Техника речи, сценическое движение, вокал. Заглянули в расписание минской школы, где готовят будущих актеров
08.04.2021 15:00:00
Более 17 лет на сцене минской школы № 27 раскрываются детские таланты. Здесь актеры и режиссеры преподают увлеченным школьникам театральные дисциплины. Результат есть. Выпускники уже выходят на сцену в театрах Беларуси и России. А в это время подрастает достойная смена. Причем играют почти как профессионалы – в один голос твердят педагоги и родители.
– Бывает, приходят одаренные дети. Но из-за того, что им все дается легко, они быстро теряют интерес, перестают относиться к занятиям серьезно. Поэтому толка больше от тех, кто горит театром. Чтобы тебя заметили, нужно не стесняться подходить, спрашивать и участвовать.
Музыкальные и театральные игры (именно так называется факультатив, на который может записаться любой ученик школы), по мнению второго педагога аналогичного предмета Павла Лубченка, раскрепощают:
– Я объясняю первоклашкам, что они могут не стать профессиональными актерами. Но этот предмет поможет им быть открытыми, смелыми, научит четко и грамотно выражать свои мысли. Это пригодится в дальнейшей жизни. Потому что актер – это в первую очередь дисциплина, затем – внимание и только после – воображение.
Проявить свои способности ученикам в разное время помогала целая плеяда именитых белорусских артистов. Это актеры минских Театра-студии киноактера Станислав Вилькин и Нового драматического театра Валерий Огаян. За годы работы они поставили большую часть спектаклей школы. Харизма педагогов, атмосфера учебного заведения влияют на то, что многие школьники принимают решение связать свою жизнь с театром. Так, например, восходящей звездой, засиявшей сначала на сцене родной школы, а потом и на Красной площади в Москве, стал Валерий Русецкий. В прошлом году парень попал в суперфинал конкурса «Живая классика». Ежегодно в нем участвует более 2,5 миллиона школьников из более 80 стран. С 14 лет Валерий профессионально играет в камерном драматическом театре, а теперь и в Национальном академическом драматическом театре имени Горького. И это только начало!
– Мы показали небольшой кусочек того, что детям предстоит узнать и изучить, когда они поступят в колледж искусств или театральный вуз. Но эмоции были невероятные. У всех, кто сидел в зале, глаза буквально горели.
Актер и режиссер того же театра Алексей Богданов дополняет коллегу по цеху:
– Презентовали детям одну из дисциплин. Наглядно продемонстрировали бой, в частности сценическое фехтование. Оно, кстати, привлекает в театр мальчиков, которые у нас на вес золота.
Встреча с артистами народного театра прошла душевно, договорились, что вскоре они наведаются с постановкой своего детского театра.
– Обязательно приеду сюда еще раз, – делится эмоциями солист-вокалист Белорусского государственного академического музыкального театра лауреат международного конкурса «Мастер сцены» Сергей Спруть:
– Заряд эмоций, которые я получаю от ребят, другой. Потому что они делают это еще по-детски, где-то непрофессионально. Но так мило. Побеждают искренность и юношеский задор. У них все получится.
На мастер-классы и тренинги к будущим артистам часто приходят «люди культуры». Осенью, например, приезжали студенты – актеры из театра «Мимы спешат на помощь» при МГЛУ, рассказывает Павел Лубченок:
– На прошлой неделе у нас прошел театральный телемост со сверстниками из санкт‑петербургской школы № 604. А сейчас занимаемся организацией экскурсий в минские театры. Пусть дети побывают за кулисами, посмотрят, как и чем живут актеры. Стараемся, чтобы ребятам всегда было интересно. Во время карантина, например, завели Instagram и телеграм-каналы, публиковали видео с несложными заданиями для наших учащихся, чтобы они продолжали оттачивать мастерство дома.
– Хотя родители еще в детстве поставили «диагноз». Сказали – будущая актриса. Поэтому записали меня именно в эту школу. Они приходят на все выступления, очень поддерживают. Особенно когда что-то не получается. Помогают и педагоги: подсказывают, направляют. Для творческих людей это важно.
В программе подготовки будущих артистов – тренинги и упражнения, развивающие память, внимание, фантазию. Например, под музыку нужно придумать, что показать здесь и сейчас. Это научит ребенка гибкости и адаптивности, дополняет Елена Картынник:
– Некоторые родители оставляют сына или дочку в нашей школе именно из-за того, что у нас есть такие занятия. Говорят, что видят разницу в поведении, – ребенок становится более открытым, хорошо говорит, легко находит общий язык с другими детьми.
– Более того, мы проигрываем ситуации, которые в последующем могут произойти в обычной жизни, – признается Дарья Жердецкая, чей опыт выступлений на сцене родной школы почти восемь лет. – Где-то танцевала, где-то пела, участвовала во всех постановках. Менялись руководители кружка, я росла, но моя любовь к театру не проходила. Мне это нравилось все больше и больше. Поэтому теперь твердо решила поступать на театральный факультет в академию искусств. Еще есть время отточить мастерство, хочу попробовать себя в серьезных постановках в жанре трагедии.
demeshko@sb.by
Дисциплина. Внимание. Воображение
Густой белый грим, яркие платья и застывшие улыбки. Аплодисменты. Занавес. На финальный поклон вышли все актеры от мала до велика. Удивительно, но карьера артиста в этой школе начинается рано. Уже с первого класса ребята постигают азы театрального искусства. Упражнения на раскрепощение, умение работать в коллективе, техника речи, мастерство актера, сценическое движение, вокал, пластика… Все для того, чтобы отработать на максимуме, выступить достойно. Кстати, желание в этом деле становится определяющим параметром успеха, делится опытом учитель предметов театральной направленности Елена Картынник:– Бывает, приходят одаренные дети. Но из-за того, что им все дается легко, они быстро теряют интерес, перестают относиться к занятиям серьезно. Поэтому толка больше от тех, кто горит театром. Чтобы тебя заметили, нужно не стесняться подходить, спрашивать и участвовать.
Музыкальные и театральные игры (именно так называется факультатив, на который может записаться любой ученик школы), по мнению второго педагога аналогичного предмета Павла Лубченка, раскрепощают:
– Я объясняю первоклашкам, что они могут не стать профессиональными актерами. Но этот предмет поможет им быть открытыми, смелыми, научит четко и грамотно выражать свои мысли. Это пригодится в дальнейшей жизни. Потому что актер – это в первую очередь дисциплина, затем – внимание и только после – воображение.
Проявить свои способности ученикам в разное время помогала целая плеяда именитых белорусских артистов. Это актеры минских Театра-студии киноактера Станислав Вилькин и Нового драматического театра Валерий Огаян. За годы работы они поставили большую часть спектаклей школы. Харизма педагогов, атмосфера учебного заведения влияют на то, что многие школьники принимают решение связать свою жизнь с театром. Так, например, восходящей звездой, засиявшей сначала на сцене родной школы, а потом и на Красной площади в Москве, стал Валерий Русецкий. В прошлом году парень попал в суперфинал конкурса «Живая классика». Ежегодно в нем участвует более 2,5 миллиона школьников из более 80 стран. С 14 лет Валерий профессионально играет в камерном драматическом театре, а теперь и в Национальном академическом драматическом театре имени Горького. И это только начало!
Театр в сердце
«Лишь я и вечность. И театр во мне. И я на сцене – этого вполне». Такими словами начала свое выступление художественный руководитель, режиссер Народного театра «На Долгом Броде» при ДК МТЗ Татьяна Спруть. Накануне она с коллегами пришла поздравить ребят с Международным днем театра и поделиться опытом. Татьяна Спруть уверена, что актер должен уметь многое:– Мы показали небольшой кусочек того, что детям предстоит узнать и изучить, когда они поступят в колледж искусств или театральный вуз. Но эмоции были невероятные. У всех, кто сидел в зале, глаза буквально горели.
Актер и режиссер того же театра Алексей Богданов дополняет коллегу по цеху:
– Презентовали детям одну из дисциплин. Наглядно продемонстрировали бой, в частности сценическое фехтование. Оно, кстати, привлекает в театр мальчиков, которые у нас на вес золота.
Встреча с артистами народного театра прошла душевно, договорились, что вскоре они наведаются с постановкой своего детского театра.
– Обязательно приеду сюда еще раз, – делится эмоциями солист-вокалист Белорусского государственного академического музыкального театра лауреат международного конкурса «Мастер сцены» Сергей Спруть:
– Заряд эмоций, которые я получаю от ребят, другой. Потому что они делают это еще по-детски, где-то непрофессионально. Но так мило. Побеждают искренность и юношеский задор. У них все получится.
На мастер-классы и тренинги к будущим артистам часто приходят «люди культуры». Осенью, например, приезжали студенты – актеры из театра «Мимы спешат на помощь» при МГЛУ, рассказывает Павел Лубченок:
– На прошлой неделе у нас прошел театральный телемост со сверстниками из санкт‑петербургской школы № 604. А сейчас занимаемся организацией экскурсий в минские театры. Пусть дети побывают за кулисами, посмотрят, как и чем живут актеры. Стараемся, чтобы ребятам всегда было интересно. Во время карантина, например, завели Instagram и телеграм-каналы, публиковали видео с несложными заданиями для наших учащихся, чтобы они продолжали оттачивать мастерство дома.
Сыграть глубокие чувства
До того как в школах убрали профили, 27-я была с театральным уклоном. Здесь работала театральная кафедра – 19 преподавателей. Сейчас их осталось всего пять. Но многие родители продолжают приводить детей сюда ради театра. Так было и у девятиклассницы Ксении Лозюк. Она признается, что пока не определилась между карьерой актера и режиссера:– Хотя родители еще в детстве поставили «диагноз». Сказали – будущая актриса. Поэтому записали меня именно в эту школу. Они приходят на все выступления, очень поддерживают. Особенно когда что-то не получается. Помогают и педагоги: подсказывают, направляют. Для творческих людей это важно.
В программе подготовки будущих артистов – тренинги и упражнения, развивающие память, внимание, фантазию. Например, под музыку нужно придумать, что показать здесь и сейчас. Это научит ребенка гибкости и адаптивности, дополняет Елена Картынник:
– Некоторые родители оставляют сына или дочку в нашей школе именно из-за того, что у нас есть такие занятия. Говорят, что видят разницу в поведении, – ребенок становится более открытым, хорошо говорит, легко находит общий язык с другими детьми.
– Более того, мы проигрываем ситуации, которые в последующем могут произойти в обычной жизни, – признается Дарья Жердецкая, чей опыт выступлений на сцене родной школы почти восемь лет. – Где-то танцевала, где-то пела, участвовала во всех постановках. Менялись руководители кружка, я росла, но моя любовь к театру не проходила. Мне это нравилось все больше и больше. Поэтому теперь твердо решила поступать на театральный факультет в академию искусств. Еще есть время отточить мастерство, хочу попробовать себя в серьезных постановках в жанре трагедии.
demeshko@sb.by