Образование особенных детей — как сделать его максимально комфортным и результативным
29.01.2024 07:10:00
Людмила КОНОПЕЛЬКО
Формирование личности ребенка, его желание обучаться и развивать свои навыки напрямую зависят от психологического климата в семье. Но нельзя сбрасывать со счетов и важнейшую роль воспитателей в детском саду, школьных педагогов. Тем более когда речь идет про детей с особенностями психофизического развития. В Беларуси 99,9 % таких ребят получают образование, из них более 70 % мальчиков и девочек посещают классы интегрированного и совместного обучения и воспитания.
В 2016 году на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка был открыт Институт инклюзивного образования, а годом позже в его структуре появился Республиканский центр развития инклюзивного образования, специалисты которого проводят обучающие курсы для педагогических работников, сотрудников системы министерств образования, труда и соцзащиты, а также родителей детей с ОПФР со всей страны.
— Какие важнейшие изменения произошли в обучении особенных детей за последние годы? — этот вопрос мы адресовали директору Института инклюзивного образования доктору педагогических наук Вере Хитрюк.
— В первую очередь отмечу полный пересмотр устоявшихся подходов к подготовке учителей-дефектологов: мы полностью ушли от дефектоцентрированной системы, когда работа специалиста организовывалась вокруг какого-то одного нарушения, — рассказывает Вера Валерьевна. — Сегодня мы говорим прежде всего о возможностях и потенциалах ребенка, о комплексе особых образовательных потребностей, которые присущи разным категориям детей. Приведу такой пример: все дети с особенностями психофизического развития независимо от основного нарушения имеют проблемы с речью — могут отсутствовать логика высказываний и грамматический фундамент, иметь место недостаточное приращение лексикона. И с этим нужно уметь работать.
Еще в 1927 году в статье о детской дефективности советский психолог Лев Выготский говорил о том, что человечество когда-нибудь победит слепоту и глухоту. И сегодня мы вплотную приблизились к этому этапу. Выполняются уникальные операции по возвращению слуха, уже в 6-месячном возрасте ребенок, рожденный с тяжелым нарушением слуха, проходит имплантацию и получает возможность слышать. Однако это не означает, что у таких детей автоматически начинает развиваться речь. Чтобы физический слух превратился в функциональный с возможностью говорить и понимать речь, необходима целенаправленная работа сурдопедагога. Только в этом случае неслышащий от рождения ребенок начнет различать звуки речи, отдельные слова в многоголосом потоке.
Но такие результаты возможны только при слаженной командной работе врачей, педагогов и родителей. То же самое касается и детей с расстройствами аутистического спектра — титанический совместный труд специалистов, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом, способен сотворить чудеса в адаптации и социализации маленького человека. Именно к такому совместному труду мы сегодня готовим наших выпускников. Отзывчивость, эмпатия, способность в каждом особенном ребенке разглядеть индивидуальность, развить его способности — это все, безусловно, важно. Но не менее важно также умение и желание работать в команде, совершенствовать свои педагогические навыки.
— Мы включили в ряд педагогических и психологических дисциплин несколько важнейших разделов. Например, раздел «Основы педагогики специального и инклюзивного образования» — в учебную дисциплину «Основы педагогики и психологии», которую изучают на первом курсе. В дисциплину «Педагогическая психология», которая преподается на втором курсе, добавлен раздел «Психология инклюзивного и специального образования». На третьем курсе появляется еще одна дисциплина, претерпевшая серьезную трансформацию с учетом наработанного педагогического опыта, — «Инклюзивная образовательная практика». Ее суть в том, чтобы каждый педагог получил реальный методический инструмент. Условно говоря, воспитатель дошкольного учреждения образования должен уметь работать с особенными детьми именно дошкольного возраста. У педагога начальной школы это уже немножко иной функционал — там необходимо учитывать другие возрастные особенности. Так же как и у учителя-предметника средних и старших классов.
В 2022 году в содержание курсов повышения квалификации добавлены темы «Дифференциальная диагностика у детей с расстройствами аутистического спектра», «Поддерживающая и альтернативная коммуникация для детей с РАС», «Включение ребенка с РАС во взаимодействие со сверстниками» и другие.
Очень важно, чтобы во всех регионах знали о существовании такого ресурса. Сегодня без проблем можно повысить квалификацию, получить необходимые знания о специфике работы с детьми с особенностями психофизического развития. Учитывая тот факт, что особенных детей в мире с каждым годом становится все больше, нам всем необходимо учиться находить к ним подход. И педагогам — особенно. Реальность такова, что каждый воспитатель детского сада, каждый школьный учитель во время своей профессиональной деятельности не единожды будет взаимодействовать с особенным ребенком. И важно сделать это взаимодействие максимально комфортным и результативным.
— В стремительно меняющемся современном мире нужно уметь опережать возможные дефициты в подготовке кадров, предвосхищать и минимизировать педагогические ошибки. Сегодня особое внимание привлекают новые категории детей — с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. К ним мы относим в том числе агрессивных, эмоционально-расторможенных, тревожных ребят, с которыми нужно учиться работать. Для этого планируются специальные научные исследования, результаты которых будут оперативно использоваться при подготовке будущих педагогов.
Есть проблема несформированных навыков командной работы всех педагогов при обучении особенных детей в учреждениях образования. В БГПУ разработаны и используются специальные задания, предполагающие совместное обсуждение реальных ситуаций образовательной практики. В 2022 году наш институт создал банк данных «детских случаев» — видеоролики занятий, уроков, коррекционной работы с детьми и их родителями.
Отдельно хочу коснуться темы необходимости формирования инклюзивной культуры профессорско-преподавательского состава университетов, институтов развития образования, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогов. Есть планы организовать для них в течение трех лет прохождение спецкурса «Инклюзивная образовательная практика», рассчитанного на 72 учебных часа.
— Используются и передовые методики, наработанные Институтом инклюзивного образования БГПУ, который является базовой организацией государств — участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов и специалистов в области инклюзивного и специального образования. В этих методиках мы преуспели: к нам приезжают на курсы, обучаются. В дальнейшем мы намерены продолжать эту работу, чтобы дети получали соответствующее образование, находили свою путевку в жизнь, осваивали рабочие профессии, поступали в вузы.
lvk@sb.by
Фото предоставлены Институтом инклюзивного образования.
Только командная работа
В 2016 году на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка был открыт Институт инклюзивного образования, а годом позже в его структуре появился Республиканский центр развития инклюзивного образования, специалисты которого проводят обучающие курсы для педагогических работников, сотрудников системы министерств образования, труда и соцзащиты, а также родителей детей с ОПФР со всей страны.— Какие важнейшие изменения произошли в обучении особенных детей за последние годы? — этот вопрос мы адресовали директору Института инклюзивного образования доктору педагогических наук Вере Хитрюк.
— В первую очередь отмечу полный пересмотр устоявшихся подходов к подготовке учителей-дефектологов: мы полностью ушли от дефектоцентрированной системы, когда работа специалиста организовывалась вокруг какого-то одного нарушения, — рассказывает Вера Валерьевна. — Сегодня мы говорим прежде всего о возможностях и потенциалах ребенка, о комплексе особых образовательных потребностей, которые присущи разным категориям детей. Приведу такой пример: все дети с особенностями психофизического развития независимо от основного нарушения имеют проблемы с речью — могут отсутствовать логика высказываний и грамматический фундамент, иметь место недостаточное приращение лексикона. И с этим нужно уметь работать.
Еще в 1927 году в статье о детской дефективности советский психолог Лев Выготский говорил о том, что человечество когда-нибудь победит слепоту и глухоту. И сегодня мы вплотную приблизились к этому этапу. Выполняются уникальные операции по возвращению слуха, уже в 6-месячном возрасте ребенок, рожденный с тяжелым нарушением слуха, проходит имплантацию и получает возможность слышать. Однако это не означает, что у таких детей автоматически начинает развиваться речь. Чтобы физический слух превратился в функциональный с возможностью говорить и понимать речь, необходима целенаправленная работа сурдопедагога. Только в этом случае неслышащий от рождения ребенок начнет различать звуки речи, отдельные слова в многоголосом потоке.
Но такие результаты возможны только при слаженной командной работе врачей, педагогов и родителей. То же самое касается и детей с расстройствами аутистического спектра — титанический совместный труд специалистов, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом, способен сотворить чудеса в адаптации и социализации маленького человека. Именно к такому совместному труду мы сегодня готовим наших выпускников. Отзывчивость, эмпатия, способность в каждом особенном ребенке разглядеть индивидуальность, развить его способности — это все, безусловно, важно. Но не менее важно также умение и желание работать в команде, совершенствовать свои педагогические навыки.
Достучаться до каждого
— Наверняка появился новый подход и к преподаванию учебных дисциплин?— Мы включили в ряд педагогических и психологических дисциплин несколько важнейших разделов. Например, раздел «Основы педагогики специального и инклюзивного образования» — в учебную дисциплину «Основы педагогики и психологии», которую изучают на первом курсе. В дисциплину «Педагогическая психология», которая преподается на втором курсе, добавлен раздел «Психология инклюзивного и специального образования». На третьем курсе появляется еще одна дисциплина, претерпевшая серьезную трансформацию с учетом наработанного педагогического опыта, — «Инклюзивная образовательная практика». Ее суть в том, чтобы каждый педагог получил реальный методический инструмент. Условно говоря, воспитатель дошкольного учреждения образования должен уметь работать с особенными детьми именно дошкольного возраста. У педагога начальной школы это уже немножко иной функционал — там необходимо учитывать другие возрастные особенности. Так же как и у учителя-предметника средних и старших классов.
В 2022 году в содержание курсов повышения квалификации добавлены темы «Дифференциальная диагностика у детей с расстройствами аутистического спектра», «Поддерживающая и альтернативная коммуникация для детей с РАС», «Включение ребенка с РАС во взаимодействие со сверстниками» и другие.
Очень важно, чтобы во всех регионах знали о существовании такого ресурса. Сегодня без проблем можно повысить квалификацию, получить необходимые знания о специфике работы с детьми с особенностями психофизического развития. Учитывая тот факт, что особенных детей в мире с каждым годом становится все больше, нам всем необходимо учиться находить к ним подход. И педагогам — особенно. Реальность такова, что каждый воспитатель детского сада, каждый школьный учитель во время своей профессиональной деятельности не единожды будет взаимодействовать с особенным ребенком. И важно сделать это взаимодействие максимально комфортным и результативным.
В Беларуси сегодня 181 тысяча детей с особенностями психофизического развития.
|
|
Опережая запросы времени
— Какие задачи в профессиональной сфере вы ставите перед собой на ближайшее будущее?— В стремительно меняющемся современном мире нужно уметь опережать возможные дефициты в подготовке кадров, предвосхищать и минимизировать педагогические ошибки. Сегодня особое внимание привлекают новые категории детей — с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. К ним мы относим в том числе агрессивных, эмоционально-расторможенных, тревожных ребят, с которыми нужно учиться работать. Для этого планируются специальные научные исследования, результаты которых будут оперативно использоваться при подготовке будущих педагогов.
Есть проблема несформированных навыков командной работы всех педагогов при обучении особенных детей в учреждениях образования. В БГПУ разработаны и используются специальные задания, предполагающие совместное обсуждение реальных ситуаций образовательной практики. В 2022 году наш институт создал банк данных «детских случаев» — видеоролики занятий, уроков, коррекционной работы с детьми и их родителями.
Отдельно хочу коснуться темы необходимости формирования инклюзивной культуры профессорско-преподавательского состава университетов, институтов развития образования, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогов. Есть планы организовать для них в течение трех лет прохождение спецкурса «Инклюзивная образовательная практика», рассчитанного на 72 учебных часа.
Путевка в жизнь
По словам заместителя Премьер-министра Беларуси Игоря Петришенко, за 28 лет работы в направлении инклюзивного образования появилось немало наработок и качественно новых подходов:— Используются и передовые методики, наработанные Институтом инклюзивного образования БГПУ, который является базовой организацией государств — участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов и специалистов в области инклюзивного и специального образования. В этих методиках мы преуспели: к нам приезжают на курсы, обучаются. В дальнейшем мы намерены продолжать эту работу, чтобы дети получали соответствующее образование, находили свою путевку в жизнь, осваивали рабочие профессии, поступали в вузы.
lvk@sb.by
Фото предоставлены Институтом инклюзивного образования.