В пригородном микрорайоне Гомеля нашелся пустующий жилой квартал
19.11.2014 21:57:07
В последние годы проблема разрастания городских территорий, прежде характерная для Минска, становится актуальной и для областных центров. Как выход — микрорайоны–спутники, которые создают в ближайших окрестностях на территориях деревень. Однако всегда ли там строятся те, кому это действительно необходимо? Комитет госконтроля Гомельской области в одном из таких микрорайонов Гомеля обнаружил, по сути, пустующий жилой квартал.
То, что в черте Гомеля нет свободных площадок для нового строительства, не новость. Почти все резервы для создания микрорайонов в пределах города исчерпаны. Вариантов немного. Или уплотняться, что в последние годы делается весьма активно, или идти в деревни, обустраивая там городские кварталы, но это требует больших бюджетных затрат на инфраструктуру и сети. По такому сценарию в начале 90–х появился один из первых гомельских микрорайонов–спутников Прибор–Западный. Он расположился в 10 километрах от областного центра на территории населенного пункта Прибор. Почему именно здесь, сегодня трудно сказать. Зато можно увидеть своими глазами, какие черты обрел городской микрорайон на селе.
В Прибор–Западный направляемся вместе с представителями областного Комитета госконтроля и землеустроительной службы облисполкома. За картой–указателем открывается вид на восемь улиц коттеджной застройки. Беглый взгляд, однако, оставляет двоякое впечатление. Дорожное полотно — в основном гравийка. В дожди здесь наверняка грязь и слякоть. Но и в большом городе незаасфальтированных дорог еще хватает. Зато есть электричество и газ. Такой цивилизованностью нынче могут похвастать далеко не все спутники Гомеля. У случайного прохожего интересуемся другими благами цивилизации:
— Как с водой, канализацией?
— Централизованное водоснабжение по качеству не очень. Большинство пробурили свои скважины во дворах. А канализация, считай, не работает, хотя сети здесь вроде прокладывали. Во всяком случае, унитазы в домах стоят, однако жильцы вынуждены пользоваться уборными в огородах.
Одно мнение — еще не целостная картина. Поэтому идем дальше в поисках собеседников. Но улицы пустынны. Люди на работе и в городе. Непонятно другое: откуда в микрорайоне, построенном около 20 лет назад, столько беспризорных, поросших травой наделов? Где–то незастроенные пятна следуют чередой, где–то образуют проплешины между обжитыми домами. По всему видно: при получении земли многие собственники стремились начать строительство, но дальше фундамента, колодца, дощатого сарая так и не сдвинулись. Вот камни мхом поросли — труды давних лет. Рядом и вовсе чистое поле, где не ступала нога хозяина. Заведующий сектором областной землеустроительной службы Александр Юрчик подмечает:
— Нужно проверить, нет ли в зарослях кладки фундамента. Если есть хотя бы подобие, считать участок заброшенным нельзя.
В траве ничего «фундаментального» не оказалось. Зато по ту сторону сухостоя видим людей. На «зачатках» будущего дома восседают двое. Вопросы, однако, вызывают у них болезненную реакцию. Зато на параллельной улице владелец уже отстроенного жилого дома общается вполне охотно:
— У нас много таких наделов, где признак жизни — груда кирпичей или мусор. Зачем люди брали землю, непонятно.
К слову, этому жителю микрорайона с соседями как раз не повезло. По одну сторону — двор–свалка. Напротив — череда покинутых бревенчатых домов — развалин, привезенных, видимо, из какой–то глухой деревни. Общую картину положения дел в Приборе–Западном описывает начальник отдела КГК Сергей Карпушенко:
— Во время проверки мы насчитали 30 неосвоенных участков, большинство которых были выделены горожанам под индивидуальную застройку в середине 90–х годов. К слову, тогда земельное законодательство только формировалось. Многих обязательств, которые действуют теперь, еще не было. В итоге они оказались в некотором безвременье. Новые же законодательные акты начали распространяться на землепользователей с момента их принятия. Полагаю, собственники решили, что все это их не касается. Видимо, как часто бывает, держали землю про запас. Хотя неиспользование такого участка в течение двух лет и более грозит его изъятием. А городской землеустроительной службе, судя по всему, не хватило кадрового ресурса, чтобы отследить ситуацию по застройке не только в черте областного центра, но и в его микрорайонах–спутниках.
После вмешательства КГК наметились перемены. По словам главного специалиста землеустроительной службы горисполкома Артема Боброва, всем 30 землепользователям направили предписания о необходимости начала строительства домов, для чего ныне есть четкие сроки:
— Реакция уже видна. Многие приступили к работам. Есть люди, которые отказались от участков, поскольку у них изменилась финансовая ситуация. Однако часть наших писем вернулась из–за невостребованности. Возможно, собственники участков сменили адреса проживания. Будем искать, подключать правоохранительные органы.
— А если не удастся найти, что тогда будет с пустующей землей?
— Если незастроенные участки, то их изъятие производится через суд. Если с признаками строительства... Откровенно говоря, такой практики пока еще не было. Возможно, придется нарабатывать.
dralukk73@mail.ru
Фото автора.
Советская Белоруссия №221 (24602). Четверг, 20 ноября 2014.