«Слаженная работа госорганов и учреждений образования». С каждым годом в Минске фиксируют все меньше преступлений, совершаемых подростками
11.02.2021 15:05:00
Диана ШЕСТАКЕВИЧ
Комиссии по делам несовершеннолетних появились более века тому назад. И на протяжении всего периода деятельности их основные задачи остаются неизменными: охрана прав и интересов детей, профилактика безнадзорности, борьба с правонарушениями в подростковой среде. В состав комиссий входят педагоги, медики, идеологи, сотрудники внутренних дел, представители МЧС, социальных служб, культуры и спорта. Работая в одной команде, специалистам удалось увести с кривой дорожки не одного ребенка. Какие механизмы используют для того, чтобы вразумить ребят, склонных к девиантному поведению, какой он, портрет типичного трудного подростка, и как за последние годы изменился уровень детской преступности? Об этом мы поговорили с заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних Мингорисполкома Еленой Герасименко.
Преступил закон, получил административное наказание – похожий бэкграунд есть у каждого, кто приходит на заседание комиссии по делам несовершеннолетних. Не менее двух раз в месяц с такими ребятами, их родителями и педагогами встречаются сотрудники районных КДН Минска, для того чтобы не только наказать подростка, но и помочь ему, поясняет Елена Александровна:
– Вместе стараемся определить причину подобного поведения ребенка и пути выхода из сложной ситуации. Каждый случай в нашей практике – индивидуален. Кому-то нужно помочь наладить контакт с родителями или одноклассниками, другим – победить вредные привычки. Крайне важно услышать самого ребенка, поэтому на заседаниях комиссии мы всегда предоставляем возможность высказаться.
Как выглядит портрет типичного трудного подростка? Опираясь на 25-летний стаж работы, специалист называет несколько характеристик:
– Чаще всего это мальчики с 9-го по 11-й классы, девочки тоже есть, но их меньше. Ошибочно считать, что в трудную жизненную ситуацию могут попасть лишь дети нерадивых родителей. Ребят из благополучных семей, к сожалению, тоже тянет на «приключения», в основном это те, кто хочет самоутвердиться путем правонарушающего поведения, совершая неблаговидные поступки, тем самым привлекая внимание к себе.
Результаты работы комиссии по делам несовершеннолетних Мингорисполкома за последние годы обнадеживают. Елена Александровна приводит конкретные цифры:
– Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, из года в год постепенно снижается. Например, в 2019-м в Минске было зарегистрировано 282 подобных случая, в прошлом – 211. Если рассматривать статистику за более длительный промежуток времени, то результаты еще более оптимистичные: в 2005-м зафиксировано более 1360 нарушений закона, что в шесть раз больше, чем по итогам прошлого года.
Елена Александровна уверена, что с проблемами преступности в детской и подростковой среде сталкивается каждая страна. По ее мнению, в Беларуси не фиксируют большое количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, благодаря слаженным действиям государственных органов, органов внутренних дел и учреждений образования:
– Вместе мы постоянно совершенствуем формы и методы работы, придумываем интересные проекты, чтобы оградить детей от бесцельного скитания по улицам. Например, летом специалисты из Первомайского района приглашают ребят на велопрогулки по Минску. Традиционно во время летних каникул в городе проводим акцию «Лето – пора активная», во время которой подростки бесплатно посещают культурные и спортивные объекты: музеи, кинотеатры, парки. Также с целью профориентации для них организуют экскурсии на предприятия.
И на этом перечень активностей, в которых приглашают участвовать несовершеннолетних, не заканчивается, добавляет Елена Герасименко:
– Каждый год среди учреждений образования проводим городской конкурс инициатив по профилактике правонарушений в молодежной среде. Ребята не устают удивлять нас все новыми предложениями. Так, одна команда занялась помощью бездомным животным: собирала корм, доставляла лекарства, пристраивала котов и собак в добрые руки. Еще один большой проект – «Школьная медиация». Его задача – научить ребенка решать конфликты мирным путем, без применения силы. Этот навык пригодится, чтобы выстраивать отношения со сверстниками, родителями и окружающим миром.
shestakevich@sb.by