Как и куда распределяют выпускников педагогического вуза
07.04.2015 20:39:12
По накалу страстей распределение в университетах может дать фору любой драме. Тут и сложный выбор старта для карьеры, и запутанные семейные отношения, и обязательства за бесплатное обучение, и желание перебраться поближе к столице. А в этом году распределение превратилось в испытание не только для студентов, но и для вузов — предприятия не особо рвутся пополнить свои штаты за счет молодых специалистов. Исключение — сфера образования. Только в БГПУ им. М.Танка на 721 выпускника, большинство из которых должны отработать два года, поступило более 2.000 заявок. В первый день распределения в главный педагогический вуз страны отправились и корреспонденты «СБ».
Десять утра. Перед кабинетом, за дверью которого решается судьба, еле сдерживают волнение 42 магистранта. Многие из них еще в 2014–м прошли процедуру распределения по своим специальностям, но затем решили еще год повышать знания. Теперь нужно определиться: или связать жизнь с наукой, сделав ставку на аспирантуру и работу в родном вузе, или, пусть и с небольшой отсрочкой, отрабатывать распределение. Кто–то делится с друзьями своим первым педагогическим опытом, кто–то рассказывает, что осенью идти в армию, так что поработать предстоит недолго, а кто–то надеется, что комиссия во главе с ректором Александром Жуком предложит идеальное первое рабочее место.
Эмоции зашкаливают. Вот одна из магистранток, родом из Бобруйска, настаивает на свободном дипломе: по ее специальности предложений в родном городе нет, да и муж у нее из Китая. Что ж, комиссия соглашается: рабочее место придется поискать самостоятельно. Такой же вердикт вынесли и выпускнице магистратуры из Орши. Правда, она, с трехлетним ребенком на руках, надеется хотя бы на полставки устроиться в колледж на родине, в чем университет обещал помочь. Но самым драматичным оказался эпизод с участием магистрантки из Жодино, которая принесла запрос по линии... Минздрава, в лабораторию одного из минских РНПЦ, где работает на полставки. Проблема в том, что в прошлом году ее уже распределяли в школу. И сейчас комиссия настаивала: кадры нужны образованию! Тем более выбирать есть из чего: особенно нуждаются в молодом пополнении Минск, Молодечно, Смолевичи, Боровляны. После долгих раздумий выбор был сделан в пользу Боровлян.
Градус напряжения спадает, когда приходит очередь выпускников факультета начального образования трех специальностей: «Начальное образование», «Начальное образование. Белорусский язык и литература» и «Начальное образование. Изобразительное искусство». Валерий Оловянников, начальник отдела кадров БГПУ им. М.Танка, говорит, что на 79 студентов этого факультета поступило 340 заявок, еще 46 принесли запросы. К слову, изъявили желание распределиться и двое «платников», все–таки гарантированное место работы в нынешних непростых условиях — отличный вариант. В придачу власти на местах стараются заинтересовать молодые кадры, предлагают какие–то льготы. К тому же, добавляет декан факультета начального образования Наталья Жданович, БГПУ в первую очередь старается удовлетворить заявки из Минской области, ведь в других регионах есть свои педагогические вузы:
— Заметьте, из 340 заявок на наши специальности 250 поступило из Минска. Только во Фрунзенский район нужны 75 учителей начальных классов. Но есть приглашения и из других областей. И судя по запросам, которые принесли сами ребята, практически все идут работать по специальности, учителями начальных классов.
Впрочем, с первых минут стало понятно: ребята не очень–то хотят оставаться в столице. Большинство высказывались за возвращение домой, как и Ксения Мизоцкая из Пуховичского района, которая сделала выбор в пользу Марьиногорской гимназии: «Я хотела работать именно там, да и к дому близко. К начальной школе всегда лежала душа, это ведь такая творческая профессия!» В том, что Ксения станет настоящим профессионалом, не сомневаются ни в вузе, ни директор Боровлянской средней школы Владимир Маркин, у которого она студенткой проходила практику. Владимир Георгиевич, к слову, особенно болел за выбор выпускников в пользу Минского района: «Мне 10 учителей начальных классов нужны! На каждой параллели — 10 — 12 классов по 32 ученика!»
pasiyak@sb.by
Советская Белоруссия № 66 (24696). Среда, 8 апреля 2015