Педагог Яна Коновалова открыла в родном Гомеле уникальное керамическое производство
21.02.2019 09:07:29
Виолетта ДРАЛЮК
Яна Коновалова в Гомеле человек известный. Ее скульптура «Студентка» — бронзовая барышня с хвостиками — за годы жизнерадостного «сидения» на парапете стала брендом Гомельского госуниверситета имени Франциска Скорины. Уютные композиции авторства Коноваловой есть и в других уголках города. Все это она создавала в бытность работы ландшафтным дизайнером и параллельно педагогом в центре творчества. Но рождение сына, «детский» отпуск вывели на новый поворот в жизни.
Встречаемся в студии‑мастерской ArtGomel. Центр города. Старинное здание, бывшая типография, а нынче место притяжения творческих людей. Вот и Яна Коновалова с супругом Константином Шевцовым, тоже мастером, здесь арендовали помещение под студию керамики и скульптуры пять месяцев назад. Как решились?
— Просто пришло понимание, что можем заниматься любимым делом и этим зарабатывать на жизнь, — Яна выкладывает на стол глиняный колоб и начинает автоматически что‑то лепить. — Первым отважился муж. А вслед за ним и я.
— Но, погодите, — цепляю и себе кусочек глины, — у вас была хорошая работа, стабильная зарплата. Опять же два вольных художника в семье — это как‑то довольно рискованно.
— Да, море страхов. Маленький ребенок, нет бабушек‑дедушек, которые могут подстраховать, опять же надо оплачивать квартиру, иногда поболеть. Как со всем этим? Но мне было уже физически дискомфортно от того, что не занимаюсь тем делом, к которому лежит душа. Не могу посвящать столько времени семье и сыну, сколько мне кажется необходимым. В общем, глина взяла верх. Раньше это было увлечение. Теперь все встало на свои места. Это как раз тот момент, когда можешь ходить на работу абсолютно счастливым и домой возвращаться таким же.
Теперь Яна со смехом вспоминает свое первое осознанное знакомство с керамикой. В студии гомельского скульптора Владимира Андреянова, куда пришла на выставку, поняла, что без глины от него не уйдет. Мастер поделился: бери — лепи, если получится, помогу обжечь. Яна прячет улыбку:
— И вот принесла я глину домой. В голове громадье замыслов. Делай что хочешь, а ты не знаешь, что делать! Хочется разное. Это сейчас понятно, что надо быть последовательным. Если мысль пришла, запиши ее. У меня в сумке целая кипа нарезок: микрозарисовки, проекты. Они могут возникнуть из... ничего. Название пришло в голову, вид сухих трав, чья‑то фотография. Одна из первых и самых любимых моих работ — «Прынцесса». Именно так, через «ы». Девчонка‑капризулька, сидящая на пуховой перине. Ужас, какая недовольная! Интерьерная вещь. Кстати, с интерьерных украшений мы и начинали, когда перешли на самостоятельные рельсы.
Больше года назад Яна зарегистрировалась ремесленником. В службе занятости защитила бизнес‑проект и получила безвозмездную помощь для старта. А это в эквиваленте тысяча долларов. Приобрела раскаточный станок, который здорово облегчил работу. Опять же условия для ремесленничества очень комфортные: можно в мастерской продавать свои изделия, оплачивать разовый единый сбор.
Однако тех, кто хочет попробовать ее хлеба, Яна честно предупреждает: просто не будет. Потому что творческая составляющая предполагает и коммерческую. Нужно не только создать, но и продать. А это активность в соцсетях, грамотная реклама и постоянное изучение рынка. К примеру, сейчас в тренде у покупателей стильный китч. Опять же не просто радующий глаз, но и полезный «в хозяйстве». А со студийных полок на меня поглядывают загадочные чеширские коты, карусельные лошадки, дома с уютными оконцами. Сегодня всю эту красоту можно купить не только на белорусских, но и на московских ярмарках‑маркетах, в которых супруги постоянно участвуют. Хозяйка мастерской говорит о том, что объединяет все ее работы:
— Для меня одно из самых главных чувств — это умиление. Не красота, а милота. Как бабушки смотрят на своих внуков и умиляются. Вот такие эмоции и мне хочется вызывать своими работами. Пробуждать теплые воспоминания из детства. Помните, каникулы у бабушки? Мальвы в палисаднике. Так появилась серия посуды «Цветы мальвы». Или гомельские каштаны, которых становится в городе все меньше, потому что изменился климат. Их я тоже перенесла в посуду. Начали работать с фарфором. В нем выполнена серия «Антистресс», или чашки — йога, чашки — релакс. Берешь в руки чашку в иголочках — получаешь массаж бонусом к чаепитию.
Яна вся в идеях будущих керамико‑фарфоровых проектов. Среди них, например, белорусские мотивы. Например, рушники ее родных бабушек‑рукодельниц так и просятся в дело. По‑прежнему притягивают скульптурные композиции. Сейчас Яна вместе с российским режиссером легендарного мультфильма «Ежик в тумане» Юрием Норштейном раздумывает о том, как перевести героев детства в глину.
Тем, что умеют, супруги‑ремесленники охотно делятся на мастер‑классах. Яна протягивает мне ладонь, испачканную глиной, а на ней «свежий» чешир в колпачке — как‑то сам собой образовался из глиняного колобка во время разговора:
— Мастер‑классы сейчас пользуются популярностью. Ведь человек — творец по сути. Ему хочется в чем‑то выразить свое «я». Некоторым удается в профессии. А некоторым нужно освоить что‑то новое. И радость труда, когда ты создаешь, у тебя получается — момент истинного счастья. Кто знает, быть может, именно это вскоре станет твоим любимым делом и перерастет в дело жизни.
Пока мы разговаривали, я тоже что‑то машинально лепила. Всматриваюсь в глиняный кругляш и не могу «узнать»:
— Колобок! — подсказывает Яна. — Только надо чуток подправить и сделать «мордашку».
КСТАТИ
Яна Коновалова окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств. Несколько лет работала главным ландшафтным архитектором Гомеля.
draluk@sb.by
Встречаемся в студии‑мастерской ArtGomel. Центр города. Старинное здание, бывшая типография, а нынче место притяжения творческих людей. Вот и Яна Коновалова с супругом Константином Шевцовым, тоже мастером, здесь арендовали помещение под студию керамики и скульптуры пять месяцев назад. Как решились?
— Просто пришло понимание, что можем заниматься любимым делом и этим зарабатывать на жизнь, — Яна выкладывает на стол глиняный колоб и начинает автоматически что‑то лепить. — Первым отважился муж. А вслед за ним и я.
— Но, погодите, — цепляю и себе кусочек глины, — у вас была хорошая работа, стабильная зарплата. Опять же два вольных художника в семье — это как‑то довольно рискованно.
— Да, море страхов. Маленький ребенок, нет бабушек‑дедушек, которые могут подстраховать, опять же надо оплачивать квартиру, иногда поболеть. Как со всем этим? Но мне было уже физически дискомфортно от того, что не занимаюсь тем делом, к которому лежит душа. Не могу посвящать столько времени семье и сыну, сколько мне кажется необходимым. В общем, глина взяла верх. Раньше это было увлечение. Теперь все встало на свои места. Это как раз тот момент, когда можешь ходить на работу абсолютно счастливым и домой возвращаться таким же.
Теперь Яна со смехом вспоминает свое первое осознанное знакомство с керамикой. В студии гомельского скульптора Владимира Андреянова, куда пришла на выставку, поняла, что без глины от него не уйдет. Мастер поделился: бери — лепи, если получится, помогу обжечь. Яна прячет улыбку:
— И вот принесла я глину домой. В голове громадье замыслов. Делай что хочешь, а ты не знаешь, что делать! Хочется разное. Это сейчас понятно, что надо быть последовательным. Если мысль пришла, запиши ее. У меня в сумке целая кипа нарезок: микрозарисовки, проекты. Они могут возникнуть из... ничего. Название пришло в голову, вид сухих трав, чья‑то фотография. Одна из первых и самых любимых моих работ — «Прынцесса». Именно так, через «ы». Девчонка‑капризулька, сидящая на пуховой перине. Ужас, какая недовольная! Интерьерная вещь. Кстати, с интерьерных украшений мы и начинали, когда перешли на самостоятельные рельсы.
Больше года назад Яна зарегистрировалась ремесленником. В службе занятости защитила бизнес‑проект и получила безвозмездную помощь для старта. А это в эквиваленте тысяча долларов. Приобрела раскаточный станок, который здорово облегчил работу. Опять же условия для ремесленничества очень комфортные: можно в мастерской продавать свои изделия, оплачивать разовый единый сбор.
Однако тех, кто хочет попробовать ее хлеба, Яна честно предупреждает: просто не будет. Потому что творческая составляющая предполагает и коммерческую. Нужно не только создать, но и продать. А это активность в соцсетях, грамотная реклама и постоянное изучение рынка. К примеру, сейчас в тренде у покупателей стильный китч. Опять же не просто радующий глаз, но и полезный «в хозяйстве». А со студийных полок на меня поглядывают загадочные чеширские коты, карусельные лошадки, дома с уютными оконцами. Сегодня всю эту красоту можно купить не только на белорусских, но и на московских ярмарках‑маркетах, в которых супруги постоянно участвуют. Хозяйка мастерской говорит о том, что объединяет все ее работы:
— Для меня одно из самых главных чувств — это умиление. Не красота, а милота. Как бабушки смотрят на своих внуков и умиляются. Вот такие эмоции и мне хочется вызывать своими работами. Пробуждать теплые воспоминания из детства. Помните, каникулы у бабушки? Мальвы в палисаднике. Так появилась серия посуды «Цветы мальвы». Или гомельские каштаны, которых становится в городе все меньше, потому что изменился климат. Их я тоже перенесла в посуду. Начали работать с фарфором. В нем выполнена серия «Антистресс», или чашки — йога, чашки — релакс. Берешь в руки чашку в иголочках — получаешь массаж бонусом к чаепитию.
Яна вся в идеях будущих керамико‑фарфоровых проектов. Среди них, например, белорусские мотивы. Например, рушники ее родных бабушек‑рукодельниц так и просятся в дело. По‑прежнему притягивают скульптурные композиции. Сейчас Яна вместе с российским режиссером легендарного мультфильма «Ежик в тумане» Юрием Норштейном раздумывает о том, как перевести героев детства в глину.
Тем, что умеют, супруги‑ремесленники охотно делятся на мастер‑классах. Яна протягивает мне ладонь, испачканную глиной, а на ней «свежий» чешир в колпачке — как‑то сам собой образовался из глиняного колобка во время разговора:
— Мастер‑классы сейчас пользуются популярностью. Ведь человек — творец по сути. Ему хочется в чем‑то выразить свое «я». Некоторым удается в профессии. А некоторым нужно освоить что‑то новое. И радость труда, когда ты создаешь, у тебя получается — момент истинного счастья. Кто знает, быть может, именно это вскоре станет твоим любимым делом и перерастет в дело жизни.
Пока мы разговаривали, я тоже что‑то машинально лепила. Всматриваюсь в глиняный кругляш и не могу «узнать»:
— Колобок! — подсказывает Яна. — Только надо чуток подправить и сделать «мордашку».
КСТАТИ
Яна Коновалова окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств. Несколько лет работала главным ландшафтным архитектором Гомеля.
draluk@sb.by