Балерина из Нидерландов Амели ван де Класхорст танцует в минском театре и называет Беларусь вторым домом
16.11.2023 14:01:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
У 21-летней балерины Белорусского государственного музыкального театра необычное тройное имя – Амели Марилена Тэсс. И непривычная нашему уху фамилия – ван де Класхорст. Пять лет назад Амели приехала в Беларусь учиться балету. И уже сейчас называет Минск вторым домом. Отчасти это правда: ее отец – голландец, мать – белоруска. «Знаменка» узнала, как трогательная мечта детства привела уроженку Гааги в нашу страну, сколько стоит выработать дисциплинарную покорность и по какой причине балерина может заблокировать в соцсетях потенциальных ухажеров.
– Это один из самых популярных вопросов. Из-за имени часто думают, что я француженка, – улыбается балерина. – Но разочарую: меня назвали не в честь Амели Пулен. Те, кто не знает, что я иностранка, думают, что это какой-то прикол. Ну а если приходится называть свое полное имя и фамилию (в поликлинике, к примеру), то у людей вообще система ломается.
В балет Амели пришла из спорта. С трех лет занималась фигурным катанием, была чемпионкой Нидерландов в своей возрастной категории. Но в десять лет поняла, что в спорте ей не хватает… искусства. Амели хотелось играть, примерять образы, выступать перед зрителями:
– Кто-то скажет: в фигурном катании все это есть. И будут правы. Однако акцент в спорте все же на технику. Поступила в Королевскую академию в Гааге. Но проблема в том, что в Нидерландах в основном учат модерну. А я хотела танцевать классику, просто влюбилась в нее! Поэтому решила уехать туда, где для занятий классическим балетом есть все возможности.
И она действительно уехала – во Францию, на родину балета. Семья нашла педагога, которая работала в Большом театре России. Так, в 13 лет совершенно одна Амели переехала в пригород Ангулема:
– Родители отпустили со слезами... При этом они понимали, как для меня это важно. Обучение с проживанием стоило несколько тысяч евро в месяц. Мама с папой продали дом, где я выросла, чтобы оплатить учебу. Не понимаю, когда в Беларуси кто-то жалуется на бесплатное образование. В Европе за все нужно платить, а здесь ты не только можешь учиться за счет государства, но и получить распределение. Это же круто!
– Педагог говорила: «Чтобы стать балериной, нужно многим пожертвовать». Друзья, родители, спокойное детство – это моя жертва. Балет – искусство не для всех. Его нужно любить безоговорочно. Помню многих девочек, которые после первых дней с плачем бросали учебу. Я этим немного гордилась: они сбежали, а я выдержала.
С другой стороны, добавляет балерина, 13 лет – такой возраст, когда важно иметь рядом друзей:
– Я приехала в Беларусь, не имея опыта общения со сверстниками. Я буквально училась находить темы для бесед! И до сих пор с людьми постарше мне гораздо проще, чем с ровесниками.
Путь балерины – как путь самурая: дорога вечного воздержания. И относится это не только к диетам, уверяет девушка:
– Педагог сформировала мой характер. До этого я была очень мягким домашним ребенком. А еще научила правилам балетного мира. Балет, говорила она, – как игра в шахматы. Чтобы иметь роли, чего-то достигнуть, нужно планировать на пять шагов вперед. Например, учить все партии. Ты можешь выйти на сцену просто потому, что кто-то из коллег заболел.
А потом случился кризис. Амели вспоминает:
– Мы с педагогом готовились к конкурсу в Париже. До сих пор не понимаю, как это произошло, но у меня случился эмоциональный срыв. Переволновалась, плакала каждый день, была на пределе… Родители решили: нужно что-то менять. Мама позвонила в Минск в хореографический колледж. На тот момент его худруком была Инесса Душкевич. Мама уговорила ее меня посмотреть. Мы прислали видео, и Инесса Анатольевна сказала: «Приезжайте».
– Мама переехала в Нидерланды 28 лет назад, но по-прежнему очень любит Беларусь. Здесь спокойно и безопасно, живут бабушка с дедушкой. В 16 лет отправлять ребенка в такие большие города, как Москва или Петербург, небезопасно, – рассуждает Амели.
Первые месяцы учебы в Белорусской хореографической гимназии-колледже осложнял языковой барьер. На тот момент девушка еще плохо говорила по-русски. Не готова она оказалась и к количеству других студентов:
– Во Франции я была единственной ученицей у педагога. А здесь пришлось принять, что только мной никто заниматься не будет. Нужно смотреть на себя в зеркало, исправлять ошибки самостоятельно. Чуть позже осознала, что количество других девочек вокруг только стимулирует. Хорошо, когда есть конкуренция.
Больше всего Амели впечатлило количество дисциплин. Помимо классического танца, в колледже преподавали характерный танец, дуэт, актерское мастерство, сценический макияж… Отдельное преимущество – много практики. После окончания БГХГК Амели попала в балетную труппу музыкального театра:
– Меня приняли очень тепло. Труппа небольшая, всего 35 человек. Поэтому все друг с другом общаются и все про всех знают. Здесь я чувствую себя комфортно. Мне не на что жаловаться. Главный плюс – у меня есть работа, я могу танцевать. Всю жизнь буду благодарна театру за шанс остаться в профессии, возможность выучить новые роли.
Восточным колоритом «Тысячи и одной ночи» Амели впервые прониклась на белорусской сцене
К слову, о ролях. Сейчас Амели можно увидеть во всех знаковых спектаклях музыкального: «Лебединое озеро», «Тысяча и одна ночь», «Щелкунчик». Сольные партии есть у нее и в концерте классической и современной хореографии Classic and Modern.
– У белорусских танцовщиков очень балетные ноги: выворотность, подъем… В Нидерландах такие ноги – редкость. Там другие стандарты: важнее быть более мышечной, чем худой. У меня европейские ноги, очень спортивные, приходится с этим постоянно бороться. Но самое важное в балете – это мозги и выразительность. Если у девочки шикарные ноги, но в голове и сердце пустота, на нее неинтересно смотреть. Артист должен уметь быстро переключаться. Например, моя Марджана в «Тысяче и одной ночи» очень уверенная, роковая. Я в жизни не такая, но на сцене танцую так, как будто она и есть я.
По родителям и Нидерландам Амели, конечно, скучает. Но Минск тоже стал ее домом:
– Раньше смотрела на Беларусь как на перевалочный пункт. А сейчас, спустя пять лет, люблю не меньше Нидерландов. Иногда, когда грустно, включаю какой-нибудь глупый голландский сериал, который там никогда не стала бы смотреть. Единственное, здесь мне трудно найти друзей. После театра сил не так много, по барам я не хожу. Иногда знакомлюсь с парнями в приложениях. Когда узнают, что я иностранка, спрашивают: «А что ты здесь делаешь? Возвращайся в Европу, там же лучше!» Когда такое пишут, сразу блокирую. Не могу быть с тем, кто не ценит того, что у него есть в Беларуси.
leonovich@sb.by
Фото из личного архива Амели ван де Класхорст
«Это какой-то прикол?»
Скажем сразу: к героине известного французского фильма наша Амели не имеет никакого отношения.– Это один из самых популярных вопросов. Из-за имени часто думают, что я француженка, – улыбается балерина. – Но разочарую: меня назвали не в честь Амели Пулен. Те, кто не знает, что я иностранка, думают, что это какой-то прикол. Ну а если приходится называть свое полное имя и фамилию (в поликлинике, к примеру), то у людей вообще система ломается.
В балет Амели пришла из спорта. С трех лет занималась фигурным катанием, была чемпионкой Нидерландов в своей возрастной категории. Но в десять лет поняла, что в спорте ей не хватает… искусства. Амели хотелось играть, примерять образы, выступать перед зрителями:
– Кто-то скажет: в фигурном катании все это есть. И будут правы. Однако акцент в спорте все же на технику. Поступила в Королевскую академию в Гааге. Но проблема в том, что в Нидерландах в основном учат модерну. А я хотела танцевать классику, просто влюбилась в нее! Поэтому решила уехать туда, где для занятий классическим балетом есть все возможности.
И она действительно уехала – во Францию, на родину балета. Семья нашла педагога, которая работала в Большом театре России. Так, в 13 лет совершенно одна Амели переехала в пригород Ангулема:
– Родители отпустили со слезами... При этом они понимали, как для меня это важно. Обучение с проживанием стоило несколько тысяч евро в месяц. Мама с папой продали дом, где я выросла, чтобы оплатить учебу. Не понимаю, когда в Беларуси кто-то жалуется на бесплатное образование. В Европе за все нужно платить, а здесь ты не только можешь учиться за счет государства, но и получить распределение. Это же круто!
Путь воина
Первые полгода во Франции Амели плакала каждый день. Во-первых, рядом не было родных. Во-вторых, ровесников. В-третьих, русская школа балета построена на принципах властности и требовательности. Но это, уверена Амели, сделало ее только сильнее:– Педагог говорила: «Чтобы стать балериной, нужно многим пожертвовать». Друзья, родители, спокойное детство – это моя жертва. Балет – искусство не для всех. Его нужно любить безоговорочно. Помню многих девочек, которые после первых дней с плачем бросали учебу. Я этим немного гордилась: они сбежали, а я выдержала.
С другой стороны, добавляет балерина, 13 лет – такой возраст, когда важно иметь рядом друзей:
– Я приехала в Беларусь, не имея опыта общения со сверстниками. Я буквально училась находить темы для бесед! И до сих пор с людьми постарше мне гораздо проще, чем с ровесниками.
Путь балерины – как путь самурая: дорога вечного воздержания. И относится это не только к диетам, уверяет девушка:
– Педагог сформировала мой характер. До этого я была очень мягким домашним ребенком. А еще научила правилам балетного мира. Балет, говорила она, – как игра в шахматы. Чтобы иметь роли, чего-то достигнуть, нужно планировать на пять шагов вперед. Например, учить все партии. Ты можешь выйти на сцену просто потому, что кто-то из коллег заболел.
А потом случился кризис. Амели вспоминает:
– Мы с педагогом готовились к конкурсу в Париже. До сих пор не понимаю, как это произошло, но у меня случился эмоциональный срыв. Переволновалась, плакала каждый день, была на пределе… Родители решили: нужно что-то менять. Мама позвонила в Минск в хореографический колледж. На тот момент его худруком была Инесса Душкевич. Мама уговорила ее меня посмотреть. Мы прислали видео, и Инесса Анатольевна сказала: «Приезжайте».
Страна возможностей
Других вариантов, кроме Беларуси, семья ван де Класхорст даже не рассматривала.– Мама переехала в Нидерланды 28 лет назад, но по-прежнему очень любит Беларусь. Здесь спокойно и безопасно, живут бабушка с дедушкой. В 16 лет отправлять ребенка в такие большие города, как Москва или Петербург, небезопасно, – рассуждает Амели.
Первые месяцы учебы в Белорусской хореографической гимназии-колледже осложнял языковой барьер. На тот момент девушка еще плохо говорила по-русски. Не готова она оказалась и к количеству других студентов:
– Во Франции я была единственной ученицей у педагога. А здесь пришлось принять, что только мной никто заниматься не будет. Нужно смотреть на себя в зеркало, исправлять ошибки самостоятельно. Чуть позже осознала, что количество других девочек вокруг только стимулирует. Хорошо, когда есть конкуренция.
Больше всего Амели впечатлило количество дисциплин. Помимо классического танца, в колледже преподавали характерный танец, дуэт, актерское мастерство, сценический макияж… Отдельное преимущество – много практики. После окончания БГХГК Амели попала в балетную труппу музыкального театра:
– Меня приняли очень тепло. Труппа небольшая, всего 35 человек. Поэтому все друг с другом общаются и все про всех знают. Здесь я чувствую себя комфортно. Мне не на что жаловаться. Главный плюс – у меня есть работа, я могу танцевать. Всю жизнь буду благодарна театру за шанс остаться в профессии, возможность выучить новые роли.
Восточным колоритом «Тысячи и одной ночи» Амели впервые прониклась на белорусской сцене
К слову, о ролях. Сейчас Амели можно увидеть во всех знаковых спектаклях музыкального: «Лебединое озеро», «Тысяча и одна ночь», «Щелкунчик». Сольные партии есть у нее и в концерте классической и современной хореографии Classic and Modern.
– У белорусских танцовщиков очень балетные ноги: выворотность, подъем… В Нидерландах такие ноги – редкость. Там другие стандарты: важнее быть более мышечной, чем худой. У меня европейские ноги, очень спортивные, приходится с этим постоянно бороться. Но самое важное в балете – это мозги и выразительность. Если у девочки шикарные ноги, но в голове и сердце пустота, на нее неинтересно смотреть. Артист должен уметь быстро переключаться. Например, моя Марджана в «Тысяче и одной ночи» очень уверенная, роковая. Я в жизни не такая, но на сцене танцую так, как будто она и есть я.
По родителям и Нидерландам Амели, конечно, скучает. Но Минск тоже стал ее домом:
– Раньше смотрела на Беларусь как на перевалочный пункт. А сейчас, спустя пять лет, люблю не меньше Нидерландов. Иногда, когда грустно, включаю какой-нибудь глупый голландский сериал, который там никогда не стала бы смотреть. Единственное, здесь мне трудно найти друзей. После театра сил не так много, по барам я не хожу. Иногда знакомлюсь с парнями в приложениях. Когда узнают, что я иностранка, спрашивают: «А что ты здесь делаешь? Возвращайся в Европу, там же лучше!» Когда такое пишут, сразу блокирую. Не могу быть с тем, кто не ценит того, что у него есть в Беларуси.
leonovich@sb.by
Фото из личного архива Амели ван де Класхорст