«Уйти из искусства невозможно»: народный артист Юрий Троян простился с Большим театром Беларуси
16.02.2022 09:45:00
Вместе с ним ушла на покой целая эпоха. Можно только вообразить, кто были его партнеры в тех оперных спектаклях, в которых он — восьмилетний артист миманса — выходил на сцену в 1958-1959 годах. Млодек, Друкер, Нижникова, Александровская, Болотин, Ворвулев, Зюванов… Их имена звучат музыкой в сердцах опероманов.
Можно лишь представить, насколько колоссальным был груз ответственности, который ему приходилось нести.
— Когда я танцевал, мне почти каждую ночь снилось, что я опаздываю на сцену, — рассказывал он много лет спустя на юбилейной встрече со зрителями. — Музыка играет, вот уже мой выход, а я еще только переодеваюсь. Это был самый кошмарный сон из всех, какие я видел. И он приходил ко мне регулярно.
А ведь Юрий Антонович еще и сражался с последствиями травмы, которая чуть не поставила крест на его танцевальной карьере.
Возможно, в те нелегкие годы он и научился доброжелательности и спокойствию, о которых с таким восхищением говорили его коллеги на церемонии чествования-прощания, совмещенной со спектаклем «Сотворение мира». Легендарный балет Елизарьева был выбран потому, что 11 апреля 1976 года Юрий Троян первым станцевал партию Адама. Премьера имела головокружительный успех, и от Адама родилась вся нынешняя белорусская балетная школа.
«Сотворение мира». Премьера, 1976 год. В центре Юрий Троян. Архивное фото
Желающих сказать Юрию Антоновичу благодарственные слова было так много, что чествование, начавшееся, по традиции, перед спектаклем, продолжилось после его завершения, и большинство зрителей оставались в зале, приветствуя каждого выступающего бурными аплодисментами.
— Мое сердце, как, думаю, и ваши сердца переполняют два чувства — это восхищение и благодарность, — призналась в своей краткой речи начальник Главного управления государственных специальных культурных мероприятий и профессионального искусства Министерства культуры Республики Беларусь Ирина Дрига.
Восхищение танцовщиком и благодарность хореографу — создателю национальных балетов, в которых воплотились страницы нашей средневековой истории.
— Как педагог и воспитатель Юрий Антонович очень много сделал для того, чтобы балетная труппа в Большом театре была в хорошей форме, чтобы она была цельной, какой мы ее видим сейчас, — отметила Ирина Владимировна.
Она выразила искреннюю надежду, что, уходя на заслуженный отдых, артист не расстается с театром:
— Своим опытом, своим талантом, своим мастерством, своими советами вы будете помогать, вы будете всегда служить примером для творческой молодежи.
С таким же настроением выступила и генеральный директор Большого театра, доктор искусствоведения, профессор Екатерина Дулова.
— Уйти из искусства невозможно, — убеждена Екатерина Николаевна. Это невозможно сделать ни физически, ни духовно.
Очень много добрых слов в адрес Юрия Антоновича Трояна сказали ученики и коллеги.
— Никто в жизни не дал мне столько, сколько дали вы, — признается нынешний Адам, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко. — Вы открыли мне путь на большую сцену. В моей жизни вы единственный, кто точно объяснял и показывал, как нужно сделать. Достаточно было одной репетиции, и сразу все получалось. Спасибо вам огромное!— Мне посчастливилось быть партнершей Юрия Антоновича, — вспоминает художественный руководитель Белорусской государственной хореографической гимназии колледжа, народная артистка БССР Инесса Душкевич. — С ним можно было танцевать с закрытыми глазами: взлетаешь, приземляешься и снова взлетаешь…
Не забывает она и о заслугах Трояна перед хореографическим колледжем:
— Хочу напомнить всем, что Юрий Антонович стоял у истоков строительства здания хореографического колледжа на Притыцкого. А ведь практически вся труппа белорусского балета — это наши выпускники
У оперного режиссера Галины Галковской свои причины для благодарности Мастеру:
— Когда ставишь спектакль, должна быть команда. Не просто постановщики, которые состязаются друг с другом в интеллектуальных изысканиях. Спасибо вам за «Князя Игоря»! Не только за «Половецкие пляски», которые вы отредактировали, но и за важнейшие для меня хореографические фрагменты. Я верю, что мы не расстанемся. Спасибо за совместный труд и ощущение творческой команды!
И все, абсолютно все с восхищением говорят о той особой атмосфере, которую создавал вокруг себя Юрий Антонович, работая в театре.
— Благодарю вас за тепло, за добро, которое исходит от вас при каждой с вами встрече, будь то на сцене или в коридоре, — говорит прославленная оперная певица, народная артистка Беларуси Нина Шарубина.
— За эти годы вы создали очень гармоничную, благоприятную, теплую атмосферу в коллективе — атмосферу поддержки, взаимопонимания и помощи, — говорит Антон Кравченко. — Ваша дверь никогда не закрывалась для артистов, и порой выстраивались огромные очереди, чтобы попасть к вам. Но вам всегда хватало времени уделить каждому внимание и решить все проблемы, которые вам приносили люди.
— Ваш жизненный путь в этом театре для нас был и остается примером служения не только искусству балета, но и нам, артистам, — признается балерина, заслуженная артистка Республики Беларусь Марина Вежновец. — И неважно, это заслуженный артист или выпускник колледжа, который только пришел в наш театр. Вы всегда говорили: «Добро пожаловать в семью!»
Частью этой семьи Юрий Антонович останется навсегда, вне зависимости от того, как дальше будет развиваться его жизнь и карьера.
— Для начала нужно подправить здоровье, — говорит он. — Есть предложения по поводу постановок в России. Если это состоится, я буду рад.
Кстати, Юрий Троян проговорился, что его путь хореографа начался с постановки танцев в фильме Леонида Нечаева «Приключения Буратино». Фильм снимался в 1975 году на «Беларусьфильме», вместе с Трояном над танцами работал гораздо более опытный постановщик — народный артист БССР Семен Дречин.
— Есть некая ирония в том, что я начал со сказки и закончил сказкой, — улыбается Юрий Антонович, имея в виду свою последнюю постановку в белорусском Большом театре — «Конька-Горбунка».
И вправду, жизнь как сказка! Пусть она будет долгой и счастливой — жизнь, без остатка отданная белорусскому балету.