В Беларуси предстоит убрать около 400 тысяч гектаров рапса
06.07.2021 07:50:00
Добавленную стоимость, финансовую и агрономическую выгоду от выращивания культуры должны получать производители, а не посредники из-за рубежа
Во время посещения Президентом Свислочского района его внимание обратили на высокую маржинальность производства рапсового масла. Однако в этой сфере есть некоторые проблемные моменты, касающиеся ценовой политики. Отрегулировав в целом вопросы по ценам, следует запретить экспорт маслосемян, заметил Александр Лукашенко. По его словам, вывозить из страны сырье, из которого получается хорошая продукция, и не переработать рапс по полному циклу на собственных предприятиях — это преступление. Государство теряет большие деньги на недобросовестном посредничестве в данной сфере.
Действительно, перекупщики слетаются на прибыльную культуру, как пчелы на рапс. Аграрии попадают в своеобразную ловушку: фирмы, предлагая средства защиты, которые необходимы посевам, работают по бартеру — берут в счет долга за химикаты ценную продукцию и на ней неплохо зарабатывают. По зиме стоимость тонны взлетела до тысячи рублей. Государство пошло на значительное повышение закупочных цен, и в этот сезон хозяйствам будет выгодно работать с госзаказом.
Но прежде надо убрать маслосемена. В прошлом году их получили рекордные 731,3 тысячи тонн в амбарном весе. Примерно такой же вал собрали в 2014-м — 729,7 тысячи тонн. Правда, в тот год были больше площади, а по урожайности рекорд установлен в 2020-м: 20,6 центнера с гектара в амбарном весе. Разбежка между областями существенная: в Гродненской и Минской соответственно 30,7 и 22 центнера на круг, в Витебской и Гомельской — 12,5 центнера.
Ныне предстоит убрать около 400 тысяч гектаров. Кто соблюдает на технологическом этапе роста и развития рапса все рекомендуемые регламенты, тот и получает хороший урожай и прибыль, прокомментировал ситуацию заместитель начальника управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Юрий Зозуля:
— В этом агросезоне должны получить вал не меньше прошлогоднего, даже больше, потому что после перезимовки сохранилось больше посевов. Жара наступила, когда рапс уже отцвел, и не сильно повлияла на его состояние. Думаю, в начале июля начнется массовая уборка. Да, есть значительная разбежка в урожайности по областям — главным образом из-за соблюдения или, наоборот, игнорирования по разным причинам технологии выращивания. Учитывая, что в этом году цена госзакупки значительно поднялась — 920 рублей за тонну (на пищевые цели), хозяйства будут с хорошей прибылью. В 2020-м было 696,8 рубля, частники покупали по 1100—1200 рублей, поэтому, чтобы аграрии максимально поставляли маслосемена на госнужды, и было принято решение об увеличении закупочной цены. Вместе с тем мощностей для производства пищевого рапсового масла с лихвой хватает, чтобы закрыть внутреннюю потребность в 18 тысяч тонн — производится этого продукта гораздо больше.
Сырья, чтобы загрузить предприятия переработки, своего не хватает — его необходимо более 1400 тысяч тонн. С 2006-го частный капитал активно начал инвестировать в производства по отжиму масла — объем переработки увеличился в 9,5 раза. Так, в 2018 году одна из компаний ввела в эксплуатацию в Сморгони маслоэкстракционный завод (МЭЗ) мощностью переработки 2000 тонн в сутки, или 660 тысяч тонн в год. То есть сможет поглотить фактически весь валовой сбор Беларуси. И уже сейчас, когда уборка рапса еще не началась, чуть ли не каждое утро по радио звучит реклама по его закупке с условием оплаты на следующий день. Понятно, что МЭЗ работает на привозном сырье и отправляет продукцию за рубеж. Но и наши аграрии в обозримой перспективе будут иметь хорошую ценовую конъюнктуру.
Экономически крепкие предприятия тоже не спали в шапку: линии по отжиму масличных культур позволили получать добавленную стоимость, удешевили белковую составляющую рационов. Расчеты показывают, что рентабельность таких технологических линий почти 100-процентная. Белковым концентратом из рапса можно сбалансировать по протеину 3400 тысяч тонн фуража для КРС или 2150 тысяч — для свиней.
Техническое масло до недавнего времени шло на производство биодизеля, которое свернуто из-за его невостребованности. Но выпуск такого топлива сокращается во всем мире. Ситуация на мировом рынке нефтепродуктов изменилась, поэтому спрос на рапс уже не на таком высоком уровне. Тем не менее техническое масло белорусского производства в полном объеме отправляется на экспорт, как правило, в страны Прибалтики.
Благодаря новым безэруковым сортам пищевое масло стало отличной заменой оливковому. Оно уникально по составу жирных кислот: арахидоновая, к примеру, влияет на продолжительность и качество жизни. Олеиновая кислота позволяет выдерживать более высокую температуру, чем подсолнечное, — на нем пища меньше пригорает. В рапсе больше 30 аминокислот. Но пока спрос у белорусских покупателей на свой продукт невысокий — рука хозяйки привычно тянется за подсолнечным. А зря.
Кандидат наук, руководитель отдела масличных культур НПЦ НАН Беларуси по земледелию Ядвига Пилюк помнит, что еще в начале двухтысячных мы знали и потребляли только подсолнечное масло, благо, что поставщики его — наши соседи.
Возрождение рапса в Беларуси началось с середины 1990-х годов в основном благодаря расширению площадей под более стабильными высококачественными отечественными сортами озимого и ярового рапса, приспособленными к местным почвенно-климатическим условиям, укрупнению полей (посевы рапса в валообразующих хозяйствах увеличились с 40 до 300 гектаров и более), индустриализации культуры (100 процентов полей обрабатываются гербицидами и инсектицидами, и на 1/3 фунгицидами, десикантами и прилипателями, практически каждый комбайн оборудуется приставками для уборки мелкосемянных культур), организации эффективной схемы элитного семеноводства (на семенные цели используется только элита рапса, и семена соответствуют мировому стандарту). В этот период были разработаны и внедрены технологии возделывания озимого и ярового рапса, при уровне урожайности 50 и 30 центнеров с гектара соответственно.
Все это позволяет получать хорошие и стабильные урожаи и обеспечивает его высокую рентабельность, поделилась своим видением проблемы Ядвига Пилюк:
— Намолачивать 25 центнеров на круг, а в хорошие годы 30, вполне реальная перспектива. Страны Евросоюза получают 26—28 центнеров. Но в Европе более благоприятные климатические условия. Рапс — культура, на 88—100 процентов зависящая от перезимовки, и с этим фактором нельзя не считаться. Она очень зависима от сроков высева. Урожай штурмом не возьмешь, надо вначале вложиться на удобрения, средства защиты.
Рапс приносит как агрономическую, так и экономическую выгоду хозяйствам. Это отличный предшественник для зерновых, особенно для озимой пшеницы, прибавка урожая которой достигала в производственных посевах 66 процентов. При урожайности 25 центнеров с гектара, отмечают экономисты, уровень рентабельности производства превышает 50 процентов, а при 15 центнерах на круг прибыль покрывает затраты, и можно выйти в ноль. Конечно, мало интереса работать так на так, в большинстве хозяйств освоили технологии, в чем существенно помогли белорусские ученые, и получают прекрасный результат. Да и мировые компании приносят в Беларусь новейшие гибриды и агроприемы.
— По экономике культура превосходит подсолнечник, поэтому в Европе ее сеют больше, — продолжает Ядвига Пилюк. — Нам важно стабилизировать валовое производство маслосемян рапса на уровне 800 тысяч тонн и затем стремиться к миллиону. В 2009 году Брестская, Гродненская и Минская области получили по 30 центнеров на круг. А в 2010-м в Могилевской области 18,7 центнера в амбарном весе было лучшей урожайностью в республике. Когда там зимние условия способствовали урожаю, то и Могилевщина вышла в лидеры, а Гродненщина была в этом году на третьем месте. Это еще раз подтверждает зависимость культуры от перезимовки. Но она приспособилась, учеными и аграриями много сделано в этом направлении. За последние 15 лет площадь под рапсом увеличилась в 3 раза, его перезимовка существенно повысилась, а урожайность выросла на 76 процентов (к 2005 году). В среднем за последнюю десятилетку с небольшим перезимовка составляет 75 процентов. В хороший год может быть и 95 процентов, в плохой — 42,7 (здесь выручает яровой рапс). Впервые под урожай 2007-го было посеяно свыше 100 тысяч гектаров озимого рапса. Это стало возможным благодаря созданию белорусских сортов, которые по урожайности (я могу назвать их более пяти) немногим уступают зарубежным гибридам. При неблагоприятной зиме наш сорт побьет по урожайности гибрид на 5, а то и 10 центнеров. То есть сорта более стабильны по продуктивности. Это подтверждают и наши соседи. В России районировано девять белорусских сортов. В основном здесь занимаются яровым рапсом. Усилиями российских ученых набирает силы и озимый рапс. Мы постоянно обмениваемся опытом возделывания этой культуры с соседними регионами.
Рапс — культура поистине уникальная: в ней на долю масла и белка приходится 65—75 процентов массы семян. В процессе мировой селекции рапс вобрал в себя все лучшее от оливок (омега-9), подсолнечника (омега-6) и льна (омега-3). И сегодня у белорусских селекционеров уже есть сортообразцы, в которых содержание олеиновой кислоты (оливки) достигает 70 процентов и более. Беларусь в мировом тренде по применению этой культуры именно на пищевые цели и корм для животных. В некоторых странах из рапса уже делают пищевой белок и мясо, наподобие соевого. Канада объявила о создании крупного производства пищевого белка. В мире, где от голода страдают 820 миллионов человек и их число увеличивается, спрос на такую продукцию будет постоянным.
klimovich@sb.by
Во время посещения Президентом Свислочского района его внимание обратили на высокую маржинальность производства рапсового масла. Однако в этой сфере есть некоторые проблемные моменты, касающиеся ценовой политики. Отрегулировав в целом вопросы по ценам, следует запретить экспорт маслосемян, заметил Александр Лукашенко. По его словам, вывозить из страны сырье, из которого получается хорошая продукция, и не переработать рапс по полному циклу на собственных предприятиях — это преступление. Государство теряет большие деньги на недобросовестном посредничестве в данной сфере.
Действительно, перекупщики слетаются на прибыльную культуру, как пчелы на рапс. Аграрии попадают в своеобразную ловушку: фирмы, предлагая средства защиты, которые необходимы посевам, работают по бартеру — берут в счет долга за химикаты ценную продукцию и на ней неплохо зарабатывают. По зиме стоимость тонны взлетела до тысячи рублей. Государство пошло на значительное повышение закупочных цен, и в этот сезон хозяйствам будет выгодно работать с госзаказом.
Но прежде надо убрать маслосемена. В прошлом году их получили рекордные 731,3 тысячи тонн в амбарном весе. Примерно такой же вал собрали в 2014-м — 729,7 тысячи тонн. Правда, в тот год были больше площади, а по урожайности рекорд установлен в 2020-м: 20,6 центнера с гектара в амбарном весе. Разбежка между областями существенная: в Гродненской и Минской соответственно 30,7 и 22 центнера на круг, в Витебской и Гомельской — 12,5 центнера.
Ныне предстоит убрать около 400 тысяч гектаров. Кто соблюдает на технологическом этапе роста и развития рапса все рекомендуемые регламенты, тот и получает хороший урожай и прибыль, прокомментировал ситуацию заместитель начальника управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Юрий Зозуля:
— В этом агросезоне должны получить вал не меньше прошлогоднего, даже больше, потому что после перезимовки сохранилось больше посевов. Жара наступила, когда рапс уже отцвел, и не сильно повлияла на его состояние. Думаю, в начале июля начнется массовая уборка. Да, есть значительная разбежка в урожайности по областям — главным образом из-за соблюдения или, наоборот, игнорирования по разным причинам технологии выращивания. Учитывая, что в этом году цена госзакупки значительно поднялась — 920 рублей за тонну (на пищевые цели), хозяйства будут с хорошей прибылью. В 2020-м было 696,8 рубля, частники покупали по 1100—1200 рублей, поэтому, чтобы аграрии максимально поставляли маслосемена на госнужды, и было принято решение об увеличении закупочной цены. Вместе с тем мощностей для производства пищевого рапсового масла с лихвой хватает, чтобы закрыть внутреннюю потребность в 18 тысяч тонн — производится этого продукта гораздо больше.
Сырья, чтобы загрузить предприятия переработки, своего не хватает — его необходимо более 1400 тысяч тонн. С 2006-го частный капитал активно начал инвестировать в производства по отжиму масла — объем переработки увеличился в 9,5 раза. Так, в 2018 году одна из компаний ввела в эксплуатацию в Сморгони маслоэкстракционный завод (МЭЗ) мощностью переработки 2000 тонн в сутки, или 660 тысяч тонн в год. То есть сможет поглотить фактически весь валовой сбор Беларуси. И уже сейчас, когда уборка рапса еще не началась, чуть ли не каждое утро по радио звучит реклама по его закупке с условием оплаты на следующий день. Понятно, что МЭЗ работает на привозном сырье и отправляет продукцию за рубеж. Но и наши аграрии в обозримой перспективе будут иметь хорошую ценовую конъюнктуру.
Экономически крепкие предприятия тоже не спали в шапку: линии по отжиму масличных культур позволили получать добавленную стоимость, удешевили белковую составляющую рационов. Расчеты показывают, что рентабельность таких технологических линий почти 100-процентная. Белковым концентратом из рапса можно сбалансировать по протеину 3400 тысяч тонн фуража для КРС или 2150 тысяч — для свиней.
Техническое масло до недавнего времени шло на производство биодизеля, которое свернуто из-за его невостребованности. Но выпуск такого топлива сокращается во всем мире. Ситуация на мировом рынке нефтепродуктов изменилась, поэтому спрос на рапс уже не на таком высоком уровне. Тем не менее техническое масло белорусского производства в полном объеме отправляется на экспорт, как правило, в страны Прибалтики.
Благодаря новым безэруковым сортам пищевое масло стало отличной заменой оливковому. Оно уникально по составу жирных кислот: арахидоновая, к примеру, влияет на продолжительность и качество жизни. Олеиновая кислота позволяет выдерживать более высокую температуру, чем подсолнечное, — на нем пища меньше пригорает. В рапсе больше 30 аминокислот. Но пока спрос у белорусских покупателей на свой продукт невысокий — рука хозяйки привычно тянется за подсолнечным. А зря.
Кандидат наук, руководитель отдела масличных культур НПЦ НАН Беларуси по земледелию Ядвига Пилюк помнит, что еще в начале двухтысячных мы знали и потребляли только подсолнечное масло, благо, что поставщики его — наши соседи.
Возрождение рапса в Беларуси началось с середины 1990-х годов в основном благодаря расширению площадей под более стабильными высококачественными отечественными сортами озимого и ярового рапса, приспособленными к местным почвенно-климатическим условиям, укрупнению полей (посевы рапса в валообразующих хозяйствах увеличились с 40 до 300 гектаров и более), индустриализации культуры (100 процентов полей обрабатываются гербицидами и инсектицидами, и на 1/3 фунгицидами, десикантами и прилипателями, практически каждый комбайн оборудуется приставками для уборки мелкосемянных культур), организации эффективной схемы элитного семеноводства (на семенные цели используется только элита рапса, и семена соответствуют мировому стандарту). В этот период были разработаны и внедрены технологии возделывания озимого и ярового рапса, при уровне урожайности 50 и 30 центнеров с гектара соответственно.
Все это позволяет получать хорошие и стабильные урожаи и обеспечивает его высокую рентабельность, поделилась своим видением проблемы Ядвига Пилюк:
— Намолачивать 25 центнеров на круг, а в хорошие годы 30, вполне реальная перспектива. Страны Евросоюза получают 26—28 центнеров. Но в Европе более благоприятные климатические условия. Рапс — культура, на 88—100 процентов зависящая от перезимовки, и с этим фактором нельзя не считаться. Она очень зависима от сроков высева. Урожай штурмом не возьмешь, надо вначале вложиться на удобрения, средства защиты.
Рапс приносит как агрономическую, так и экономическую выгоду хозяйствам. Это отличный предшественник для зерновых, особенно для озимой пшеницы, прибавка урожая которой достигала в производственных посевах 66 процентов. При урожайности 25 центнеров с гектара, отмечают экономисты, уровень рентабельности производства превышает 50 процентов, а при 15 центнерах на круг прибыль покрывает затраты, и можно выйти в ноль. Конечно, мало интереса работать так на так, в большинстве хозяйств освоили технологии, в чем существенно помогли белорусские ученые, и получают прекрасный результат. Да и мировые компании приносят в Беларусь новейшие гибриды и агроприемы.
— По экономике культура превосходит подсолнечник, поэтому в Европе ее сеют больше, — продолжает Ядвига Пилюк. — Нам важно стабилизировать валовое производство маслосемян рапса на уровне 800 тысяч тонн и затем стремиться к миллиону. В 2009 году Брестская, Гродненская и Минская области получили по 30 центнеров на круг. А в 2010-м в Могилевской области 18,7 центнера в амбарном весе было лучшей урожайностью в республике. Когда там зимние условия способствовали урожаю, то и Могилевщина вышла в лидеры, а Гродненщина была в этом году на третьем месте. Это еще раз подтверждает зависимость культуры от перезимовки. Но она приспособилась, учеными и аграриями много сделано в этом направлении. За последние 15 лет площадь под рапсом увеличилась в 3 раза, его перезимовка существенно повысилась, а урожайность выросла на 76 процентов (к 2005 году). В среднем за последнюю десятилетку с небольшим перезимовка составляет 75 процентов. В хороший год может быть и 95 процентов, в плохой — 42,7 (здесь выручает яровой рапс). Впервые под урожай 2007-го было посеяно свыше 100 тысяч гектаров озимого рапса. Это стало возможным благодаря созданию белорусских сортов, которые по урожайности (я могу назвать их более пяти) немногим уступают зарубежным гибридам. При неблагоприятной зиме наш сорт побьет по урожайности гибрид на 5, а то и 10 центнеров. То есть сорта более стабильны по продуктивности. Это подтверждают и наши соседи. В России районировано девять белорусских сортов. В основном здесь занимаются яровым рапсом. Усилиями российских ученых набирает силы и озимый рапс. Мы постоянно обмениваемся опытом возделывания этой культуры с соседними регионами.
Рапс — культура поистине уникальная: в ней на долю масла и белка приходится 65—75 процентов массы семян. В процессе мировой селекции рапс вобрал в себя все лучшее от оливок (омега-9), подсолнечника (омега-6) и льна (омега-3). И сегодня у белорусских селекционеров уже есть сортообразцы, в которых содержание олеиновой кислоты (оливки) достигает 70 процентов и более. Беларусь в мировом тренде по применению этой культуры именно на пищевые цели и корм для животных. В некоторых странах из рапса уже делают пищевой белок и мясо, наподобие соевого. Канада объявила о создании крупного производства пищевого белка. В мире, где от голода страдают 820 миллионов человек и их число увеличивается, спрос на такую продукцию будет постоянным.
klimovich@sb.by