Национальный детский технопарк в Минске и российский «Сириус»: берем на вооружение лучшее
04.02.2021 09:38:55
Александр НЕСТЕРОВ
Первую смену школьников принял открывшийся в белорусской столице Национальный детский технопарк. Это новое учреждение дополнительного образования, своеобразным прототипом для которого послужил российский образовательный центр «Сириус» в Сочи. Цели у центров схожие — выявление и развитие у учащихся способностей к творчеству, научно‑исследовательской работе, изобретательству и рационализаторству.
30 белорусских подростков в составе первой образовательной смены проходят сейчас обучение по направлениям «Зеленая химия», Робототехника» и «Информационные и компьютерные технологии».
О том, что в Минске может появиться технопарк наподобие открытого в 2015‑м сочинского «Сириуса», Президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил два года назад на встрече с Президентом России Владимиром Путиным:
— Россия прошла очень важный и очень интересный для нас путь, которым мы воспользуемся, к счастью, бесплатно, никто деньги за это не просит. Поэтому мы должны взять, скопировать, что здесь лучшее.
Сказано — сделано. Указ о создании технопарка был подписан 12 апреля 2019 года, а весной 2020‑го в Минске уже начались строительные работы.
В состав нового образовательного комплекса войдет учебно‑лабораторный корпус с новейшим, в том числе экспериментальным, оборудованием (под эти цели решили перепрофилировать недостроенный корпус Белорусского национального технического университета), а также общежитие на 300 мест. Общеобразовательные дисциплины для одаренных детей в период пребывания в технопарке будут преподавать на базе лицея БНТУ.
Планируется, что ежегодно в технопарке станут проходить обучение около двух тысяч прошедших трехэтапное отборочное сито одаренных 9—11‑классников из всех регионов страны. Проживание и питание — за счет средств бюджета. Предусмотрена специальная очная программа пребывания продолжительностью 24 дня, после чего дополнительное образование продолжится по индивидуальным планам с дистанционной поддержкой опытных педагогов, ученых, ведущих сотрудников научно‑исследовательских и промышленных предприятий и организаций.
У минского технопарка много общего с российским. Например, к финансированию работы комплекса планируется привлекать предприятия и организации, как это делает в России «Роскосмос». И это логично: здесь готовят потенциальные кадры для прорывных отраслей.
Есть и отличия. Если в «Сириусе» развивают способности в области искусств, спорта и естественно‑научных дисциплин, то в Беларуси акцент сделан на технические и технологические направления. В Сочи обучение идет с оглядкой на приезжих специалистов, а вот в Минске предусмотрены четкие образовательные программы и наличие кураторов из числа представителей профильных вузов и других организаций.
С российскими коллегами достигнута договоренность об обмене опытом. В будущем, скорее всего, появятся как совместные международные смены для школьников, так и общие образовательные программы для педагогов.
— Для учащихся планируется организовать 15 инновационных лабораторий по направлениям «Робототехника», «Авиакосмос», «Зеленая химия», «Инженерная экология», «Биология» и другим, — делится планами директор Национального детского технопарка Сергей Сачко. — Пока же, с учетом продолжающегося строительства объектов инфраструктуры, начинаем с малого — 30 подростков в составе первой образовательной смены с 31 января по 23 февраля проходят обучение по направлениям «Зеленая химия», «Робототехника» и «Информационные и компьютерные технологии».
Великолепная тридцатка прошла несколько испытаний. Изначально нужно было дистанционно подать заявку и представить собственный творческий проект или работу, их оценивал экспертный совет. Ко второму этапу — тестированию — также допускались победители олимпиад, республиканских и международных конкурсов. Третьей фазой отбора стало собеседование, которое помогло определить, в какую из лабораторий направлять учащихся.
Участники первой смены уже вовсю включились в образовательно‑просветительский процесс. Как рассказала начальник информационно‑аналитического отдела технопарка Людмила Лыткина, сейчас это теоретические и практические занятия по образовательным направлениям, лекции и семинары. Они будут проходить в лабораториях и аудиториях Белорусского госуниверситета, Белорусского национального технического университета и Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.
Традиционные школьные дисциплины молодые люди изучают отдельно. Живут школьники в университетском технохостеле, они могут посещать спортивные площадки, бассейн. А в свободное время для юных дарований организуют культурно‑досуговые мероприятия и экскурсии. Их ждут на инновационных площадках страны, БЕЛАЗе, в аквапарке, цирке, государственных музеях... Времени скучать точно нет. Впрочем, это и понятно: в Национальный детский технопарк приходят за новыми знаниями и, возможно, будущей профессией.
nesterov@sb.by
30 белорусских подростков в составе первой образовательной смены проходят сейчас обучение по направлениям «Зеленая химия», Робототехника» и «Информационные и компьютерные технологии».
О том, что в Минске может появиться технопарк наподобие открытого в 2015‑м сочинского «Сириуса», Президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил два года назад на встрече с Президентом России Владимиром Путиным:
— Россия прошла очень важный и очень интересный для нас путь, которым мы воспользуемся, к счастью, бесплатно, никто деньги за это не просит. Поэтому мы должны взять, скопировать, что здесь лучшее.
Сказано — сделано. Указ о создании технопарка был подписан 12 апреля 2019 года, а весной 2020‑го в Минске уже начались строительные работы.
В состав нового образовательного комплекса войдет учебно‑лабораторный корпус с новейшим, в том числе экспериментальным, оборудованием (под эти цели решили перепрофилировать недостроенный корпус Белорусского национального технического университета), а также общежитие на 300 мест. Общеобразовательные дисциплины для одаренных детей в период пребывания в технопарке будут преподавать на базе лицея БНТУ.
Планируется, что ежегодно в технопарке станут проходить обучение около двух тысяч прошедших трехэтапное отборочное сито одаренных 9—11‑классников из всех регионов страны. Проживание и питание — за счет средств бюджета. Предусмотрена специальная очная программа пребывания продолжительностью 24 дня, после чего дополнительное образование продолжится по индивидуальным планам с дистанционной поддержкой опытных педагогов, ученых, ведущих сотрудников научно‑исследовательских и промышленных предприятий и организаций.
У минского технопарка много общего с российским. Например, к финансированию работы комплекса планируется привлекать предприятия и организации, как это делает в России «Роскосмос». И это логично: здесь готовят потенциальные кадры для прорывных отраслей.
Есть и отличия. Если в «Сириусе» развивают способности в области искусств, спорта и естественно‑научных дисциплин, то в Беларуси акцент сделан на технические и технологические направления. В Сочи обучение идет с оглядкой на приезжих специалистов, а вот в Минске предусмотрены четкие образовательные программы и наличие кураторов из числа представителей профильных вузов и других организаций.
С российскими коллегами достигнута договоренность об обмене опытом. В будущем, скорее всего, появятся как совместные международные смены для школьников, так и общие образовательные программы для педагогов.
— Для учащихся планируется организовать 15 инновационных лабораторий по направлениям «Робототехника», «Авиакосмос», «Зеленая химия», «Инженерная экология», «Биология» и другим, — делится планами директор Национального детского технопарка Сергей Сачко. — Пока же, с учетом продолжающегося строительства объектов инфраструктуры, начинаем с малого — 30 подростков в составе первой образовательной смены с 31 января по 23 февраля проходят обучение по направлениям «Зеленая химия», «Робототехника» и «Информационные и компьютерные технологии».
Великолепная тридцатка прошла несколько испытаний. Изначально нужно было дистанционно подать заявку и представить собственный творческий проект или работу, их оценивал экспертный совет. Ко второму этапу — тестированию — также допускались победители олимпиад, республиканских и международных конкурсов. Третьей фазой отбора стало собеседование, которое помогло определить, в какую из лабораторий направлять учащихся.
Участники первой смены уже вовсю включились в образовательно‑просветительский процесс. Как рассказала начальник информационно‑аналитического отдела технопарка Людмила Лыткина, сейчас это теоретические и практические занятия по образовательным направлениям, лекции и семинары. Они будут проходить в лабораториях и аудиториях Белорусского госуниверситета, Белорусского национального технического университета и Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.
Традиционные школьные дисциплины молодые люди изучают отдельно. Живут школьники в университетском технохостеле, они могут посещать спортивные площадки, бассейн. А в свободное время для юных дарований организуют культурно‑досуговые мероприятия и экскурсии. Их ждут на инновационных площадках страны, БЕЛАЗе, в аквапарке, цирке, государственных музеях... Времени скучать точно нет. Впрочем, это и понятно: в Национальный детский технопарк приходят за новыми знаниями и, возможно, будущей профессией.
nesterov@sb.by