Электронные дневники, журналы и карты учащегося: проект «Электронная школа» к 2020 году охватит более 80 процентов учебных заведений страны
12.09.2019 22:11:00
Вера АРТЕАГА
Несколько лет назад само словосочетание «электронная школа» звучало сродни фантастике. Ведь школа, что там греха таить, структура весьма традиционная. Как и привычные еще нашим мамам школьные журналы и дневники. Тем не менее процесс информатизации образования, в том числе благодаря Государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества до 2020 года, а также Концепции информатизации системы образования до 2020 года, пошел семимильными шагами. От электронного дневника — к электронной зачетке, которую недавно запустил БГУ. О том, что уже сделано, а что еще предстоит, узнавала журналист «Р».
Электронный дневник имеет ряд преимуществ.
Гимназия № 1 Минска вошла в проект в числе первых, когда он еще не стал республиканским. Так что неудивительно, что уже к 2016-му про бумажные дневники здесь успели забыть — электронная версия удобнее. И домашнюю работу можно посмотреть в один клик, и оценки, которые ничем не сотрешь. Хвалили этот элемент «Электронной школы» и учителя — за экономию учебного времени. И мечтали, чтобы бумажная версия журнала тоже смогла кануть в Лету.
А ведь уже есть и те, кто школу без приставки «электронная» и не знает вовсе. Это — ровесники новой системы, которые благодаря электронным дневникам экономят место в тяжелых рюкзаках. Это для них школьный пропуск, платежная карточка и читательский билет в одном флаконе — не новинка, а реальность, в которой они живут.
К слову, сегодня от электронного дневника отказались около десятка минских школ. В целом сервисом пользуются более 130 школ города. Регионы к «Электронной школе» подключаются, но не так быстро. Сегодня в стране его используют около половины всех учреждений. Тем не менее к 2020 году сервис должен охватить около 80 процентов всех школ. Более того, по задумке расширится и функционал карты учащегося. Планировалось, что он сможет стать еще и своеобразной заменой для амбулаторной карты. Пилотный проект с «Электронным рецептом» реализуется в минской поликлинике № 6.
Проект «Электронная школа» — серьезный этап совершенствования национальной системы образования, поскольку затрагивает все уровни образования.
Но и это не все. Если главный документ школьника — дневник, то у студента, без сомнения, зачетка. Вот и ее тоже переводят в электронное измерение. Первопроходцем тут стал Белгосуниверситет, а точнее, его Центр информационных технологий. Благодаря «пилоту» электронные зачетки получили пять тысяч первокурсников. И дело тут не только в экономии на бумажных аналогах, отмечают в БГУ, хотя и она ощутима, преимуществ у электронного документа много. Его не потеряешь, не порвешь, а вузу это позволит улучшить подготовку отчетной документации, упростить анализ успеваемости.
Пилотный проект в вузе во многом напоминает суть «Электронной школы». Так, например, следующим этапом в БГУ планируют ввести электронный журнал куратора. Не останутся обиженными и преподаватели, для которых введут интеллектуальные удостоверения с функцией идентификации и возможностью международной платежной карточки. В случае успешной реализации проектов, и это логично, их плюсы смогут ощутить и другие вузы страны.
Электронный студенческий билет появился в БГУ в 2003-м, а с 2010-го они были внедрены во все высшие учебные заведения страны. В принципе, бумага уходит в прошлое на многих этапах обучения. Вспомнить хотя бы новшество 2010 года, когда была внедрена автоматизированная система регистрации на ЦТ. Она не только избавила нас от проблемы «двойников», но и сделала процесс более комфортным.
Видеокурсы, лекции, учебная платформа для такого контента — все это тоже элементы электронной системы обучения, которые очень быстро становятся реальностью. Остановить этот процесс невозможно, да и нужно ли? Ведь главная задача — сделать процесс обучения для школьников и студентов понятнее, доступнее, а главное — интереснее. Лекции, которые делаются под запись, уже многим наскучили. Ребенок, молодой человек зачастую ждут перемены, чтобы заглянуть в гаджет. Почему бы не использовать инструменты, которые нравятся детям, им же во благо для погружения в учебу?
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Юрий КРУГЛИК, директор Главного информационно-аналитического центра Минобразования:
— Министерство образования совместно с Министерством связи и информатизации в рамках Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016—2020 годы реализуют проект по созданию информационно-образовательного пространства для формирования личности, адаптированной к жизни в информационном обществе, который широкая общественность знает как «Электронная школа».
Сейчас в Государственном комитете по науке и технологиям на рассмотрении находится техническое задание на реализацию мероприятий до 2020 года. Речь, в частности, идет об улучшении состояния материально-технической базы учреждений образования. О закупке персональных компьютеров, интерактивных сенсорных панелей, работе по модернизации внешних и внутренних локальных сетей учреждений образования. Предусматривается модернизация имеющегося в учреждениях образования и организациях программного обеспечения, развитие информационно-образовательного контента. В этом случае мы говорим о разработке единого информационно-образовательного ресурса для программно-методического обеспечения образовательного процесса, продолжении практики внедрения существующих или создании новых сервисов, в числе которых «Электронный дневник», «Электронный журнал», «Карта учащегося», «Цифровой студенческий билет».
Хочу подчеркнуть, что проект «Электронная школа» — серьезный этап совершенствования национальной системы образования, поскольку затрагивает все уровни образования. Он направлен на формирование цифрового общества и развернутого многоуровневого информационного образовательного пространства, базирующихся на современных принципах и технических решениях, включающих инфраструктуру и аппаратно-программные платформы электронных коммуникаций.
В рамках проекта будут созданы основы для последующего развития единого информационного пространства — автоматизированной информационной системы «Республиканская информационно-образовательная среда» (РИОС). Это совокупность информационных ресурсов в сфере образования, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих взаимодействие заинтересованных субъектов.
Кроме этого, сейчас Министерство образования при поддержке Международного банка реконструкции и развития работает над совместным проектом «Модернизация системы образования Республики Беларусь», с помощью которого планируется создать информационную систему управления в секторе образования нашей страны. Система будет охватывать уровень общего среднего и специального образования. При этом она разрабатывается с учетом возможности масштабирования и на другие уровни образования. Система поможет в автоматизации процессов сбора данных, поступающих от учреждений общего среднего образования, обеспечит пользователей эффективным инструментарием анализа и принятия решений, поможет в прогнозировании показателей развития системы образования страны в целом и системы общего среднего образования в частности, предоставит актуальные, достоверные данные пользователям системы.
Электронный дневник имеет ряд преимуществ.
Дневник без бумаги
Первопроходцами в сфере «Электронной школы» стали учреждения Минска. Здесь проводились «пилоты» и аналитика. Быть первыми сложно, ответственно, но и интересно. Тем не менее начиналось все с бури горячих обсуждений. А надо ли? А оценят ли родители, а уж тем более школьники? Но первое нервное напряжение сменилось спокойствием — новинка постепенно приживалась. Ее достоинства оценили в разных школах страны.Гимназия № 1 Минска вошла в проект в числе первых, когда он еще не стал республиканским. Так что неудивительно, что уже к 2016-му про бумажные дневники здесь успели забыть — электронная версия удобнее. И домашнюю работу можно посмотреть в один клик, и оценки, которые ничем не сотрешь. Хвалили этот элемент «Электронной школы» и учителя — за экономию учебного времени. И мечтали, чтобы бумажная версия журнала тоже смогла кануть в Лету.
А ведь уже есть и те, кто школу без приставки «электронная» и не знает вовсе. Это — ровесники новой системы, которые благодаря электронным дневникам экономят место в тяжелых рюкзаках. Это для них школьный пропуск, платежная карточка и читательский билет в одном флаконе — не новинка, а реальность, в которой они живут.
К слову, сегодня от электронного дневника отказались около десятка минских школ. В целом сервисом пользуются более 130 школ города. Регионы к «Электронной школе» подключаются, но не так быстро. Сегодня в стране его используют около половины всех учреждений. Тем не менее к 2020 году сервис должен охватить около 80 процентов всех школ. Более того, по задумке расширится и функционал карты учащегося. Планировалось, что он сможет стать еще и своеобразной заменой для амбулаторной карты. Пилотный проект с «Электронным рецептом» реализуется в минской поликлинике № 6.
В продолжение школы
Но если школьники уже успели оценить все прелести электроники, то студенты чем хуже? Электронный студенческий билет-карта авторства «Белинвестбанка», который объединил в себе удостоверение личности и платежный документ, стал логичным продолжением проекта. В прошлом году его получили около пяти тысяч первокурсников и магистрантов БГУ. В этом году задумку продолжил «Беларусбанк», выдав карту двум тысячам студентов ВГМУ. До конца года к ним должны присоединиться еще 50 тысяч ребят из разных вузов. По мнению авторов сервиса, задумка этого документа куда как глобальнее. Ведь индивидуальный дизайн карты позволяет не только идентифицировать ее обладателя, но и рекламировать его ВУЗ, а вместе с ним и страну.Проект «Электронная школа» — серьезный этап совершенствования национальной системы образования, поскольку затрагивает все уровни образования.
Но и это не все. Если главный документ школьника — дневник, то у студента, без сомнения, зачетка. Вот и ее тоже переводят в электронное измерение. Первопроходцем тут стал Белгосуниверситет, а точнее, его Центр информационных технологий. Благодаря «пилоту» электронные зачетки получили пять тысяч первокурсников. И дело тут не только в экономии на бумажных аналогах, отмечают в БГУ, хотя и она ощутима, преимуществ у электронного документа много. Его не потеряешь, не порвешь, а вузу это позволит улучшить подготовку отчетной документации, упростить анализ успеваемости.
Пилотный проект в вузе во многом напоминает суть «Электронной школы». Так, например, следующим этапом в БГУ планируют ввести электронный журнал куратора. Не останутся обиженными и преподаватели, для которых введут интеллектуальные удостоверения с функцией идентификации и возможностью международной платежной карточки. В случае успешной реализации проектов, и это логично, их плюсы смогут ощутить и другие вузы страны.
Процесс давно пошел
Впрочем, если вспомнить, ряд «электронных» элементов вузы использовали и раньше. Взять хотя бы небезызвестную автоматизированную систему зачисления, где первопроходцем стал БГУИР. Университет разработал и усовершенствовал метод, благодаря которому абитуриент, поступая в вуз, был избавлен от «шараханья» со специальности на специальность. Система сама распределяет абитуриентов в зависимости от их приоритетов и количества набранных баллов.Электронный студенческий билет появился в БГУ в 2003-м, а с 2010-го они были внедрены во все высшие учебные заведения страны. В принципе, бумага уходит в прошлое на многих этапах обучения. Вспомнить хотя бы новшество 2010 года, когда была внедрена автоматизированная система регистрации на ЦТ. Она не только избавила нас от проблемы «двойников», но и сделала процесс более комфортным.
Видеокурсы, лекции, учебная платформа для такого контента — все это тоже элементы электронной системы обучения, которые очень быстро становятся реальностью. Остановить этот процесс невозможно, да и нужно ли? Ведь главная задача — сделать процесс обучения для школьников и студентов понятнее, доступнее, а главное — интереснее. Лекции, которые делаются под запись, уже многим наскучили. Ребенок, молодой человек зачастую ждут перемены, чтобы заглянуть в гаджет. Почему бы не использовать инструменты, которые нравятся детям, им же во благо для погружения в учебу?
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Юрий КРУГЛИК, директор Главного информационно-аналитического центра Минобразования:
— Министерство образования совместно с Министерством связи и информатизации в рамках Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016—2020 годы реализуют проект по созданию информационно-образовательного пространства для формирования личности, адаптированной к жизни в информационном обществе, который широкая общественность знает как «Электронная школа».
Сейчас в Государственном комитете по науке и технологиям на рассмотрении находится техническое задание на реализацию мероприятий до 2020 года. Речь, в частности, идет об улучшении состояния материально-технической базы учреждений образования. О закупке персональных компьютеров, интерактивных сенсорных панелей, работе по модернизации внешних и внутренних локальных сетей учреждений образования. Предусматривается модернизация имеющегося в учреждениях образования и организациях программного обеспечения, развитие информационно-образовательного контента. В этом случае мы говорим о разработке единого информационно-образовательного ресурса для программно-методического обеспечения образовательного процесса, продолжении практики внедрения существующих или создании новых сервисов, в числе которых «Электронный дневник», «Электронный журнал», «Карта учащегося», «Цифровой студенческий билет».
Хочу подчеркнуть, что проект «Электронная школа» — серьезный этап совершенствования национальной системы образования, поскольку затрагивает все уровни образования. Он направлен на формирование цифрового общества и развернутого многоуровневого информационного образовательного пространства, базирующихся на современных принципах и технических решениях, включающих инфраструктуру и аппаратно-программные платформы электронных коммуникаций.
В рамках проекта будут созданы основы для последующего развития единого информационного пространства — автоматизированной информационной системы «Республиканская информационно-образовательная среда» (РИОС). Это совокупность информационных ресурсов в сфере образования, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих взаимодействие заинтересованных субъектов.
Кроме этого, сейчас Министерство образования при поддержке Международного банка реконструкции и развития работает над совместным проектом «Модернизация системы образования Республики Беларусь», с помощью которого планируется создать информационную систему управления в секторе образования нашей страны. Система будет охватывать уровень общего среднего и специального образования. При этом она разрабатывается с учетом возможности масштабирования и на другие уровни образования. Система поможет в автоматизации процессов сбора данных, поступающих от учреждений общего среднего образования, обеспечит пользователей эффективным инструментарием анализа и принятия решений, поможет в прогнозировании показателей развития системы образования страны в целом и системы общего среднего образования в частности, предоставит актуальные, достоверные данные пользователям системы.