В Беларуси и России планируют готовить авиационных специалистов по совместным образовательным программам
25.11.2021 10:25:16
Какой мальчишка не мечтает о небе, особенно если у него отец — летчик! Вот и Коля Мочанский, сын начальника Минского аэроклуба ДОСААФ полковника Николая Мочанского, с детства шел к этой мечте. Уже в 10 лет совершил первый прыжок с парашютом. С 15 лет занимается в секции самолетного спорта Минского аэроклуба, имеет приличный налет и спортивный разряд. В будущем видит себя командиром крупного воздушного судна — боинга или эйрбаса. Еще недавно для этого пришлось бы отправиться на учебу за границу. Но в нынешнем году состоялся первый набор курсантов-пилотов в Белорусской государственной академии авиации. И Николай, конечно, не упустил шанс. Через четыре с половиной года он наряду с дипломом о высшем образовании получит и государственное удостоверение коммерческого пилота.
«Воздушную» профессию осваивают и девушки. Яна Пасиницкая мечтала стать бортпроводницей, но когда узнала, что в академии открылась летная специальность, повысила ставки.
— Ребята, решившие стать пилотами, очень мотивированные, и меня это радует, — не скрывает удовлетворения ректор академии Артем Шегидевич. — На восемь бюджетных мест поступило 44 заявления.
Идея начать подготовку своих коммерческих пилотов родилась в Беларуси в 2003 году. Подставило плечо Союзное государство. Под его эгидой заключен договор о кооперации с Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А. Н. Туполева — КАИ. Развивается сотрудничество с Рыбинским авиационным университетом, Московским госуниверситетом гражданской авиации. Это позволяет ставить амбициозные задачи, такие как создание в Беларуси авиационной конструкторской школы. Предполагается открытие в академии авиации новых исследовательских лабораторий, чтобы совместно с россиянами решать сложные научно‑технические задачи, в том числе по программам Союзного государства. Будет организовано обучение по новым специальностям. БГАА и КНИТУ вплотную подошли к тому, чтобы выдавать выпускникам двойные дипломы.
— Это будет документ, свидетельствующий о подготовке специалиста по совместным образовательным программам, — поясняет Артем Шегидевич. — В итоге студенты, курсанты в России получат такие же навыки и умения, что и в Беларуси. И наоборот. Они будут в равной степени конкурентоспособны на рынке труда всего Союзного государства. В Беларуси на уровне Республиканского института высшей школы идея уже прошла экспертизу.
Вполне возможно, что будут унифицированы и программы летной подготовки, а пилотские удостоверения выпускников белорусских и российских авиационных вузов станут признаваться на всей территории Союзного государства.
Учиться летать будущие пилоты начинают на земле.
Подходящий ли момент избрали в Минске для запуска проекта? Ведь из‑за ковида перевозки пассажиров уменьшились. В Беларуси смотрят в будущее с оптимизмом: рост объема воздушных перевозок неизбежен. В том числе белорусскими авиакомпаниями. Сегодня у них часть пилотов имеет российское и украинское гражданство, а подготовка новых ведется в основном по целевому заказу в России. Так что новая специальность, появившаяся в Белорусской государственной академии авиации, будет востребована.
Какими же будут белорусские пилоты? На каких типах воздушных судов смогут летать?
— Процесс подготовки таков, что в белорусских авиакомпаниях (их более 20) курсантов познакомят со спецификой работы пилота, — поясняет ректор академии. — За каждым закрепят опытного летчика. Чтобы первым делом выяснить, не боится ли молодой человек неба, и при необходимости перенацелить его на наземную специальность. А вот прыжки с парашютом не предусмотрены. Чтобы и мысли не было при аварии покинуть самолет с пассажирами.
Таким образом, выпускник БГАА будет иметь не менее 150 часов налета, в том числе ночью, он сможет самостоятельно осуществлять взлет и посадку. Бюджетникам гарантировано госраспределение на первое рабочее место. Придя в авиакомпанию, молодой пилот сможет продолжить обучение за штурвалом конкретного типа самолета или вертолета. И после сдачи многочисленных экзаменов и зачетов получит допуск к регулярным рейсам.
КСТАТИ
В Белорусской государственной академии авиации по ряду специальностей обучаются и россияне. Стать курсантами они могут как на конкурсной основе практически на тех же условиях, что и их белорусские сверстники, так и на условиях, предусмотренных для иностранных граждан. Со следующего года поступать в БГАА можно и после девяти классов. По окончании обучения выпускник будет иметь среднее специальное образование и рабочую специальность. Также он сможет поступить на заочную сокращенную форму обучения в БГАА и получить высшее образование.
bibikov@sb.by
«Воздушную» профессию осваивают и девушки. Яна Пасиницкая мечтала стать бортпроводницей, но когда узнала, что в академии открылась летная специальность, повысила ставки.
— Ребята, решившие стать пилотами, очень мотивированные, и меня это радует, — не скрывает удовлетворения ректор академии Артем Шегидевич. — На восемь бюджетных мест поступило 44 заявления.
Идея начать подготовку своих коммерческих пилотов родилась в Беларуси в 2003 году. Подставило плечо Союзное государство. Под его эгидой заключен договор о кооперации с Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А. Н. Туполева — КАИ. Развивается сотрудничество с Рыбинским авиационным университетом, Московским госуниверситетом гражданской авиации. Это позволяет ставить амбициозные задачи, такие как создание в Беларуси авиационной конструкторской школы. Предполагается открытие в академии авиации новых исследовательских лабораторий, чтобы совместно с россиянами решать сложные научно‑технические задачи, в том числе по программам Союзного государства. Будет организовано обучение по новым специальностям. БГАА и КНИТУ вплотную подошли к тому, чтобы выдавать выпускникам двойные дипломы.
— Это будет документ, свидетельствующий о подготовке специалиста по совместным образовательным программам, — поясняет Артем Шегидевич. — В итоге студенты, курсанты в России получат такие же навыки и умения, что и в Беларуси. И наоборот. Они будут в равной степени конкурентоспособны на рынке труда всего Союзного государства. В Беларуси на уровне Республиканского института высшей школы идея уже прошла экспертизу.
Вполне возможно, что будут унифицированы и программы летной подготовки, а пилотские удостоверения выпускников белорусских и российских авиационных вузов станут признаваться на всей территории Союзного государства.
Учиться летать будущие пилоты начинают на земле.
Подходящий ли момент избрали в Минске для запуска проекта? Ведь из‑за ковида перевозки пассажиров уменьшились. В Беларуси смотрят в будущее с оптимизмом: рост объема воздушных перевозок неизбежен. В том числе белорусскими авиакомпаниями. Сегодня у них часть пилотов имеет российское и украинское гражданство, а подготовка новых ведется в основном по целевому заказу в России. Так что новая специальность, появившаяся в Белорусской государственной академии авиации, будет востребована.
Какими же будут белорусские пилоты? На каких типах воздушных судов смогут летать?
— Процесс подготовки таков, что в белорусских авиакомпаниях (их более 20) курсантов познакомят со спецификой работы пилота, — поясняет ректор академии. — За каждым закрепят опытного летчика. Чтобы первым делом выяснить, не боится ли молодой человек неба, и при необходимости перенацелить его на наземную специальность. А вот прыжки с парашютом не предусмотрены. Чтобы и мысли не было при аварии покинуть самолет с пассажирами.
Таким образом, выпускник БГАА будет иметь не менее 150 часов налета, в том числе ночью, он сможет самостоятельно осуществлять взлет и посадку. Бюджетникам гарантировано госраспределение на первое рабочее место. Придя в авиакомпанию, молодой пилот сможет продолжить обучение за штурвалом конкретного типа самолета или вертолета. И после сдачи многочисленных экзаменов и зачетов получит допуск к регулярным рейсам.
КСТАТИ
В Белорусской государственной академии авиации по ряду специальностей обучаются и россияне. Стать курсантами они могут как на конкурсной основе практически на тех же условиях, что и их белорусские сверстники, так и на условиях, предусмотренных для иностранных граждан. Со следующего года поступать в БГАА можно и после девяти классов. По окончании обучения выпускник будет иметь среднее специальное образование и рабочую специальность. Также он сможет поступить на заочную сокращенную форму обучения в БГАА и получить высшее образование.
bibikov@sb.by