В Казахстане отменяют заочку в вузах. А как у нас?
21.08.2018 07:45:44
Ольга ПАСИЯК
Любопытная новость в сфере образования пришла на днях из Казахстана: с 1 января следующего года в местных вузах не будет заочного образования. Ему на смену придут другие формы — к примеру, очное обучение с элементами дистанционного. О целесообразности заочки давно спорят и у нас, а в канун вступительной кампании и вовсе обсуждали предложение о переходе исключительно на платную форму такого обучения. Но в итоге пошли на менее радикальные меры и заметно урезали наборы как на бюджет, так и на платное. Но как анонсируемые перемены в казахстанских университетах отразятся на погоде в образовательном пространстве ЕАЭС?
В последнее время нередко возникают споры о том, каким должно быть заочное образование в Беларуси. Даже предлагая перевести его полностью на платную форму, представители вузов то и дело обращают внимание на то, что у каждого правила должно быть исключение. Скажем, неплохо бы оставить бюджетный набор для отдельных специальностей в той же атомной энергетике или в сельском хозяйстве. Или хорошо, когда продолжить обучение бесплатно может специалист, за плечами у которого колледж, а сейчас он ценный работник на производстве, где очередной этап образования — ступенька к карьерному росту.
При этом преподаватели отмечают: уровень подготовки заочников и очников чаще всего разнится. Да, учиться на заочном дешевле, но такой подход требует куда большей ответственности и самоорганизации от студента, к чему многие оказываются не готовы. А тут уже получаем очередной аргумент в пользу платной заочки: она могла бы стать еще и своеобразным фильтром, который преодолеют лишь те, кто действительно хочет повышать свой уровень знаний. А что в итоге? Начальник главного управления профессионального образования Минобразования Беларуси Сергей Касперович поясняет, что в этом году в государственных и частных вузах на заочку запланировали принять 18,3 тысячи абитуриентов — почти на 20% меньше по сравнению с прошлогодним набором:
Заочное обучение у нас, к слову, и так по большей части платное, а в некоторых частных вузах оно и вовсе преобладало над набором на очное отделение, но в этом году цифры подкорректировали в пользу дневного. При этом ситуация с заочной формой в тесной связке с трендами очного образования: что востребовано у одних, в почете и у других. Специалист поясняет: если на очное активно поступают на ИТ–специальности, экономику, правоведение, эти же направления выбирают и заочники. При этом и трудности с набором на заочное отделение были по специальностям технического и сельскохозяйственного профиля, на которые невысокие баллы на очном обучении.
Любопытным для иностранцев может стать и тот факт, что около трех десятков наших университетов сейчас в той или иной форме развивают обучение на английском языке, в том числе дистанционное. В свою очередь, в Казахстане, в сфере образования которого анонсируют замену заочки дистанционным обучением, опыт в этом направлении нарабатывается еще и в сотрудничестве с Беларусью. Нынешней весной совместный культурно–образовательный центр двух стран открылся в БГПУ им. М.Танка, партнером которого стал Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева. Здесь обещают интересные лекции от лучших преподавателей Казахстана и Беларуси, которые планируют транслировать в режиме онлайн на сайтах двух университетов.
pasiyak@sb.by