Эксперимент: 9 из 10 школьниц согласились поучаствовать в вымышленных кинопробах
14.10.2017 07:24:32
Страшная средневековая сказка про Красную Шапочку некоторых родителей пугает не на шутку. Несмотря на иносказательность, ужаса в ней немало — что случится, если «серый волк» покусится на ребенка, отберет у семьи самое ценное? С начала года в Гродненской области милиционеры получили 71 заявление о пропаже несовершеннолетних. В 40 случаях детей находили, 30 дел распадались из-за того, что потеряшки сами являлись домой как ни в чем не бывало. Один ребенок пока так и не найден — это известный на всю страну Максим Мархалюк. Можно только представить, какие мысли приходили в головы родителей. Но вот вопрос: знают ли дети о простейших правилах личной безопасности? Мы решили проверить, насколько просто увести ребенка в неизвестном направлении.
За детьми лучше все-таки присматривать.
Святая простота
Договариваюсь о проведении своеобразного «мониторинга по похищению» школьниц с директором гродненской гимназии № 9 имени Ф.П. Кириченко. Беру на подмогу двоих сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних — Инну Карасевич и Андрея Бобилевича. Все-таки у них большой опыт работы с детьми. Приезжаем в учебное заведение к концу первой смены. Первоклашки уже разошлись по домам. Вот-вот прозвенит звонок для вторых и третьих классов. Собираемся мы «работать» с малышами. Директор Оксана Надудик предупреждает, что в стенах учебного заведения ученики чувствуют себя защищенными, поэтому вполне могут согласиться на любые предложения, которые здесь получат:
— В начале сентября со всеми школьниками провели профилактические беседы, раздали листовки, показали самые разнообразные видеоролики. В том числе обратили внимание на личную безопасность.
Легенда такова: двое злоумышленников, мужчина и женщина, рассказывают детям, что они снимают детское кино, и предлагают пройти кинопробы. Для этого надо выйти на улицу. То есть покинуть гимназию. Как только девочка или мальчик соглашается — мы раскрываем карты.
Звенит звонок. Коридоры заполняются шумом и детскими голосами. Вот симпатичная девчонка лет восьми сидит в уголке возле окошка. Сотрудники инспекции подходят к школьнице:
— Мы снимаем детское кино и хотели бы тебя сфотографировать. Пойдешь с нами?
— Нет. У меня уроки. И бабушке нужно позвонить.
— Это ненадолго. Скоро вернешься.
Предложение «посниматься в кино» дети принимают быстро. Даже не задумываясь о реальной опасности, которая может стоять за таким предложением
Ребенок смотрит настороженно и вдруг занимает оборонительную позицию. То ли предложение неинтересно для маленькой школьницы, то ли школа и родители все сделали правильно. Поищем детей постарше. Вон в фойе на втором этаже болтают три школьницы. С виду пятиклассницы.
— Девочки, а вы бы хотели сниматься в кино? Мы ищем новые лица. Но надо выйти на улицу, чтобы было правильное освещение.
— У нас уроки начинаются, — отвечают девочки.
— Зря отказываетесь. Это очень хорошая возможность, другой такой может и не быть, — не сдается специалист.
— Хорошо, мы через пять минут придем, — внезапно соглашаются ученицы.
Появляется директор. Останавливает школьниц, уточняет, из какого они класса. Девочки улыбаются, но понимают: что-то не так. Уже и сами не рады, что заговорили с незнакомыми людьми. Будут наказаны. И поделом.
Ложная уверенность
После первой удачи получаем согласие на фотосессию еще от четырех школьниц постарше. Далее чистоту исследований можно поставить под сомнение. Сарафанное радио мгновенно разносится по гимназии.
Оксана Валерьевна объясняет мне:
— Дело в том, что мы считаемся одной из лучших гимназий города. О нас постоянно снимают фильмы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дети согласны на кино- и видеосъемку.
Инспектор ИДН ОВД администрации Октябрьского района Андрей БОБИЛЕВИЧ (в центре) с ученицами школы, в которой проводился эксперимент
Возможно. В родной школе дети действительно чувствуют себя уверенней, чем на улице. Что скажут специалисты?
— Если убрать школьный фон, включая учителей, то можно смело утверждать, что ровно половина школьниц, с которыми нам удалось побеседовать, вышли бы с нами за пределы учебного заведения, — считает инспектор ИДН ОВД администрации Октябрьского района Андрей Бобилевич. — А представьте, что вся эта история была бы более красиво обставлена. Можно было взять с собой киноатрибутику, красивые глянцевые фото. Это только кажется, что сейчас дети более продвинутые. На самом деле дети есть дети.
— В случаях, когда ребенок пропадает, где его находят чаще всего? — задаю вопрос Инне Карасевич.
— Случаи разные. Ребенок может уйти из дому из-за ссоры с родителями. Банально получил двойку и боится наказания. Идет к другу. Там рассказывает, что родителей нет дома, и просится на ночлег. Родители в это время поднимают на ноги милицию. Был случай, когда бабушка посадила внука на автобус. Родители пришли встречать, а ребенка там не оказалось. Он вышел на остановку раньше и сидел на скамейке, пока его не обнаружили. Бывает, что родители запрещают сыну встречаться с девочкой. И наоборот. В итоге Ромео и Джульетта сбегают из дому. Чаще других оказываются на улице дети из неблагополучных семей. Пропавших без вести — единицы.
— Что может заставить ребенка пойти с незнакомым человеком?
— Сегодня мы общались с достаточно взрослыми детьми. А вот малыша вполне реально заманить брошенным на произвол судьбы котенком или щенком. Многочисленные эксперименты доказывают это. В принципе, любого человека можно обмануть. Главное, подойти правильно. Не сегодня, так завтра.
Для чистоты исследования самостоятельно подхожу к двум девочкам, обсуждающим какие-то свои детские дела. Мило улыбаюсь. Повторяю легенду и достаю из сумки фотоаппарат. Убеждаю, что они идеально подходят для детского фильма под названием «Волшебница из Омерена». Даже вкратце рассказываю сюжет. И получаю согласие...
Итог эксперимента: 9 из 10 школьниц согласились поучаствовать в вымышленных кинопробах. Хороший повод задуматься.
МНЕНИЕ
Оксана ШУЛЬГА, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Гродненского университета имени Янки Купалы:
— С раннего возраста надо объяснять ребенку, что взрослые есть разные. В данном случае вы проводили эксперимент в школьных стенах, поэтому дети особо не боялись и вели себя уверенно. К сожалению, сегодня такая жизнь, когда родители крайне мало общаются со своими детьми. Максимум спросят, как дела и какие оценки получили. Доверие к взрослым также зависит от того, что происходит в семье. Если там доверительные и теплые отношения, родные поддерживают и заботятся друг о друге, дети обычно более коммуникабельны и доверчивы. Если в семье не принято общаться, а дети видят, что взрослые манипулируют отношениями, они становятся более замкнутыми и недоверчивыми.
tanula.k@mail.ru
За детьми лучше все-таки присматривать.
Святая простота
Договариваюсь о проведении своеобразного «мониторинга по похищению» школьниц с директором гродненской гимназии № 9 имени Ф.П. Кириченко. Беру на подмогу двоих сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних — Инну Карасевич и Андрея Бобилевича. Все-таки у них большой опыт работы с детьми. Приезжаем в учебное заведение к концу первой смены. Первоклашки уже разошлись по домам. Вот-вот прозвенит звонок для вторых и третьих классов. Собираемся мы «работать» с малышами. Директор Оксана Надудик предупреждает, что в стенах учебного заведения ученики чувствуют себя защищенными, поэтому вполне могут согласиться на любые предложения, которые здесь получат:
— В начале сентября со всеми школьниками провели профилактические беседы, раздали листовки, показали самые разнообразные видеоролики. В том числе обратили внимание на личную безопасность.
Легенда такова: двое злоумышленников, мужчина и женщина, рассказывают детям, что они снимают детское кино, и предлагают пройти кинопробы. Для этого надо выйти на улицу. То есть покинуть гимназию. Как только девочка или мальчик соглашается — мы раскрываем карты.
Звенит звонок. Коридоры заполняются шумом и детскими голосами. Вот симпатичная девчонка лет восьми сидит в уголке возле окошка. Сотрудники инспекции подходят к школьнице:
— Мы снимаем детское кино и хотели бы тебя сфотографировать. Пойдешь с нами?
— Нет. У меня уроки. И бабушке нужно позвонить.
— Это ненадолго. Скоро вернешься.
Предложение «посниматься в кино» дети принимают быстро. Даже не задумываясь о реальной опасности, которая может стоять за таким предложением
Ребенок смотрит настороженно и вдруг занимает оборонительную позицию. То ли предложение неинтересно для маленькой школьницы, то ли школа и родители все сделали правильно. Поищем детей постарше. Вон в фойе на втором этаже болтают три школьницы. С виду пятиклассницы.
— Девочки, а вы бы хотели сниматься в кино? Мы ищем новые лица. Но надо выйти на улицу, чтобы было правильное освещение.
— Зря отказываетесь. Это очень хорошая возможность, другой такой может и не быть, — не сдается специалист.
— Хорошо, мы через пять минут придем, — внезапно соглашаются ученицы.
Появляется директор. Останавливает школьниц, уточняет, из какого они класса. Девочки улыбаются, но понимают: что-то не так. Уже и сами не рады, что заговорили с незнакомыми людьми. Будут наказаны. И поделом.
Ложная уверенность
После первой удачи получаем согласие на фотосессию еще от четырех школьниц постарше. Далее чистоту исследований можно поставить под сомнение. Сарафанное радио мгновенно разносится по гимназии.
Оксана Валерьевна объясняет мне:
— Дело в том, что мы считаемся одной из лучших гимназий города. О нас постоянно снимают фильмы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дети согласны на кино- и видеосъемку.
Инспектор ИДН ОВД администрации Октябрьского района Андрей БОБИЛЕВИЧ (в центре) с ученицами школы, в которой проводился эксперимент
Возможно. В родной школе дети действительно чувствуют себя уверенней, чем на улице. Что скажут специалисты?
— Если убрать школьный фон, включая учителей, то можно смело утверждать, что ровно половина школьниц, с которыми нам удалось побеседовать, вышли бы с нами за пределы учебного заведения, — считает инспектор ИДН ОВД администрации Октябрьского района Андрей Бобилевич. — А представьте, что вся эта история была бы более красиво обставлена. Можно было взять с собой киноатрибутику, красивые глянцевые фото. Это только кажется, что сейчас дети более продвинутые. На самом деле дети есть дети.
— В случаях, когда ребенок пропадает, где его находят чаще всего? — задаю вопрос Инне Карасевич.
— Что может заставить ребенка пойти с незнакомым человеком?
— Сегодня мы общались с достаточно взрослыми детьми. А вот малыша вполне реально заманить брошенным на произвол судьбы котенком или щенком. Многочисленные эксперименты доказывают это. В принципе, любого человека можно обмануть. Главное, подойти правильно. Не сегодня, так завтра.
Для чистоты исследования самостоятельно подхожу к двум девочкам, обсуждающим какие-то свои детские дела. Мило улыбаюсь. Повторяю легенду и достаю из сумки фотоаппарат. Убеждаю, что они идеально подходят для детского фильма под названием «Волшебница из Омерена». Даже вкратце рассказываю сюжет. И получаю согласие...
Итог эксперимента: 9 из 10 школьниц согласились поучаствовать в вымышленных кинопробах. Хороший повод задуматься.
МНЕНИЕ
Оксана ШУЛЬГА, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Гродненского университета имени Янки Купалы:
— С раннего возраста надо объяснять ребенку, что взрослые есть разные. В данном случае вы проводили эксперимент в школьных стенах, поэтому дети особо не боялись и вели себя уверенно. К сожалению, сегодня такая жизнь, когда родители крайне мало общаются со своими детьми. Максимум спросят, как дела и какие оценки получили. Доверие к взрослым также зависит от того, что происходит в семье. Если там доверительные и теплые отношения, родные поддерживают и заботятся друг о друге, дети обычно более коммуникабельны и доверчивы. Если в семье не принято общаться, а дети видят, что взрослые манипулируют отношениями, они становятся более замкнутыми и недоверчивыми.
tanula.k@mail.ru