Надежды на технологии прошлого все дальше отодвигают страны ЕС от достижения энергетической независимости
01.08.2023 07:49:00
Татьяна СЕМЕНКОВА
Несмотря на летнее падение биржевых котировок на электроэнергию в ЕС, цены на электричество для рядовых европейцев по-прежнему кусаются. Даже субсидируемые федеральным правительством Германии энергетические расходы населения в 1,7 раза выше докризисных. Французы еще не успели отойти от февральского 15-процентного скачка тарифов на электричество, а уже с сегодняшнего дня его стоимость для домохозяйств и малого бизнеса возрастет еще на 10 процентов (в среднем ежемесячно плюс 150 евро). Для восстановления ценового равновесия Франции как воздух нужны модернизация имеющихся и строительство новых АЭС, являющихся основой энергетической системы страны. В общем-то разумный со всех точек зрения подход. Меж тем согласия в европейском доме по вопросу участия атома в обеспечении ЕС светом и теплом как не было, так и нет. Ряд государств во главе с Германией неистово отстаивают зеленую повестку, а вместе с ней и дедовские способы добычи энергии с помощью ветра и солнца. Только можно ли на телеге прошлого достичь столь заветной для европейцев цели — энергетической независимости? Пока побеждает опыт стран и союзов, опирающихся на технический прогресс. И Беларусь тому пример.
Пока, пожалуй, в связи с пресловутым энергетическим переходом возникает больше вопросов, чем ответов. С помощью возобновляемых источников энергия вырабатывается быстрее, чем потребляется. Чересчур солнечные и ветреные дни чреваты, так сказать, кризисом перепроизводства. Проблема хранения энергии солнца и ветра — настоящая головная боль для энергетиков. Вариантов здесь немного, отмечают эксперты: емкие аккумуляторы либо «зеленый» водород. И то и другое — дополнительный источник расходов. Масштабное производство больших аккумуляторов резко взвинтит стоимость металлов. Еще одна больная тема — утилизация отработавшего свое оборудования, которое, вероятно, придется захоранивать по тем же «золотым» в плане цены стандартам, что и ядерные отходы. Технология производства и накопления «зеленого» водорода на данный момент находится в зачаточном состоянии. На ее развитие потребуются серьезные вложения и время.
В пылу отстаивания климатически нейтрального подхода к энергетике еврочиновники словно отрываются от реальности. За прошлый год производство вредного угля в Европе выросло на 5 процентов. Причем одна из самых больших долей прироста добычи приходится на Германию, ярую сторонницу альтернативных источников энергии. И это не единственное противоречие. Одновременно с критикой атомной энергетики ФРГ весьма охотно покупает у французов электричество, полученное на АЭС. Ссылки на временный характер роста генерации «угольной» энергии вряд ли можно считать состоятельными.
Шумиха вокруг ускоренного энергоперехода лишь спровоцировала настороженность со стороны мировых добывающих компаний, которые поставили инвестирование новых проектов на паузу. Их логика понятна: если мир намерен отказываться от углеводородов, зачем тратить десятки миллиардов долларов на развитие? Такая стратегия может быть чревата уже в среднесрочной перспективе серьезным дефицитом энергоресурсов и очередным повышением коммунальных тарифов для стран ЕС, обделенных нефтью и газом.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Объем выработки электроэнергии вторым энергоблоком БелАЭС с момента его включения в объединенную энергосистему страны составил 1 миллиард 63 миллиона киловатт-часов.
— Это первый значимый производственный результат работы энергоблока, достигнутый в рамках этапа его опытно-промышленной эксплуатации, — сообщили в пресс-службе Минэнерго.
Реализация этапной программы продолжается. Успешно проведены работы по освоению мощности второго энергоблока на уровнях 50, 75, 90, 100 процентов от номинальной.
Выполняются испытания технологических систем и оборудования. В ближайшее время они будут проводиться на различных режимах работы блока, включая его разгрузку с отключением от сети для последующей оценки характеристик оборудования перед его комплексным опробованием на проектной мощности.
— С вводом второго энергоблока в промышленную эксплуатацию атомная станция будет генерировать около 18,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год, что позволит замещать примерно 4,5 миллиарда кубических метров природного газа, — добавили в пресс-службе Минэнерго.
semenkova@sb.by
Недешевое удовольствие
За счет ВИЭ к концу десятилетия ЕС намерен производить 42,5 процента энергии. Задача сама по себе решаемая с учетом того, что уже сегодня вклад возобновляемых источников в систему энергообеспечения весьма существенен. Как отмечает британский аналитический центр Ember, в прошлом году за счет солнечных и ветряных электростанций в Евросоюзе было выработано 22 процента энергии — на три процента больше, чем в 2021-м. Однако облегчения кошельки европейских налогоплательщиков от уменьшения доли углеводородного сырья как-то не почувствовали. Тарифы для конечных потребителей не снижаются в силу ряда причин, включающих в том числе и спекулятивную составляющую. Ну а кроме всего прочего, еще и потому, что зеленая энергетика вовсе не дешевое удовольствие. В Еврокомиссии подсчитали: отказ от углеводородного сырья в пользу зеленой энергии потребует 700 миллиардов евро дополнительных ежегодных вложений. Большую часть этих затрат планируется покрыть из частных источников. Коммерсанты, понятное дело, заложат издержки в стоимость киловатт. Так что в ближайшем будущем счета европейцев за электричество вряд ли станут скромнее.Пока, пожалуй, в связи с пресловутым энергетическим переходом возникает больше вопросов, чем ответов. С помощью возобновляемых источников энергия вырабатывается быстрее, чем потребляется. Чересчур солнечные и ветреные дни чреваты, так сказать, кризисом перепроизводства. Проблема хранения энергии солнца и ветра — настоящая головная боль для энергетиков. Вариантов здесь немного, отмечают эксперты: емкие аккумуляторы либо «зеленый» водород. И то и другое — дополнительный источник расходов. Масштабное производство больших аккумуляторов резко взвинтит стоимость металлов. Еще одна больная тема — утилизация отработавшего свое оборудования, которое, вероятно, придется захоранивать по тем же «золотым» в плане цены стандартам, что и ядерные отходы. Технология производства и накопления «зеленого» водорода на данный момент находится в зачаточном состоянии. На ее развитие потребуются серьезные вложения и время.
В целом стратегия достижения энергетической независимости через развитие зеленой энергетики кажется ряду аналитиков весьма сомнительной. Ведь европейские ВИЭ в значительной мере зависят от китайских комплектующих и оборудования. На первых порах европейцы самостоятельно производили и ветряки, и солнечные панели. Китай довольно быстро сумел перехватить инициативу и взять под контроль технологии и производство. Европейские производители оборудования для ВИЭ попросту не выдержали конкуренции по таким факторам, как стоимость рабочей силы, размер инвестиций и емкость рынка. В результате в Китае сегодня сосредоточено 85 процентов мирового производства солнечных панелей. Увы, но на сегодня европейцы пока ничего не противопоставили китайским разработкам.
По большому счету европейские ветряки и солнечные установки — лишь усовершенствованные копии усилий инженерной мысли середины прошлого века. А где же современные инновационные идеи? В том числе и в области контроля над объемами производимой «чистой» энергии с помощью создания современных хранилищ. Ведь ни ветру, ни солнцу не прикажешь, с какой производительностью дуть и светить. Без технологического лидерства энергетический суверенитет — не более чем развеянные своенравным ветром иллюзии. Словом, впору говорить об эпохе еще более серьезной зависимости энергетики Евросоюза от внешних факторов.
Ставка — на здравый смысл
Декларируя экологическую безопасность, авторы зеленой повестки изрядно лукавят. Ведь в создании инфраструктуры ВИЭ участвуют все же углеводороды. Кроме того, никого не волнует, что в местах разработки, например, лития для солнечных батарей, производство которого сосредоточено в основном в развивающихся странах, ландшафт напоминает марсианский пейзаж. А те же ветряки, если их не оборудовать дорогостоящей аппаратурой с чувствительными датчиками и автоматической остановкой лопастей, являются серьезной угрозой для птиц. Словом, можно привести немало примеров, когда зеленое является не таким уж гуманным по отношению к окружающей среде.В пылу отстаивания климатически нейтрального подхода к энергетике еврочиновники словно отрываются от реальности. За прошлый год производство вредного угля в Европе выросло на 5 процентов. Причем одна из самых больших долей прироста добычи приходится на Германию, ярую сторонницу альтернативных источников энергии. И это не единственное противоречие. Одновременно с критикой атомной энергетики ФРГ весьма охотно покупает у французов электричество, полученное на АЭС. Ссылки на временный характер роста генерации «угольной» энергии вряд ли можно считать состоятельными.
Шумиха вокруг ускоренного энергоперехода лишь спровоцировала настороженность со стороны мировых добывающих компаний, которые поставили инвестирование новых проектов на паузу. Их логика понятна: если мир намерен отказываться от углеводородов, зачем тратить десятки миллиардов долларов на развитие? Такая стратегия может быть чревата уже в среднесрочной перспективе серьезным дефицитом энергоресурсов и очередным повышением коммунальных тарифов для стран ЕС, обделенных нефтью и газом.
Наиболее удачной тактикой на сегодня можно считать энергетический опыт Беларуси. Он заключается в разумном сочетании использования различных видов источников энергии, включая ВИЭ и низкоуглеродную атомную энергетику. Рассуждения некоторых западных оппонентов о потенциальной угрозе атома с учетом применения современных производственных технологий и систем безопасности — не более чем древние мифы. Это подтверждается и готовностью ряда стран ЕС строить новые АЭС. Ведь экономический эффект налицо. В частности, британский Global Living Index обнародовал рейтинг стран с самыми низкими для домохозяйств ценами на электроэнергию. Беларусь вошла в тройку лидеров, в отличие от Германии, возглавившей тройку аутсайдеров.
t.shchedrenok@mail.ru
t.shchedrenok@mail.ru
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Энергия развития
Второй энергоблок БелАЭС выработал первый миллиард киловатт-часов электроэнергии.Объем выработки электроэнергии вторым энергоблоком БелАЭС с момента его включения в объединенную энергосистему страны составил 1 миллиард 63 миллиона киловатт-часов.
— Это первый значимый производственный результат работы энергоблока, достигнутый в рамках этапа его опытно-промышленной эксплуатации, — сообщили в пресс-службе Минэнерго.
Реализация этапной программы продолжается. Успешно проведены работы по освоению мощности второго энергоблока на уровнях 50, 75, 90, 100 процентов от номинальной.
Выполняются испытания технологических систем и оборудования. В ближайшее время они будут проводиться на различных режимах работы блока, включая его разгрузку с отключением от сети для последующей оценки характеристик оборудования перед его комплексным опробованием на проектной мощности.
— С вводом второго энергоблока в промышленную эксплуатацию атомная станция будет генерировать около 18,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год, что позволит замещать примерно 4,5 миллиарда кубических метров природного газа, — добавили в пресс-службе Минэнерго.
semenkova@sb.by