Ушли на процедуры
03.03.2010
Уже 13 марта группа презентует дебютный альбом на сцене Республиканского театра белорусской драматургии. О том, как сложно быть непохожими на других, рассказал лидер трио музыкант Алексей Ворсоба.
— Алексей, в одном из недавних интервью вы признавались, что, возможно, в скором времени история «Порт Моне» может закончиться?
— Нет, речь не идет о прекращении деятельности. Скорее, что–то изменится внутри нас. Группа, как любой музыкальный инструмент, требует починки, реставрации, ухода.
— Что для вас сегодня труднее всего?
— Тяжело заработать подобной музыкой. У нас очень маленькая зрительская прослойка, которая может, скажем так, разделять передовые музыкальные мысли, найти в себе силы находиться вместе с нами на какой–то грани непознанного. Мы ведь создаем музыку не для того, чтобы развлечь публику.
— Как создавалось ваше трио? Вы давно знали друг друга и лелеяли мечту о группе или все получилось довольно спонтанно?
— Дело в том, что мы познакомились не с целью создать проект. Просто играли для себя. Я преподавал в одном из центров внешкольной работы и там нашел Алексея Ванчука и Сергея Кравченко. Они приходили заниматься, до этого уже играли в каких–то группах. После занятий оставались, начинали импровизировать, постепенно сыгрались.
— И все безропотно подчинились вашему музыкальному видению?
— Нельзя сказать — подчинились. Скорее, разделили мои веру и убеждения. Я же с самого начала тоже не знал, как это все будет выглядеть. Это был совместный поиск. Можно сказать, что именно благодаря Леше и Сергею я нашел то, что теперь есть в итоге.
— По–прежнему считаете, что голос в вашей музыке не нужен?
— Да. Именно так. Слова, текст, смысловые интонации — это уже совершенно отдельное искусство. В этом жанре интересно работать, тем более еще в самом начале своей музыкальной деятельности я всегда тяготел к экспериментам. Иногда мне хочется вернуться к слову, текстам. Но для этого нужен даже не исполнитель скорее, а автор текстов, а его я опять–таки найти не могу.
— Кто из ваших коллег вам интересен?
— Собственно... Все (смеется). Вот, например, 3 года назад еще никто не знал «Кассиопею», я всем ходил и рассказывал о них, потому что они были мне близки и понятны. Так что в том, что сейчас их узнали и у нас, и в Москве, есть и моя заслуга.
— Кажется, что вы избалованы наградами. Какие из них для вас особенно важны?
— Музыка — не спорт. Мы сами знаем цену и себе, и нашей музыке. Но в то же время, когда я прочел отклик хорватского музыкального портала «Терапия», меня он искренне впечатлил. Не сама оценка, а такой живой человеческий отклик. Ведь на самом деле всегда ждешь реакции. Она вдвойне ценнее, потому что мы для многих совершенно непонятная музыка.
— А музыкант должен объяснять, что он там имеет в виду, какие свои страхи зашифровал в ноты?
— Нет, на концертах мы не говорим и ничего не объясняем. Но ситуация в искусстве сегодня такова, что автору, к сожалению, приходится многое объяснять, говорить, что и зачем он делает. Я думаю, это просто такое время.
— Кто вам близок из классики?
— В первую очередь Шопен. Во вторую — Пендерецкий. А вообще, любимых композиторов могу перечислять очень долго.
— Ваша музыка рождает множество образов, не пробовали писать для кино?
— Мы постоянно работаем в этом направлении, спрашиваем, заглядываем в глаза кинематографистов: «Помогите, помогите!» Правда (смеется). Очень странно, что пока нет предложений. С другой стороны, это можно объяснить тем, что кино должно продаваться, а значит, там должно звучать что–то такое, что будет радовать слух, а не заставлять задумываться.
— Тогда, скорее, это минус современному кино, а не вам.
— Наверное, так.
— Чем удивите на презентации?
— Мы готовим, на мой взгляд, очень цельное, нерядовое событие. Пройдет оно в театре белорусской драматургии. Вместе с нами в концерте примет участие ви–джей из Литвы Makaura (Аурелия Макунайте), замечательный видеохудожник. Я думаю, у нас все получится.
— А почему ви–джей из Литвы?
— Я давно знаком с Аурой. Это потрясающий видеохудожник, работы которой созвучны нашей музыке. Ни одного белорусского ви–джея, который бы нам так подходил, как подходит Makaura, я не знаю. Но, думаю, что во многом это и наше упущение тоже — я не могу похвастаться тем, что хорошо знаком с белорусским виджеингом.