Робот-антисептик, электронный доктор и витающая в классах атмосфера изобретательства: как проходят обычные занятия в необычной школе Клецкого района
02.10.2021 01:59:00
День учителя — светлый праздник, объединяющий людей разных поколений. Завтра его будут отмечать не только педагоги всей страны, но и родители школьников, сами ребята. Яркие осенние цветы, теплые признания, восторженные комплименты. Первое воскресенье октября всегда наполнено особыми эмоциями, когда даже самые строгие наставники расцветают в улыбках. Накануне праздничной даты корреспондент «Р» приехала в гости в школу, где открыт уникальный STEM-кабинет, больше похожий на научную лабораторию по созданию роботов; где в каждом классе — телевизор, ноутбук и планшеты для обучения; где учителя водят указкой не по доске, а по мультиборду, а дети печатают домашние задания на 3D-принтере. И все это в маленьком поселке Рассвет Клецкого района.
Владислав БАБИЧ считает, что любой ребенок обладает талантом. Главное — создать условия для развития детских способностей.
Просторный современный кабинет, 3D-принтер, планшеты, ноутбуки, роботы, дроны. Впечатление, что ты находишься в IT-лаборатории, вдоль и поперек нашпигованной современнейшей техникой. На самом деле мы в небольшом поселке Рассвет, в классе, где каждый день занимаются сельские дети. Именно здесь, в Рассветовской средней школе Клецкого района, находится один из лучших в стране STEM-классов. В этом учреждении учителя редко пишут на доске и часто используют мультиборды, директор смотрит открытые уроки дистанционно, а ученики пробуют себя сразу в четырех перспективных направлениях: программировании, робототехнике, экономике и экологии. Плюс школа запустила успешную бизнес-кампанию. Ближайшие планы — отправить собственного робота в космос. И это не шутка!
— Это прототип, доработаем его, усовершенствуем детали, — у одиннадцатиклассника Романа Плаксы горят глаза от азарта. — Составим конкуренцию Илону Маску на Луне и Марсе.
Роман говорит серьезно. В этой школе знают: ничего невозможного нет. Все преграды только в голове. Боишься? Значит, берись за дело.
Директор Рассветовской школы Сергей Дубман подтверждает слова ученика:
— Ребята действительно отправили письма в космические компании, где презентовали свое изобретение. Даже если робот не попадет на поверхность Марса, мальчишки и девчонки пообщаются с космонавтами, изобретателями. Диалог с такими людьми — шаг вперед. Исключительно поощряю и поддерживаю подобные порывы. Мы с самого юного возраста стараемся привить детям посыл: идеи управляют миром.
Именно ученики этой школы разработали прототип умной энергосберегающей тележки, которая попала в «100 идей для Беларуси». На нее устанавливают робота, который управляет и собирает продукты по магазину, считывая товары по QR-коду. Рассветовцы также предложили альтернативный вид топлива — прессованные листья. Создали электронного доктора. И это только примеры, которые вспомнились с ходу. На уроках не создают роботов, оторванных от реальности. Это всегда прототипы, которые можно потом запустить в массовое производство. Идти в ногу со временем — один из главных посылов. Когда тема коронавируса только набирала обороты, у ребят уже был готов бесконтактный робот-антисептик. Тогда их еще нигде нельзя было найти — механизм придумали и сконструировали дети.
Владислав Бабич, учитель истории, педагог по робототехнике, моделированию и программированию, замечает, что пандемия воодушевила на новые идеи:
— Во время коронавируса люди боятся лишний раз сходить к врачу. Мы с ребятами устроили мозговой штурм, как помочь тем, кто не желает идти в поликлинику. Так родилось новое изобретение — электронный доктор.
Небольшой прямоугольник, легко помещающийся в руке, позволяет на ранней стадии (с помощью искусственного интеллекта и без участия врачей) выявлять заболевания глаз и органов слуха. Потенциальный пациент загружает программу на компьютере или в телевизоре, отходит на нужное расстояние и выполняет задания, нажимая на кнопки датчика. В конце «приема» электронный доктор поставит диагноз. И это тоже ноу-хау детей.
Роман Плакса показывает целый автопарк школьных роботов. Робот-официант, подносящий стакан, робот-охранник, робот-художник. Видя удивление в моих глазах, директор школы пытается объяснить, как можно собрать столько талантливых учеников под одной крышей:
Довольно массивный робот, собранный из конструктора, перемещается в пространстве, преодолевая препятствия.
— Все дети способны. Но каждый в своей сфере. Не получается в программировании — пожалуйста, закупили швейные машины, чтобы платки или скатерти изготавливать. Тянешься к земле — есть мотоблок. Не нравится это? Что ж, развивайся в экологическом направлении. К слову, один из ноутбуков получили в подарок от Министерства лесного хозяйства. Среди 40 стран — от США до Японии — заняли третье место в конкурсе за работу о жуке-короеде. Тогда об этом вредном насекомом еще и разговоров-то не было, а наши дети из села первыми спрогнозировали последствия его жизнедеятельности.
На занятиях Владислава БАБИЧА всегда интересно.
— О, колхоз приехал!
У директора больно защемило сердце. Слова задели за живое. Наверное, еще тогда он поставил себе цель: сельским детям не будет стыдно, что они учатся в маленькой школе. Тогда об IT-технологиях только начинали говорить. Сергей Леонидович смекнул: в этом направлении надо двигаться. С тех пор каждую заработанную копейку в школе вкладывали в техническое оснащение. Запустили бизнес-компанию, которая заработала сразу в нескольких направлениях. Сергей Леонидович говорит эмоционально:
— Предпринимательство — одна из важнейших составляющих современной экономики. Мы в небольшом масштабе показываем детям, как функционирует финансовый рынок. Одно время делали веники на заказ. В весенне-осенний период выращиваем сельхозпродукцию. Морковь, свеклу, картофель, кабачки, лук, капусту — все это реализуем детским садам, школам, местному населению. Часть идет в нашу школьную столовую. Есть теплица — у постоянных клиентов большим спросом пользуется рассада капусты, томатов, сладкого перца. Огороды по всей территории — 2,5 гектара. Сад есть школьный, взяли шефство над яблоневыми деревьями в деревне, где никто не живет. Один раз в два года яблони хорошо плодоносят — 10–15 тонн урожая. Продаем. На уроках труда мальчишки делают декоративные беседки, скамеечки. Во все процессы вовлечены дети. За все это время заработали около 12 тысяч рублей.
Доход традиционно направляли на развитие — закупку техники. Сразу купили ноутбуки и медиаустановку. Если дети выигрывали в конкурсах ценные призы, то не ставили их на полку, а придумывали, как использовать по делу. Допустим, на республиканском конкурсе по вторсырью заняли первое место, где призом стал фотоаппарат. Появилась мысль создать видеокласс. Придумано — сделано. Сняли документальный фильм о Клецке и получили денежный приз. Опять запустили финансы в оборот, купив саженцы, семена. Так появился первый обустроенный STEM-класс. Простой, без изысков.
Историю появления второго STEM-класса знают уже, наверное, не только в Минской области, но и далеко за ее пределами. Пятиклассник Леня Фурман здесь местная звезда. Пару лет назад он зашел к директору и попросил купить… робота. Сергей Леонидович от неожиданности руками развел: все финансы ушли на оборудование класса. А потом невзначай бросил, дескать, напиши в IT-компании письмо, вдруг кто откликнется.
Яркая фигура железного человека встречает всех гостей этой школы.
Рассветовская школа — это уже своеобразный бренд. Сюда приезжают на работу учителя из Клецка. А где еще такое есть, чтобы в каждом классе — телевизор, ноутбук, планшеты? Педагог моментально может найти и показать детям нужную информацию. Преподаватели давно уже заполняют электронные планы и ведут электронные дневники. Дети используют QR-коды, смотрят видеолекции, обращаются к подкастам. Руководством практикуется видеопосещение уроков, когда в кабинете устанавливается портативная камера, а преподавателя и учащихся предупреждают об этом.
На уроках ученикам раздают планшеты.
Сергей Дубман не скрывает гордости за своих педагогов:
— Мы же обыкновенная сельская школа, а нашего педагога Владислава Бабича по всей стране знают!
Владислава уже не раз пытались переманить в другие школы. Но молодой педагог не соглашается. Не в каждой столичной школе такие условия для развития. Поэтому он собственным примером разрушает все мифы. Был бы педагогический запал и условия — и сельские школьники смогут робота в открытый космос запустить.
azanovich@sb.by
Владислав БАБИЧ считает, что любой ребенок обладает талантом. Главное — создать условия для развития детских способностей.
Просторный современный кабинет, 3D-принтер, планшеты, ноутбуки, роботы, дроны. Впечатление, что ты находишься в IT-лаборатории, вдоль и поперек нашпигованной современнейшей техникой. На самом деле мы в небольшом поселке Рассвет, в классе, где каждый день занимаются сельские дети. Именно здесь, в Рассветовской средней школе Клецкого района, находится один из лучших в стране STEM-классов. В этом учреждении учителя редко пишут на доске и часто используют мультиборды, директор смотрит открытые уроки дистанционно, а ученики пробуют себя сразу в четырех перспективных направлениях: программировании, робототехнике, экономике и экологии. Плюс школа запустила успешную бизнес-кампанию. Ближайшие планы — отправить собственного робота в космос. И это не шутка!
Составим конкуренцию МАСКУ
Довольно массивный робот, собранный из конструктора, перемещается в пространстве, преодолевая препятствия.— Это прототип, доработаем его, усовершенствуем детали, — у одиннадцатиклассника Романа Плаксы горят глаза от азарта. — Составим конкуренцию Илону Маску на Луне и Марсе.
Роман говорит серьезно. В этой школе знают: ничего невозможного нет. Все преграды только в голове. Боишься? Значит, берись за дело.
Директор Рассветовской школы Сергей Дубман подтверждает слова ученика:
— Ребята действительно отправили письма в космические компании, где презентовали свое изобретение. Даже если робот не попадет на поверхность Марса, мальчишки и девчонки пообщаются с космонавтами, изобретателями. Диалог с такими людьми — шаг вперед. Исключительно поощряю и поддерживаю подобные порывы. Мы с самого юного возраста стараемся привить детям посыл: идеи управляют миром.
Именно ученики этой школы разработали прототип умной энергосберегающей тележки, которая попала в «100 идей для Беларуси». На нее устанавливают робота, который управляет и собирает продукты по магазину, считывая товары по QR-коду. Рассветовцы также предложили альтернативный вид топлива — прессованные листья. Создали электронного доктора. И это только примеры, которые вспомнились с ходу. На уроках не создают роботов, оторванных от реальности. Это всегда прототипы, которые можно потом запустить в массовое производство. Идти в ногу со временем — один из главных посылов. Когда тема коронавируса только набирала обороты, у ребят уже был готов бесконтактный робот-антисептик. Тогда их еще нигде нельзя было найти — механизм придумали и сконструировали дети.
Владислав Бабич, учитель истории, педагог по робототехнике, моделированию и программированию, замечает, что пандемия воодушевила на новые идеи:
— Во время коронавируса люди боятся лишний раз сходить к врачу. Мы с ребятами устроили мозговой штурм, как помочь тем, кто не желает идти в поликлинику. Так родилось новое изобретение — электронный доктор.
Небольшой прямоугольник, легко помещающийся в руке, позволяет на ранней стадии (с помощью искусственного интеллекта и без участия врачей) выявлять заболевания глаз и органов слуха. Потенциальный пациент загружает программу на компьютере или в телевизоре, отходит на нужное расстояние и выполняет задания, нажимая на кнопки датчика. В конце «приема» электронный доктор поставит диагноз. И это тоже ноу-хау детей.
Роман Плакса показывает целый автопарк школьных роботов. Робот-официант, подносящий стакан, робот-охранник, робот-художник. Видя удивление в моих глазах, директор школы пытается объяснить, как можно собрать столько талантливых учеников под одной крышей:
Довольно массивный робот, собранный из конструктора, перемещается в пространстве, преодолевая препятствия.
— Все дети способны. Но каждый в своей сфере. Не получается в программировании — пожалуйста, закупили швейные машины, чтобы платки или скатерти изготавливать. Тянешься к земле — есть мотоблок. Не нравится это? Что ж, развивайся в экологическом направлении. К слову, один из ноутбуков получили в подарок от Министерства лесного хозяйства. Среди 40 стран — от США до Японии — заняли третье место в конкурсе за работу о жуке-короеде. Тогда об этом вредном насекомом еще и разговоров-то не было, а наши дети из села первыми спрогнозировали последствия его жизнедеятельности.
На занятиях Владислава БАБИЧА всегда интересно.
Миром правят идеи
Если посмотреть на стены в кабинете Сергея Дубмана, можно увидеть, что они сплошь увешаны дипломами. При желании даже обои можно не клеить. Уже начали украшать памятными листами коридор. Хотя директор отчетливо помнит, как он приехал с детьми на образовательный конкурс, а кто-то из городских ребят бросил небрежное в сторону его учеников:— О, колхоз приехал!
У директора больно защемило сердце. Слова задели за живое. Наверное, еще тогда он поставил себе цель: сельским детям не будет стыдно, что они учатся в маленькой школе. Тогда об IT-технологиях только начинали говорить. Сергей Леонидович смекнул: в этом направлении надо двигаться. С тех пор каждую заработанную копейку в школе вкладывали в техническое оснащение. Запустили бизнес-компанию, которая заработала сразу в нескольких направлениях. Сергей Леонидович говорит эмоционально:
— Предпринимательство — одна из важнейших составляющих современной экономики. Мы в небольшом масштабе показываем детям, как функционирует финансовый рынок. Одно время делали веники на заказ. В весенне-осенний период выращиваем сельхозпродукцию. Морковь, свеклу, картофель, кабачки, лук, капусту — все это реализуем детским садам, школам, местному населению. Часть идет в нашу школьную столовую. Есть теплица — у постоянных клиентов большим спросом пользуется рассада капусты, томатов, сладкого перца. Огороды по всей территории — 2,5 гектара. Сад есть школьный, взяли шефство над яблоневыми деревьями в деревне, где никто не живет. Один раз в два года яблони хорошо плодоносят — 10–15 тонн урожая. Продаем. На уроках труда мальчишки делают декоративные беседки, скамеечки. Во все процессы вовлечены дети. За все это время заработали около 12 тысяч рублей.
Доход традиционно направляли на развитие — закупку техники. Сразу купили ноутбуки и медиаустановку. Если дети выигрывали в конкурсах ценные призы, то не ставили их на полку, а придумывали, как использовать по делу. Допустим, на республиканском конкурсе по вторсырью заняли первое место, где призом стал фотоаппарат. Появилась мысль создать видеокласс. Придумано — сделано. Сняли документальный фильм о Клецке и получили денежный приз. Опять запустили финансы в оборот, купив саженцы, семена. Так появился первый обустроенный STEM-класс. Простой, без изысков.
Историю появления второго STEM-класса знают уже, наверное, не только в Минской области, но и далеко за ее пределами. Пятиклассник Леня Фурман здесь местная звезда. Пару лет назад он зашел к директору и попросил купить… робота. Сергей Леонидович от неожиданности руками развел: все финансы ушли на оборудование класса. А потом невзначай бросил, дескать, напиши в IT-компании письмо, вдруг кто откликнется.
Яркая фигура железного человека встречает всех гостей этой школы.
По последнему слову техники
Леня загорелся сам и вдохновил друзей — отправили сотни бумажных писем по разным адресам с просьбой прислать набор для создания робота. Как в доброй сказке, вместе с ответами им стали приходить не только наборы, но и ноутбуки, планшеты и даже дроны. А одна компания и вовсе стала для школы ангелом-хранителем: укомплектовала новенький STEM-класс по последнему слову техники — ноутбуками, графическими планшетами, видеокамерами и микробитами. Министр образования Игорь Карпенко подарил 3D-принтер. Так обычный школьный класс перевоплотился в ресурсный центр, где ребята вместе с педагогами на высоком уровне изучают программирование, 3D-моделирование, робототехнику. По выходным на обучение приезжают дети со всей округи — 75 человек. Добираются из Несвижа, Клецка.Рассветовская школа — это уже своеобразный бренд. Сюда приезжают на работу учителя из Клецка. А где еще такое есть, чтобы в каждом классе — телевизор, ноутбук, планшеты? Педагог моментально может найти и показать детям нужную информацию. Преподаватели давно уже заполняют электронные планы и ведут электронные дневники. Дети используют QR-коды, смотрят видеолекции, обращаются к подкастам. Руководством практикуется видеопосещение уроков, когда в кабинете устанавливается портативная камера, а преподавателя и учащихся предупреждают об этом.
На уроках ученикам раздают планшеты.
Сергей Дубман не скрывает гордости за своих педагогов:
— Мы же обыкновенная сельская школа, а нашего педагога Владислава Бабича по всей стране знают!
Владислава уже не раз пытались переманить в другие школы. Но молодой педагог не соглашается. Не в каждой столичной школе такие условия для развития. Поэтому он собственным примером разрушает все мифы. Был бы педагогический запал и условия — и сельские школьники смогут робота в открытый космос запустить.
azanovich@sb.by