Как родителям понять: ребенок гений или недотепа?
09.07.2019 23:11:00
Ольга ПАСИЯК
Друзей у ребенка нет, да и в школе дела не ладятся? А тут еще обеспокоенным родителям подливают масла в огонь канадские ученые, которые недавно заявили: дети, которые не сосредоточены на уроках, в будущем зарабатывают меньше, чем их более внимательные сверстники. Предпосылкой для таких выводов стало исследование около трех тысяч семей, дети из которых пошли в садик в 1985 году, а уже во взрослом возрасте регулярно проходили опросы, фиксирующие карьерные успехи. Впрочем, не спешите терроризировать сына или дочку за сложные отношения со школьными уроками. Возможно, у вас растет гений. Вот только как это разглядеть?
Хорошая новость — примеров, когда сложные ученики вершили историю, немало. Исаака Ньютона учителя постоянно ругали за невнимательность и лень, а одноклассники дразнили. Альберта Эйнштейна педагоги прямым текстом называли умственно отсталым, а тот в отместку категорически отказывался изучать не интересные ему предметы. У Дмитрия Менделеева по химии была тройка, да что там — он дважды оставался на второй год! А Константина Циолковского за непослушание частенько сажали в карцер, в итоге и вовсе отчислили из школы. Показательна история и Томаса Эдисона, родителям которого педагоги прислали такое вот письмо: «Ваш сын умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми, поэтому рекомендуем вам учить его дома самостоятельно». Правда, в присутствии сына мама прочитала послание вслух по‑другому: «Ваш сын — гений. Наша школа слишком мала, и в ней нет учителей, способных чему‑то его научить. Пожалуйста, учите его сами». Только спустя много лет, уже будучи изобретателем, Эдисон увидел настоящий текст…
Но не все так однозначно, предупреждают психологи. Далеко не каждый ребенок с особенностями поведения — скрытый гений, как и не у каждого одаренного ребенка возникают проблемы с окружающим миром. Да, среди одаренных есть дети с особенностями психофизического развития, признаками аутизма, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, но не стоит обобщать. Есть еще и такой момент: родители нередко не готовы признать, что у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности, списывая все на предположение, мол, он у нас индиго. Хотя этот термин псевдонаучный, поясняет Галина Немцова, старший преподаватель кафедры психологии образования Института психологии БГПУ им. М.Танка. Ввела его американка Нэнси Энн Тэпп, считающаяся экстрасенсом:
— По ее мнению, такие дети обладают аурой цвета индиго. Отсюда и название. Им приписывают множество различных свойств, в том числе высокий уровень интеллекта, большой творческий потенциал, способность нестандартно мыслить, индивидуализм и нежелание подчиняться другим, неусидчивость, энергичность и развитую интуицию. Но научных доказательств выделенности данной категории детей нет. При этом для родителей свой ребенок всегда одаренный, уникальный.
Кто такой одаренный ребенок
Речь идет о детях, у которых есть яркие, очевидные, иногда выдающиеся достижения или внутренние предпосылки для таковых. Хотя выражение «одаренный ребенок» условно: проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития, так и остаться нереализованными. И многие дети с общей ранней одаренностью со временем выравниваются, становятся просто смышлеными. То же самое происходит и с отстающими, но, подчеркивают психологи, это лишь темповая задержка, а не нарушение. Подлинные способности ребенка могут находиться в скрытом состоянии и обнаружиться лишь впоследствии, как в случае Томаса Эдисона.
Кроме того, с возрастом меняются интересы, не случайно именно подростки активно пробуют писать стихи, но продолжают это дело немногие, а покоряют вершины поэзии и вовсе единицы. Не случайно говорят об эффекте «исчезающей одаренности». По данным петербургских психологов, на уровне первого класса признаки одаренности отслеживаются у 25% учащихся, а к девятому — только у 2 — 3%.
Да и всякий навешанный ярлык деформирует: когда тебя признают одаренным, ты должен постоянно подтверждать это, а если не получается, начинается обратный процесс. Галина Дмитриевна цитирует Льва Толстого: «Звезды, вспыхнувшие в атмосфере, отравленной ядом исключительности и тщеславия, гаснут».
Разглядеть необычное в обычном
Галина Немцова делает акцент, что об одаренности ребенка можно судить в единстве двух категорий «хочу» и «могу»:
— Такой ребенок, как правило, проявляет повышенную познавательную потребность, он любознателен, любит учиться, и у него это получается. Ярко демонстрирует интерес к каким‑то занятиям или деятельности, проявляя в них завидное упорство и трудолюбие. У этих детей может быть повышенная избирательная чувствительность к цветам, звукам, знакам, растениям, техническим устройствам, а также индивидуальный стиль, который выражается в склонности все делать по‑своему. Есть у них и способность разглядеть необычное в обычных вещах. Поэтому выявление одаренных детей достаточно продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Как развить способности
Зачастую для того, чтобы проявились способности, нужно время, а еще условия, в которых ребенок мог бы себя показать. Креативная личность, повторяют специалисты, воспитывается в креативной среде. При этом редко встречаются дети, которые сразу настроены на конкретную область, им нужно пробовать варианты в разных областях. И чем больше возможностей попробовать свои силы — тем больше вероятность понять, что действительно твое, подтверждает Светлана Покровская, доцент кафедры психологии образования Института психологии БГПУ им. М.Танка:
— Есть формы одаренности, которые действительно проявляются на очень ранних этапах, те же художественные, музыкальные, спортивные способности. И специалисты могут определить, способен ребенок сделать успехи в этой сфере или нет. Мне нравится фраза, что все дети одаренные и талантливые, нужно просто помочь им найти ту сферу деятельности, где их способности проявятся максимально. Например, в подростковом возрасте, когда проявляется агрессивность, лучший выход — отдать ребенка в спорт или в современные танцы. Вдруг вариант этого агрессивного поведения перейдет в значительные успехи, и у вас вырастет чемпион?
И все же приведенные примеры с историческими личностями в наши дни куда менее вероятны, и не случайно талантливых детей сегодня стараются поддерживать на государственном уровне. А вот сложности с адаптацией в социуме действительно не исключены, ведь одаренные дети могут быть эдакой белой вороной, к тому же они более ранимы. И чем сильнее развивается индивидуальность, тем больше возникает противоречий с окружающими. В то же время такой ребенок не пытается кому‑то что‑то доказать, подчеркивает Галина Немцова, он делает то, что ему нравится, от чего получает удовольствие, что считает значимым. Далеко не все одаренные добиваются социального успеха, а то и вовсе не стремятся к нему. И важно, чтобы в лице родителей была поддержка.