Наставник шестикратного победителя чемпионатов мира готовит будущих IT гениев по собственной методике
28.08.2022 17:59:00
Михаил Долинский мечтал стать футболистом и даже уроки старался делать побыстрее, чтобы успеть погонять мяч с друзьями. Но судьба распорядилась иначе.
— Все лучше, чем бесцельно болтаться по улице, — философски замечает педагог. – По опыту знаю, что все они потом успешно поступят в вузы, найдут себе престижную работу. Разумеется, если будут заниматься и сохранят интерес.
Михаил Семенович выступает в роли модератора. Задания выдает система дистанционного обучения dl.gsu.by, по его инициативе разработанная на математическом факультете Гомельского госуниверситета. В свое время такой метод был настоящим прорывом.
— Наша система берет огромное количество функций учителя на себя: предлагает условия задач, дает возможность написать решение, проверяет его и выдает результат. Все это позволяет работать в классе одновременно детям разного уровня и двигаться по материалу с той скоростью, на которую они способны. Причем не вообще, а в данный конкретный момент. Есть же и эмоциональные циклы, и интеллектуальные. Система создавалась и развивалась более двух десятилетий. Ее совершенствование – заслуга школьников, студентов, преподавателей и аспирантов.
— Отец Короткевича, тоже выдающийся программист, однажды сказал, что дома у Гены идеальные условия, а у меня хорошие курсы. Но вообще такие самородки рождаются редко. Генетика играет не последнюю роль. Хотя и в нынешнем году семиклассник Миша Брель стал призером международной олимпиады и вместе с пятью моими подопечными привез дипломы с республиканской. Это очень хороший результат.
— Диплом второй степени, вот готовлюсь — хочу взять реванш, — делится планами Миша. — Занимаюсь уже 4 года. Система преподавания интересная, затягивает.
В числе самых юных учеников – Дарина. Ей всего 9 лет, из которых уже год она усердно постигает навыки программирования.
— Меня привел сюда старший брат Артем, — делится своей историей девочка. — Он здесь занимался и посоветовал мне попробовать. Пока только начинаю учиться, но уже интересно.
— В школе я учился хорошо. Классный руководитель даже просил позаниматься с отстающими. А мне больше футбол нравился. Вынужден был искать способ быстро обучить прикрепленного ко мне одноклассника, чтобы осталось время на любимую игру. Вот вам и основа для совершенствования образовательного процесса.
В 1990-х педагог начинал работать со студентами. Но быстро понял, что пока успеет чему-то научить, те уже получат дипломы и разъедутся кто куда. Тогда Долинский решил вести ребят со школьной скамьи:
— Когда начал заниматься с учениками помладше, понял, насколько же все дети разные. Следовательно, каждый из них должен учиться с индивидуальной скоростью и по индивидуальной программе.
Свой метод Михаил Семенович подкрепляет жизненной философией, которую в студенческие годы успел почерпнуть даже из сочинений Ленина:
— Очень запомнилась его фраза про «высвобождение энергии масс». А ведь правда – нужно лишь дать людям возможность делать то, к чему действительно лежит душа. Из-под палки гения не вырастишь. Каждый из нас многое может сделать сам, но немногое – в одиночку. Нужны люди, которые будут работать рядом с тем же интересом. Тогда все получится.
— «Матрицу» смотрел немного, только первую часть. Электроник мне как-то ближе.
— Чему отдали бы предпочтение: игре в «Танки» или реальному футбольному матчу?
— Никогда не увлекался компьютерными играми – боялся, что затянут и станут отнимать все время. А вот в футбол поиграл бы с радостью, но уже тяжеловато; как раньше, не получается, к сожалению.
— Любимая книга?
— Роман белорусского писателя Михаила Герчика «Отдаешь навсегда». Это книга о судьбе школьника, подорвавшегося на мине уже после войны и потерявшего обе руки и ногу. Читал давно, но помню, что меня очень сильно зацепило.
— Самая большая мечта?
— Как можно больше времени оставаться в строю. Остальное уже сбылось.
boyarchuk@sb.by
Фото Сергея Колоцея.
Задача для олимпиадников
Лето. Воскресенье. Но в классе гомельской средней школы № 27 за компьютерами усердно решают задачи десятки ребят самых разных возрастов. Одни готовятся к грядущей всероссийской командной олимпиаде школьников по программированию, другие занимаются по индивидуальной программе. Михаил Долинский тренирует олимпиадников и растит новые кадры для сферы IT с 1996 года. В числе нынешних подопечных есть и дети его первых учеников.— Все лучше, чем бесцельно болтаться по улице, — философски замечает педагог. – По опыту знаю, что все они потом успешно поступят в вузы, найдут себе престижную работу. Разумеется, если будут заниматься и сохранят интерес.
Михаил Семенович выступает в роли модератора. Задания выдает система дистанционного обучения dl.gsu.by, по его инициативе разработанная на математическом факультете Гомельского госуниверситета. В свое время такой метод был настоящим прорывом.
— Наша система берет огромное количество функций учителя на себя: предлагает условия задач, дает возможность написать решение, проверяет его и выдает результат. Все это позволяет работать в классе одновременно детям разного уровня и двигаться по материалу с той скоростью, на которую они способны. Причем не вообще, а в данный конкретный момент. Есть же и эмоциональные циклы, и интеллектуальные. Система создавалась и развивалась более двух десятилетий. Ее совершенствование – заслуга школьников, студентов, преподавателей и аспирантов.
Самородки рождаются редко
Особая гордость педагога — Геннадий Короткевич, шестикратный победитель одного из самых престижных чемпионатов мира по программированию Google Code Jam. Он собрал огромное количество наград и на других состязаниях и школьных олимпиадах. Имя гомельского вундеркинда прогремело на всю страну. Но есть ли достойная смена? Долинский уверен – есть:— Отец Короткевича, тоже выдающийся программист, однажды сказал, что дома у Гены идеальные условия, а у меня хорошие курсы. Но вообще такие самородки рождаются редко. Генетика играет не последнюю роль. Хотя и в нынешнем году семиклассник Миша Брель стал призером международной олимпиады и вместе с пятью моими подопечными привез дипломы с республиканской. Это очень хороший результат.
— Диплом второй степени, вот готовлюсь — хочу взять реванш, — делится планами Миша. — Занимаюсь уже 4 года. Система преподавания интересная, затягивает.
В числе самых юных учеников – Дарина. Ей всего 9 лет, из которых уже год она усердно постигает навыки программирования.
— Меня привел сюда старший брат Артем, — делится своей историей девочка. — Он здесь занимался и посоветовал мне попробовать. Пока только начинаю учиться, но уже интересно.
Ленинским путем
Михаил Долинский вспоминает:— В школе я учился хорошо. Классный руководитель даже просил позаниматься с отстающими. А мне больше футбол нравился. Вынужден был искать способ быстро обучить прикрепленного ко мне одноклассника, чтобы осталось время на любимую игру. Вот вам и основа для совершенствования образовательного процесса.
В 1990-х педагог начинал работать со студентами. Но быстро понял, что пока успеет чему-то научить, те уже получат дипломы и разъедутся кто куда. Тогда Долинский решил вести ребят со школьной скамьи:
— Когда начал заниматься с учениками помладше, понял, насколько же все дети разные. Следовательно, каждый из них должен учиться с индивидуальной скоростью и по индивидуальной программе.
Свой метод Михаил Семенович подкрепляет жизненной философией, которую в студенческие годы успел почерпнуть даже из сочинений Ленина:
— Очень запомнилась его фраза про «высвобождение энергии масс». А ведь правда – нужно лишь дать людям возможность делать то, к чему действительно лежит душа. Из-под палки гения не вырастишь. Каждый из нас многое может сделать сам, но немногое – в одиночку. Нужны люди, которые будут работать рядом с тем же интересом. Тогда все получится.
Педагог признается: за годы работы его не раз хотели сманить престижные учебные заведения. Но Долинский всегда отказывался. Его место в 27-й школе. Здесь и планирует продолжать труд своей жизни столько, на сколько хватит сил.
Знания без срока давности
Понятно, что не все ребята станут призерами олимпиад. Да и бытует мнение, что это может помешать формированию профессионального программиста. Михаил Семенович на практике доказал, что это не так:
— Другой вопрос, что при работе профессиональным программистом требуется множество дополнительных навыков, но «олимпиадные знания» никак не мешают их приобретать при желании. Дипломов на областной олимпиаде 15, а хороших учеников 16 или 17. Кто-то не пройдет. Но это не значит, что он хуже. Мы даем этим детям ключ ко многим профессиям в IТ, закладываем фундамент для последующей успешной работы на любом языке программирования и в любой системе программирования. То, чему пытаемся учить детей, будет актуально всегда — и через 10 лет, и через 100.
— Другой вопрос, что при работе профессиональным программистом требуется множество дополнительных навыков, но «олимпиадные знания» никак не мешают их приобретать при желании. Дипломов на областной олимпиаде 15, а хороших учеников 16 или 17. Кто-то не пройдет. Но это не значит, что он хуже. Мы даем этим детям ключ ко многим профессиям в IТ, закладываем фундамент для последующей успешной работы на любом языке программирования и в любой системе программирования. То, чему пытаемся учить детей, будет актуально всегда — и через 10 лет, и через 100.
Штрихи к портрету
— Что бы выбрали для просмотра «Матрицу» или «Приключения Электроника»?— «Матрицу» смотрел немного, только первую часть. Электроник мне как-то ближе.
— Чему отдали бы предпочтение: игре в «Танки» или реальному футбольному матчу?
— Никогда не увлекался компьютерными играми – боялся, что затянут и станут отнимать все время. А вот в футбол поиграл бы с радостью, но уже тяжеловато; как раньше, не получается, к сожалению.
— Любимая книга?
— Роман белорусского писателя Михаила Герчика «Отдаешь навсегда». Это книга о судьбе школьника, подорвавшегося на мине уже после войны и потерявшего обе руки и ногу. Читал давно, но помню, что меня очень сильно зацепило.
— Самая большая мечта?
— Как можно больше времени оставаться в строю. Остальное уже сбылось.
boyarchuk@sb.by
Фото Сергея Колоцея.