В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Нефёда – члена-корреспондента НАН, доктора искусствоведения, профессора, педагога, театрального критика
29.01.2016 22:57:19
В Минск В.И. Нефёд приехал в 1940 году с дипломом театроведа после окончания легендарного в довоенное время Московского института истории, философии и литературы имени Н. Чернышевского. С того времени и начал свою трудовую, научную, педагогическую, творческую и общественную деятельность, целиком посвященную театральному искусству. Сделанное им за 60-летний творческий путь ученого, педагога, критика, публициста, драматурга впечатляет. Одно могу сказать: сегодня так напряженно и продуктивно почти никто не работает. Не берусь судить почему, но повторюсь: Владимир Иванович практически до последнего своего часа ежедневно по многу часов работал за письменным столом, а вечерами его можно было увидеть на спектаклях столичных театров. И это урок первый и самый важный от Владимира Ивановича – урок напряженного труда.
Урок второй от Владимира Ивановича связан с верностью и преданностью своим нравственным и эстетическим идеалам, которые он пронес через всю свою жизнь в науке, творчестве, педагогике. На мой взгляд, очень актуальный урок для нынешних поколений театральных деятелей, которые проходят жесткие испытания так называемым плюрализмом и вседозволенностью.
Современный белорусский театр переживает очень сложный и противоречивый период своей истории, когда почти все возможно и позволительно, но, естественно (хотя это не все хорошо понимают и осознают), далеко не все, скажем так, новаторские (я здесь обхожусь без всяких кавычек в знак уважения к разнообразным поискам и экспериментам) идейно-творческие устремления мастеров разных поколений приносят желаемый выдающийся художественный результат. Для этого достаточно внимательно посмотреть премьеры последних лет в наших театрах и убедиться в этой непростой творческой ситуации, в которой оказался современный отечественный театр. Впрочем, замечу для утешения сверхчувствительных особ из нашего бомонда: и в других театральных культурах бывшего СССР положение не лучше.
И здесь весьма уместен третий урок Владимира Ивановича, преподнесенный им своим жизненным примером, – урок доброжелательного отношения к творцам, коллегам, оппонентам. Проявление доброжелательности не в ущерб принципиальности и верности своим убеждениям – это большое и редкое искусство, которым в совершенстве владел Владимир Иванович и которое являл нам, своим ученикам, своими конкретными поступками.
С 2003 года в стенах Белорусской государственной академии искусств ежегодно в апрельские дни проводится республиканская научно-творческая конференция «Нефёдовские чтения». На этой конференции (замечу, что ее активно поддерживает Министерство культуры) теоретики, историки и практики художественного творчества обсуждают актуальные проблемы истории и теории белорусского искусства, делятся своими наблюдениями, опытом, открытиями, высказывают новые идеи, концепции, предложения, направленные на дальнейшее развитие национальной культуры и искусства.
По итогам этих острых и плодотворных дискуссий издаются сборники материалов конференций, которые являются, как мне кажется, лучшим проявлением памяти и уважения к личности Владимира Ивановича Нефёда и его научному, педагогическому и критическому наследию. Это наследие не лежит мертвым капиталом, оно работает на сегодняшний и завтрашний день белорусской театральной культуры. А это уже другой урок, урок, который преподносят своим будущим наследникам сегодняшние продолжатели дела Владимира Ивановича Нефёда.
Ричард Смольский, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель культуры