов и хурмы. Неплохое предложение, как считаете?
konoga@sb.by
Заводи, поехали!
Последние несколько лет белорусский авторынок прирастает весьма бодрыми темпами, прошлый год и вовсе стал для него рекордным: дилеры продали более 65 000 новеньких авто. Сохранится ли эта тенденция в будущем, как в текущем году будут складываться цены и какие машины сейчас предпочитают белорусы, корреспондент «Р» узнала у председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича.
Сергей Михневич.
Авто в кредит
— Сергей Евгеньевич, как вы оцениваете итоги 2019 года? Насколько оправдались ваши прогнозы?
— Прошлый год прошел весьма позитивно: продажи компаний-участников автомобильной ассоциации выросли более чем на 23 процента и составили более 65 000 автомобилей. Это самый успешный год за всю историю автомобильного рынка страны. К слову, о прогнозах: кто-то планировал 15 процентов прироста по году, кто-то — более 20 процентов. Как видите, продажи оказались на уровне ожиданий и мы говорим о том, что это рекордный год. Другой вопрос, как менялись темпы роста в течение года. Если в первом квартале рынок рос более чем на 50 процентов, то во втором полугодии (или даже уже со второго квартала) темпы роста стали сокращаться. Эта динамика в 23 процента была достигнута именно в первом квартале. А дальше мы наблюдали спад рынка. Сказать, что мы на мажорной ноте закончили год, будет не совсем правильно, хотя в целом, конечно, продажи выросли.
— Какие тренды были характерны для нашего авторынка в прошлом году? Что повлияло на ситуацию?
— Мы предполагаем несколько факторов, которые привели к таким неплохим результатам по итогам прошлого года. Во-первых, существовал некий отложенный спрос, который сформировался с 2014-го по 2016-й. В результате рынок начиная с 2017 года этот спрос удовлетворил: прирост последних трех лет основывался именно на этом. Второй фактор — последние три года, в том числе и в прошлом году, автодилеры предлагали комфортные инструменты финансирования, совместные программы с банками и лизинговыми компаниями. В результате покупать новый автомобиль зачастую стало выгоднее, чем машину с пробегом. На фоне определенного дефицита качественных авто с пробегом, а также ограничительных мер тарифного регулирования по ввозу таких автомобилей из третьих стран новые авто бюджетного сегмента стали более привлекательными для клиентов. И мы наблюдали рост рынка как раз в этих сегментах — бюджетных седанов и внедорожников. В целом по прошлому году до 60—70 процентов новых автомобилей было реализовано через кредитование и лизинг.
Рейтинг популярности
— Какие авто были популярнее всего у белорусов?
— Лидером продаж стала марка Lada, затем идут Renault, Volkswagen, Geely и на пятом месте Kia. У этих компаний продажи шли с достаточно большим отрывом от других брендов на протяжении всего периода, и именно благодаря им мы и видим такой процент роста рынка. Дальше идут Honda, Hyundai, ГАЗ, Nissan. Если резюмировать, то серьезный прирост показали в большей степени автомобили российских и немецких брендов, в том числе и в премиальном сегменте.
— В одном из интервью летом вы говорили, что в первой половине прошлого года серьезно «выстрелили» две компании — Lada и Geely. Почему так произошло? Как у них обстоят дела по итогу года?
— Lada росла до второго квартала включительно. Начиная со второй половины года она начала сдавать свои позиции, объемы продаж у них (и у Renault тоже) серьезно упали в четвертом квартале. Для Geely последний квартал года стал самым успешным. Наращивая свои объемы производства, эта компания наращивала и продажи. Они серьезно расширили свой модельный ряд, предложили новые модели в сегменте седанов и хетчбэков. Кроме того, такой финансовой поддержки со стороны государства и банков, как у Geely, ни один другой бренд не имеет. И это способствует тому, что клиенты выбирают именно эту марку.
Кривые спроса
— Весной прошлого года в стране был принят Указ № 140. На ваш взгляд, как он повлиял на ситуацию на автомобильном рынке?
— Принятие этого документа достаточно серьезно повлияло на динамику рынка. По нашим данным, которые пока не проверены, за период действия этого документа в страну ввезли порядка 30 тысяч автомобилей с пробегом, причем машины достаточно свежие — 3—5 лет. Кстати, в своем ценовом сегменте к таким машинам ближе всего Lada и Renault.
— Как в течение года менялись цены на авто в Беларуси? Каковы прогнозы на 2020 год?
— Вплоть до четвертого квартала цены на автомобили практически не менялись, они были в пределах того уровня, что и в начале года. Но уже в конце осени — начале зимы, когда стали происходить курсовые колебания и белорусский рубль начал ослабевать к валютам, в том числе и к российскому рублю, автодилеры вынуждены были поднимать цены. Такая ситуация сохраняется и сейчас. Кстати, во время декабрьских распродаж многие стали покупать авто именно на фоне предупреждений автодилеров о росте цен в 2020 году. И на этом основывается определенное оживление продаж в последний месяц прошлого года. В 2020 году мы ожидаем увеличения цен на автомобили, связанного прежде всего с повышением цен российскими автопроизводителями. Напомню, более 80 процентов автомобилей наши дилеры ввозят из России. В результате уже сегодня цены на машины повысились, в сравнении с тем, что было на начало осени 2019 года, более чем на 10 процентов.
За своим рулем
— Как в целом будет складываться ситуация на автомобильном рынке в этом году?
— Мы в ассоциации пока не пришли к единому мнению, что будет на рынке. Кто-то готовится к десятипроцентному росту, кто-то, наоборот, к десятипроцентному падению. Наиболее реалистичным видится, что объемы продаж сохранятся на уровне прошлого года. Правда, сегодня очень сложно прогнозировать даже на 2 месяца, не говоря уже о прогнозах на весь год: очень много факторов влияет на ситуацию на рынке, на доходы граждан. Плюс надо учитывать действия Нацбанка по сдерживанию кредитования. Кстати, это тоже фактор, который повлиял негативно на рост рынка во втором полугодии прошлого года. Соответственно, мы не строим больших планов роста и будем рады, если рынок удержится на уровне прошлого года.
— Ждать ли каких-то кардинальных изменений в предпочтениях белорусов?
— Мы не видим сейчас и не ждем в 2020 году каких-то изменений в предпочтениях. Доминировать по-прежнему будут бюджетные сегменты седанов и внедорожников. Очевидно, что будет расти класс именно внедорожников, это общемировая тенденция. На наш взгляд, расти будут те бренды, которые станут предлагать более выгодные финансовые инструменты покупки авто, а также будут сдерживать свои цены.
ДОСЬЕ
Белорусская автомобильная ассоциация (БАА). Основана в апреле 2000 года. В состав БАА входят 23 юридических лица, 22 из которых являются официальными представителями 33 ведущих мировых автомобильных брендов. Члены ассоциации сегодня формируют в стране более 95 процентов объема рынка продаж новых автомобилей.
mich@sb.by