От микроэлектроники до авиастроения: как реализуются белорусско-российские импортозамещающие проекты
20.07.2023 08:44:00
Владислав СЫЧЕВИЧ
Нелегитимное внешнее давление со стороны так называемого коллективного Запада, с которым столкнулись Беларусь и Россия, активизировало углубленную кооперацию в различных отраслях. И в первую очередь в промышленности. Ведь не секрет, что именно на подрыв этого компонента нацелены санкции. Сейчас активно налаживаются производственные цепочки в машиностроении, микроэлектронике и тяжелой промышленности. Ведь такое взаимодействие в сложившихся условиях — жизненно важный вопрос, в том числе технологической безопасности.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Необходимо ускорить реализацию импортозамещающих проектов с Россией. Это производства, которые критически нужны обеим странам. Особенно микроэлектроника. Россия нуждается в этой продукции. Нам необходимо завоевать и удержать на будущее российский рынок. А в перспективе освоить и новые рынки.
На заседании Совета Министров, 10 марта 2023 года.
— Необходимо ускорить реализацию импортозамещающих проектов с Россией. Это производства, которые критически нужны обеим странам. Особенно микроэлектроника. Россия нуждается в этой продукции. Нам необходимо завоевать и удержать на будущее российский рынок. А в перспективе освоить и новые рынки.
На заседании Совета Министров, 10 марта 2023 года.
Технологичный ответ
С уходом западных компаний открылось окно возможностей для производителей наших государств. Они активно занялись вопросом импортозамещения. Особенно он актуален в машиностроении. В данном направлении уже сделано многое. Согласованы взаимные действия по освоению импортозамещающей продукции.Сегодня в Беларуси совместно с Россией реализуются импортозамещающие проекты на 80 млрд российских рублей в машиностроении, станкостроении, микроэлектронике.Что важно, создается полный цикл конкурентных высокотехнологичных производств. Ведь наша страна располагает необходимыми производственными мощностями, научным и кадровым потенциалом для решения актуальных задач импортозамещения.
Напомним, в ноябре прошлого года подписано соглашение о предоставлении Правительству Беларуси государственного финансового кредита России в сумме до 105 млрд российских рублей. Уточнены на уровне правительств двух стран перечни перспективных импортозамещающих инвестиционных проектов. Изначально их было 16, сегодня — 17, рассказал первый заместитель министра промышленности Александр Огородников:
— По состоянию на 10 июля 2023 года с российской стороной согласованы 17 паспортов перспективных импортозамещающих инвестиционных проектов, из которых Комиссией по вопросам промышленной политики одобрены к финансированию 13. Заключены кредитные договоры с банками на финансирование за счет средств российского государственного финансового кредита по 11 перспективным импортозамещающим инвестиционным проектам на общую сумму 53,8 миллиарда российских рублей.
По понятным причинам детали будущих проектов не раскрываются. Но известно, что планируется создать линейку зубообрабатывающего оборудования в Витебске, провести комплексную модернизацию «Гомсельмаша» с расширением производства мостов, коробок, узлов и агрегатов к комбайнам.
Также в планах — организация производства тел вращения 5 — 7‑го классов точности на Минском заводе шестерен, перевооружение действующего производства Минского подшипникового завода для организации производства крупногабаритных подшипников. Особое место занимают проекты по выпуску продукции с высокой степенью локализации в рамках Союзного государства. Например, на БЕЛАЗе предусматривается модернизация производства и увеличение выпуска тяжелой карьерной техники, на «АМКОДОРЕ» — расширение производственных мощностей по выпуску машин лесопромышленного комплекса на собственной элементной базе, являющихся одними из самых наукоемких в машиностроении.
— Углубление кооперации с партнерами из России и реализация политики импортозамещения позволяют двум странам в условиях санкционного давления обладать необходимыми технологическими компетенциями, суверенитетом и устойчивостью,— уверен Александр Огородников.
Весомый аргумент
Бесспорно, что сегодня слова «импортозамещение» и «технологический суверенитет» звучат из уст руководителей всех крупных предприятий Беларуси. Курс на локализацию и собственное производство БЕЛАЗ взял давно, а глобальные геополитические изменения ускорили перестройку технологических процессов на автогиганте. Ставка — на внедрение максимально широкого круга отечественных компонентов. Особое внимание уделяется двигателям.Недавно в линейке 25‑тонных самосвалов повышенной проходимости с жесткой рамой произошло долгожданное пополнение. В филиале БЕЛАЗа в Могилеве создан опытный образец модели МоАЗ-75053 с дизельным двигателем мощностью 380 л.с. Эта полноприводная машина предназначена для перевозки насыпных грузов в строительстве и на вскрышных работах горнорудной промышленности при распутице, бездорожье и в сложных климатических условиях. Абсолютное большинство узлов и комплектующих в новинке — отечественного либо российского производства.
Еще одна совместная разработка — опытный образец карьерного самосвала 220‑тонного БЕЛАЗ-75304 с мотором производства компании «Коломенский дизель», генератором производства «Русэлпром». Новинка почти на 100 процентов состоит из комплектующих производства предприятий Союзного государства Беларуси и России.
— Мы увеличили долю комплектующих из Беларуси и России при производстве собственной продукции до 85 — 90 процентов. При этом импортные детали поставляются из дружественных стран,— отметил генеральный директор предприятия Сергей Никифорович.
— Работы по импортозамещению проводятся постоянно. Планируется еще увеличить долю собственных комплектующих. Активно привлекаем частные производственные компании, согласуем с ними технические условия, помогаем им разработать их продукт под комплектацию наших самосвалов.
Отметим, жодинское предприятие реализует еще один важнейший импортозамещающий проект. Речь — о создании кольцераскатного производства в Орше. Планируется, что оно обеспечит полное импортозамещение кольцевых заготовок как для собственных нужд БЕЛАЗа, так и для других предприятий Беларуси и России.
Да будет свет!
По вине западных поставщиков в автотракторной отрасли Союзного государства наметился дефицит фар, подфарников и прочей светотехники. Проблема, как оказалось, вполне решаема. В 45 километрах от Минска есть ОАО «Руденск» — одно из ведущих предприятий по производству светотехнической продукции для автотракторной промышленности, выпускающее аналогичную продукцию высокого качества. Чтобы расширить производство, здесь разработали импортозамещающий инвестиционный бизнес-план и оперативно согласовали. И теперь оно поставляет детали, в которых нуждаются белорусские и российские тракторные и автомобильные заводы.А заказов предостаточно. К слову, только Уральский автозавод ежемесячно приобретает три тысячи таких комплектов плюс противотуманные фары, которые ранее в Беларуси не заказывали. Технологии — самые современные, каждое изделие проходит строгий контроль.
Новые высоты
11 июля этого года на полях международной выставки «Иннопром» в Екатеринбурге подписано белорусско-российское соглашение о сотрудничестве в области развития станкоинструментальной промышленности. Она наравне с микроэлектроникой выступает приоритетом единой промышленной политики двух стран. Нынешние возможности станкостроительных предприятий Союзного государства охватывают все аспекты станкостроения и металлообработки: интеллектуальные станочные системы нового поколения, автоматические линии, оборудование для обработки и резки металлов, технологическую оснастку и комплектующие, инновационные конструкторские разработки, новейшее ПО и многое другое.Кстати, в Екатеринбурге были озвучены подробности, пожалуй, одного из самых перспективных и масштабных импортозамещающих проектов в Союзном государстве. Речь — о производстве двухмоторных самолетов на 19 мест в Беларуси. Принято соответствующее решение. Ожидается, что покорять небо новинка будет через 4 — 5 лет.
Самолет сможет преодолевать расстояние до 1200 километров. Минск и Москва инвестируют в разработку пополам.
С российской стороной согласованы 17 паспортов перспективных импортозамещающих инвестиционных проектов.
Заключены кредитные договоры по 11 проектам на 53,8 млрд российских рублей.
Одобрены к финансированию 13 перспективных проектов.
Ключевые проекты:
♦ создание линейки зубообрабатывающего оборудования и организация его производства в ОАО «Вистан», г. Витебск;
♦ комплексная модернизация производства ОАО «Гомсельмаш» с расширением производства мостов, коробок, узлов и агрегатов к комбайнам;
♦ организация производства тел вращения 5 — 7‑го классов точности на Минском заводе шестерен;
♦ перевооружение действующего производства Минского подшипникового завода для организации производства крупногабаритных подшипников;
♦ модернизация производства БЕЛАЗа для расширения выпуска самосвалов, строительной и подземной техники.
Одобрены к финансированию 13 перспективных проектов.
Ключевые проекты:
♦ создание линейки зубообрабатывающего оборудования и организация его производства в ОАО «Вистан», г. Витебск;
♦ комплексная модернизация производства ОАО «Гомсельмаш» с расширением производства мостов, коробок, узлов и агрегатов к комбайнам;
♦ организация производства тел вращения 5 — 7‑го классов точности на Минском заводе шестерен;
♦ перевооружение действующего производства Минского подшипникового завода для организации производства крупногабаритных подшипников;
♦ модернизация производства БЕЛАЗа для расширения выпуска самосвалов, строительной и подземной техники.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
— Скоординированные действия в импортозамещении обеспечат технологический суверенитет Союзного государства. Обозначу ключевые направления работы, которая ведется в рамках импортозамещения. Первое — стратегическое. Здесь двигаемся по двум векторам: союзные программные документы и разработка национальной концепции технологической безопасности. Такая работа ведется и в Российской Федерации. И здесь важно скоординировать наши действия. Полагаю, что национальные концепции станут основой для разработки концепции технологического суверенитета Союзного государства. Второе направление — практическая реализация импортозамещения. Беларусь реализует программу «один район — один проект». В наших регионах уже успешно воплощены в жизнь многие бизнес-инициативы с российскими инвестициями. Приглашаем российский бизнес активнее включаться в эту работу.
Параллельно создаем новые производства по углубленной переработке местного сырья. Здесь концентрируемся на продукцию, которая востребована не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Например, базальт, АСБ-пластики, кальцинированная сода. Предлагаем участвовать и в этих проектах. Кроме того, продолжаем реализацию национальных программ по импортозамещению. У нас есть компетенции, спрос и общий рынок. Предлагаем выстроить кооперационные цепочки и утвердить совместные импортозамещающие программы.
МНЕНИЕ
Доктор экономических наук Валерий Байнев:
— Цель санкций — экономическая изоляция наших стран, возможность остановки отдельных производств, деятельность которых в значительной мере зависит от зарубежных технологий, импортного оборудования и комплектующих. Поэтому ставка на свои силы в условиях санкций очень важна, тем более, как неоднократно отмечали главы государств Беларуси и России, потенциал для решения этой проблемы имеется. За последние годы Союзное государство сохранило и даже расширило свои компетенции в ряде высокотехнологичных отраслей.