Беларусь оказалась в непростой геополитической ситуации. С одной стороны, пандемия коронавируса требует немалых бюджетных, в том числе валютных, средств для ее сдерживания и преодоления. Многие страны закрылись и не поддерживают активные внешнеторговые связи, продавать товары и привлекать иностранные инвестиции стало намного сложнее. С другой стороны, стоят непростые задачи реализации неотложных мер программы социально-экономического развития, принятой по решению Всебелорусского народного собрания. Для ее осуществления необходимы немалые капиталы по модернизации экономики и созданию нового технологического уклада (по типу «Индустрия 4.0»), выхода всех отраслей на заданные темпы развития, подъема уровня жизни общества. Задачи не просто большие, но и судьбоносные.
Декларации без результата
Ухудшают ситуацию нападки на независимость страны и развязанная Западом гибридная война с использованием разных методов давления: прекращение торговых отношений, дестабилизация обстановки, санкции и угрозы. Но тупиковых ситуаций не бывает. В экономике всегда находятся альтернативные решения.Особенностью настоящего периода развития является то, что в мире ускоренно происходит процесс замещения старых технологических укладов, построенных на ресурсо- и металлоемких технологиях, на новый, ядро которого составляют цифровые, нано- и биоинженерные технологии.
Технико-технологическая модернизация белорусской экономики на основе нового уклада, который задается в последнее время группой стран с высокими темпами экономической динамики (во главе которой признанно считается КНР), требует одновременно соответствующего совершенствования всей организации системы хозяйствования.
Многочисленные декларации и призывы по переходу предприятий на инновационный путь, обеспечению запланированных темпов роста, наращиванию инвестиций, освоению новых ресурсосберегающих методов не дают должного результата.Причина заключается в зависимом положении страны от зарубежных инноваций и комплектующих, приобретение которых отвлекает валютные ресурсы и занимает преобладающее место в цене конечного продукта и не позволяет сформировать высокую добавленную стоимость экспорта и необходимую массу прибыли. То есть страна вынуждена оплачивать интеллектуальную ренту, содержащуюся в импортных высокотехнологичных товарах, и таким образом финансировать НТП за рубежом.
Но это еще, как говорится, полбеды. Немалая проблема в том, что в страну ввозится огромное количество сырьевых товаров, полуфабрикатов и готовых продуктов, для производства которых в самой стране имеются все благоприятные условия (белковые шроты для комбикормов, плоды, овощи, семена, машины и т.п.).
Без разрыва этих воспроизводственных контуров неэквивалентного и нецелесообразного внешнеэкономического обмена, широко практикуемых экономическими и производственными структурами, вывести национальную экономику на путь самостоятельного опережающего развития сложно.
Частный интерес
Переход к новому мирохозяйственному укладу требует повышения эффективности работы всех отраслей и предприятий, включая частные. В основе данного уклада, как известно, лежит сочетание стратегического планирования и рыночной самоорганизации, централизованного контроля за развитием всех субъектов и делового предпринимательства, государственной собственности на ключевые объекты инфраструктуры и частных предприятий в конкурентных сферах.Посредством механизмов инвестиционной и инновационной активности отраслей и предприятий и так называемого государственно-частного партнерства деловое предпринимательство можно гибко направлять на достижение целей общества — рост национального дохода.
Необходимо выстраивание не просто экономической, а скорее системной политики развития экономики, вбирающей в себя как ее организацию, так и ресурсы, кадры, финансы и методы регулирования, которая должна восприниматься как смешанная стратегия целевого формирования нового технологического уклада, быстро наверстывая незначительное технологическое отставание в наукоемких отраслях и догоняя в развитии в других.
Новая волна
Ключевая идея формирования стратегии опережающего развития заключается в скорейшем становлении базиса нового технологического уклада и выводе всей белорусской экономики на длинную «волну» устойчивого роста.Для этого необходимо концентрированное вложение ресурсов в развитие новых отраслей и предприятий, обещающих стать локомотивами национальной экономики (IT-отрасль, биоотрасль, атомная и космическая отрасли, электротранспорт и др.), а также в развитие перспективных и жизнеобеспечивающих производственно-технологических комплексов, активно переходящих на новый технологический уклад (здравоохранение, транспорт, энергетика, продовольствие и пр.), что невозможно без создания гибкой системы целенаправленного управления ресурсными и финансовыми потоками.
Создание такой системы, включающей механизмы бюджетной, кредитной и инвестиционной политики, ориентированные на становление ядра нового технологического уклада, призвано стать базисом новой стратегии развития.
На каждом этапе целевого развития экономики важно определять приоритеты социального и технико-технологического развития, служащие векторами роста, а также место и функции науки и инноваций. Необходимым инструментом обязано стать стратегическое управление и планирование и соответствующее ему индикативное планирование. Стратегия развития может обеспечивать подъем инновационности и конкурентоспособности отечественных отраслей и предприятий, создание национальных лидеров — локомотивов экономического роста.
Важно исходить из того, что приоритеты должны предварять стратегию и политику развития экономики, предусматривать новейшие технологии и определять содержание разработки программ и проектов.При этом в обязательном порядке следует учитывать закономерности долгосрочного экономического роста, мировые тренды технико-технологического развития и национальные конкурентные преимущества. Реализация приоритетов должна осуществляться путем финансируемых при поддержке государства целевых программ, стимулирующих кредитов и инвестиций в инновации, обязательных государственных закупок наукоемкой продукции (особенно на первоначальном этапе освоения отечественных разработок и выхода на проектную мощность производства).
Не следует, полагаем, государственные закупки отечественной инновационной продукции переводить на тендерные торги, поскольку это может подорвать перспективы развития национальной инновационной системы. Надо понимать, что освоение инновационной продукции собственного изобретения почти всегда на первоначальном этапе может быть проигрышным по сравнению с устоявшимся серийным производством и сбытом. Это очень уязвимый момент и здесь необходима первоочередная государственная поддержка.
Таким образом, с научно-инновационной точки зрения выбираемые приоритеты должны соответствовать критериям новейшего технологического уклада и служить заделом становления следующего. С экономической точки государственная поддержка приоритетов должна улучшать общую экономическую среду и обеспечивать развитие деловой активности. С производственной точки государственное стимулирование должно приводить к общему укреплению конкурентоспособности отечественного производства. С социальной точки реализация приоритетов развития экономики и страны должна сопровождаться расширением возможностей для занятости населения, повышения реальных доходов и квалификации трудовых ресурсов, общим ростом благосостояния общества.
Источник подъема
Коренная задача становления нового технологического уклада — повысить норму накопления. Как показывает анализ, для опережающего развития норма накопления должна составлять не менее трети ВВП.Для Беларуси это означает необходимость наращивания инвестиций с целью стимулирования роста нормы накопления. Основным источником этого подъема, конечно, должна являться выручка от реализации продукции и формируемая на ее базе прибыль, а в ее отсутствие многообразная система кредитования в целях наращивания инвестиций в модернизацию, создание и развитие перспективных производств.
Важным элементом промышленной политики является создание крупных интегрированных компаний и корпораций с перспективами формирования сквозных национальных и транснациональных объединений.
Именно крупные интегрированные структуры позволяют сейчас выдержать жесткие условия внутристрановой и международной конкуренции, сформировать необходимую массу прибыли и на ее базе необходимые объемы инвестиций и обеспечить сравнительно устойчивую инфраструктуру хозяйствования.В данной связи важно в контексте новой промышленной политики и наряду с созданием крупных интегрированных компаний принять адекватные механизмы по стимулированию спроса на отечественную продукцию.
Кроме того, должно быть выработано и закреплено понятие нормативной рентабельности, включающее расходы на инновации, повышение качества и оптимизацию издержек выпускаемой продукции. Для выравнивания рентабельности разных отраслей экономики необходимо прежде всего проведение гибкой ценовой политики, которая дает возможность компенсировать объективно необходимые издержки и сформировать нормативную прибыль для ведения расширенного воспроизводства.
Выгодная смешанная стратегия
Придерживаясь многоукладности экономики, оптимальной для страны является смешанная стратегия развития с акцентом на опережающее становление базисных производств.Это требует преобладающей концентрации ресурсов в сферах производства нового технологического уклада. Смешанная стратегия предполагает стимулирование инновационной активности в целях опережающего наверстывания отставания от лучших мировых достижений в отраслях и производствах нового технологического уклада, а также догоняющего развития в традиционных сферах на внедрение новейших разработок науки и эффективных инноваций.
Реализация смешанной стратегии опережающего развития в стране предполагает решение ряда неотложных задач.
В технологической области: задача формирования, а вернее, выращивания конкурентоспособных по международным критериям предприятий, работающих по технологиям нового уклада. Одно из условий настоящей задачи — поддержание отечественной науки, фундаментальных и прикладных исследований, конкурентоспособных разработок.
В институциональной области: задача формирования действенного хозяйственного механизма, который обеспечивал бы концентрацию ресурсов в направлении нового технологического уклада. Решению этой задачи должны быть также подчинены меры по экономическому оздоровлению низкорентабельных и убыточных предприятий. Это особенно касается сферы сельского хозяйства.
Одна из крупнейших системных задач на нынешнем этапе (когда стоит задача формирования базы нового технологического уклада и обеспечения опережающего развития) — необходимость преодолеть инвестиционный кризис. Это предполагает резкое повышение объема инвестиций в развитие производства и перевод его на инновационные рельсы.И, наконец, бесспорная задача — всеобщий рост производительности труда и интенсификация экономики. Эта задача может рассматриваться и как исходное условие формирования нового технологического уклада и как его следствие. Но в любом случае без интенсификации труда и производства вряд ли можно существенно продвинуться при реализации стратегии создания экономики будущего.
Конкретные приоритеты белорусской экономики будущего
Данный перечень приоритетных направлений не претендует на полноту и окончательность. Но он составлен на основании мировых трендов и с учетом состояния и возможностей отечественной науки и практики:♦ сквозное внедрение информационных технологий на национальной платформе и создание IT-государства
♦ развитие искусственного интеллекта и формирование на его базе многообразных систем его применения для ускоренного освоения технологий «Индустрия 4.0»
♦ создание «умных» отраслей, территорий, технологий, предприятий, производств и товаров (продуктов)
♦ развитие нанотехнологий и создание наноматериалов с заданными свойствами для машиностроения и приборостроения
♦ развитие лазерных и аддитивных технологий для отраслей, предприятий и производств, осваивающих V-VI технологические уклады
♦ широкое освоение биотехнологий, нано- и микробиологических исследований в здравоохранении, агропромышленном комплексе, фармакологической и других отраслях
♦ развитие беспилотного транспорта в машиностроении и тракторостроении на основе новейших IT-технологий и «умных» систем
♦ развитие беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов
♦ углубление и расширение отечественных разработок в области электротранспорта
♦ развитие нефтехимии и лесохимии
♦ развитие «умного» жилищного строительства
♦ создание природоподобных технологий, позволяющих совершить прорывы в освоении параметров новейшего уклада, а также природоохранных технологий нового поколения, дающих возможность поддерживать устойчивое природное равновесие
♦ развитие национальной энергетической системы, включая атомную отрасль, ядерную энергетику, солнечную энергетику, водородную энергетику, биоэнергетику и возобновляемые виды энергетики
♦ создание исследовательского реактора нового типа для обслуживания ядерных исследований и безопасности атомной отрасли
♦ развитие космической отрасли, спутниковой и оптоволоконной связи
♦ создание супернового спутника дистанционного зондирования земли для использования информации в различных отраслях народного хозяйства
Владимир ГУСАКОВ, председатель президиума НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор, академик.