За плечами Александра Курилова более 6000 часов налета и десятки отработанных фигур высшего пилотажа
12.11.2019 08:30:00
Никита АВРАМЕНКО
После первых занятий в пионерском кружке авиамоделирования Александр Курилов понял: хочет стать летчиком. Свое детское желание он реализовал несмотря ни на что. Сегодня он летчик-инструктор 1-го класса авиации ДОСААФ. Что видит пилот из кабины самолета, как поддерживает форму и сможет ли сесть за штурвал пассажирского лайнера?
— Отправили на Дальний Восток, в Забайкальский край. Там я попал в железнодорожные войска на строительство Байкало-Амурской магистрали, но все так же хотел летать. В итоге после армии поступил в Волчанское авиационное училище летчиков ДОСААФ СССР. Конечно, запомнил день первого полета. Это было 26 июля 1979 года. Я, 20-летний парень, сажусь в кабину самолета Л-29 и понимаю, что полечу без помощи инструктора. Поднялся в воздух и ощутил чувство полной свободы. Правда, полет был совсем коротким и на высоте до полукилометра.
Затем Александр Станиславович попал в Саранский учебно-авиационный центр и занимался подготовкой летчиков запаса для военно-воздушных сил. Получил звание мастера спорта СССР по самолетному спорту на реактивных самолетах, много выступал на соревнованиях. А в 1996-м вернулся в Беларусь, где устроился в Минский аэроклуб ДОСААФ. Сейчас учит летчиков-спортсменов, а последние два года готовит курсантов Военной академии. За его плечами более 6000 часов налета и десятки отработанных фигур высшего пилотажа. Кроме Як-52, которым Александр Курилов управляет сейчас, освоены также Ан-2 и реактивный Л-29.
А получится ли с таким опытом сесть за штурвал пассажирского лайнера?
— Конечно. Управлять Як-52 или Л-29 сложнее, чем многими пассажирскими самолетами, по двум причинам, — поясняет Александр Станиславович. — Во-первых, из-за большого количества фигур высшего пилотажа. Во-вторых, по причине отсутствия автопилота: летчику Як-52 и Л-29 приходится контролировать все режимы полета.
Управление самолетом он сравнивает с вождением машины. Говорит, в воздухе также нужно просто следовать инструкциям и постоянно ориентироваться в пространстве:
— Большую часть полета смотрю не на приборы, как многие думают, а на то, что происходит за лобовым стеклом кабины. Конечно, успеваю рассмотреть пейзажи. Приходилось летать в Брестской, Могилевской и Витебской областях. Но больше всего мне нравятся районы озера Вяча и Заславского водохранилища. Вода с высоты выглядит красиво и живописно.
А как относится к работе Курилова его семья? Несмотря на регулярные риски, жена и дочь никогда не критиковали его профессиональный выбор. Более того, даже захотели однажды прочувствовать на себе то, что регулярно испытывает летчик:
— Я исполнял петлю Нестерова, бочку, боевой разворот, кубинскую восьмерку, поворот на вертикали и другие фигуры высшего пилотажа с женой и дочкой на борту. Помню, когда приземлились вместе с супругой, она сказала: «Теперь, Саша, я понимаю, почему ты иногда так устаешь на работе».
Чтобы иметь отличное здоровье и дальше летать, Александр Курилов регулярно занимается спортом и следит за своей физической формой, а еще старается не нервничать по пустякам. Рассказывает, что даже в воздухе, когда самолет начинает трясти из-за плохой погоды, он не позволяет эмоциям взять верх, а реагирует на все спокойно и действует четко по инструкциям.
Молодым людям, которые только думают о профессии летчика, Александр Курилов советует прислушаться к своим желаниям:
— В воздух никого толкать не надо. Это должно быть искренним желанием и целью, и тогда все получится.
avramenko@sb.by
Фото автора