Из-за чего ломаются железнодорожные рельсы и кто следит, чтобы этого не произошло
29.08.2018 07:30:00
Сергей ГОЛЕСНИК
Все мы пользуемся услугами железной дороги. Легко и просто: пошел в кассу, купил билет, сел в вагон и поехал! Но это лишь малая видимая часть огромного и сложного механизма, для поддержания и наладки которого требуются порой редкие специалисты. К примеру, оператор–дефектоскопист, выявляющий потенциально опасные участки железнодорожного полотна. Причем делает он это при помощи... ультразвукового исследования. Ну прямо как в поликлинике! С одним из таких специалистов, Сергеем Степановым из Витебской дистанции пути, наш собственный корреспондент провел несколько дней.
С 36–летним мастером своего дела я встретился у станции Лужесно Витебского района. Яркая оранжевая куртка, бейсболка и ботинки на толстой подошве. Чтобы не стирались, улыбается Сергей Алексеевич, ведь по железнодорожному полотну, усыпанному гравием, за день приходится проходить от 4 до 10 километров:
— Я вырос в Орше. Окончил училище при инструментальном заводе, где получил диплом станочника широкого профиля. А все мои друзья поступили в железнодорожный техникум. Работа, говорят, стабильная. Зарплата хорошая. Я заинтересовался. Тоже попытался устроиться монтером путей. Но нашлось лишь место подсобного рабочего на пилораме, где шпалы делали. Правда, через месяц мне предложили стать дефектоскопистом. Отучился 3,5 месяца в Барановичском дорожном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Работать начал в Орше, а после женитьбы перебрался в Витебск.
Во время нашего разговора Сергей толкает перед собой тележку, где установлен дефектоскоп с датчиками. Датчики, скользящие по поверхности рельсов, словно лыжи, — не что иное, как ультразвуковые преобразователи. По 6 штук с каждой стороны. Они, говорит Сергей, помогают найти дефект, скрывающийся внутри стали:
Один дефект можно обнаружить при помощи датчиков. Другой — рассмотреть, если поднести зеркало снизу. А чтобы точнее определить его размер, проблемное место нужно обследовать ручным датчиком. Он тоже в арсенале оператора имеется. Кроме того, информация с датчиков в электронном виде записывается на флешку. В течение двух суток ее расшифровывает инженер. Во время летних отпусков Степанов заменил одного из них. Так что на следующий день с Сергеем Алексеевичем мы увиделись на участке дефектоскопии Витебской дистанции пути:
— Инженер страхует оператора. Если он видит подозрительное место, то отправляет туда оператора вторичного контроля с переносным дефектоскопом. Если дефект не разрастается, его отмечают краской. Могут ограничить скорость движения составов на этом участке до 25 километров в час. В конце концов, происходит плановая замена такого рельса. Если же дефект опасен, путь закрывается незамедлительно. Проблемный рельс вырезают и ставят новый. Бывает, что всего за 3 часа.
Чтобы систематизировать и анализировать информацию, вырезанные проблемные рельсы доламывают под прессом в Орше, где работает рельсосварочный поезд. Только в лабораторных условиях можно понять, как развивается то или иное повреждение. Или как обнаружить дефект, состоящий одновременно из горизонтальной трещины и поперечной. Несмотря на разнообразие дефектоскопной службы, Степанов признается, что ему интереснее в полевых условиях:
В минувшем году оператор дефектоскопной тележки 7–го разряда Сергей Степанов был признан лучшим представителем профессии на Белорусской железной дороге.
КОМПЕТЕНТНО
Валерий Шляхтенок, мастер участка дефектоскопии Витебской дистанции пути:
— Ежедневно у нас работают 9 дефектоскопных тележек. В штате — 28 операторов. За 6 месяцев 2018–го они проверили более 4.130 километров путей, 3.530 стрелочных переводов и 1.010 сварных стыков. Благодаря этому из путей изъято 114 остродефектных рельсов. Обнаружено и взято на учет 148 дефектных рельсов. Сейчас их на контроле — 232.
Валерий Шляхтенок, мастер участка дефектоскопии Витебской дистанции пути:
— Ежедневно у нас работают 9 дефектоскопных тележек. В штате — 28 операторов. За 6 месяцев 2018–го они проверили более 4.130 километров путей, 3.530 стрелочных переводов и 1.010 сварных стыков. Благодаря этому из путей изъято 114 остродефектных рельсов. Обнаружено и взято на учет 148 дефектных рельсов. Сейчас их на контроле — 232.
golesnik@sb.by
Фото автора