«У нас на парте не подремлешь». Побывали на линейке в школе, где всего 25 учеников
05.09.2024 12:50:00
Виктория КРУПЕНЬКОВА
У Марины Ковальчук – два хвоста, новые туфли на крохотном каблучке и предмет особой гордости – розовый рюкзак с сердечками. На этой неделе девочка официально стала первоклассницей Завишинской базовой школы Логойского района, и в своем классе она единственная ученица. Как живет одна из самых маленьких школ района, где на 23 сотрудника всего 25 учеников? Мы заглянули к ребятам на торжественную линейку в честь Дня знаний.
В многодетной семье Ковальчук сразу двое школьников – первоклашка Марина и третьеклассник Никита
Главное украшение школы – вековая липовая аллея
Расцвет школы в деревне Завишино пришелся на 1970-е. Тогда в двухэтажном здании (где все учебные классы смотрят на юг, чтобы школьники не испытывали дефицита солнечного света) не хватало места для всех желающих, так что ребятам приходилось заниматься в две смены. Но потом все больше семей стали переселяться в город – грустная, но общемировая тенденция, и сейчас в школе осталось 25 учеников. В среднем – по два-три в классе, в первом и седьмом – по одному и только в девятом – сразу семь. Плюс четыре воспитанника пришкольного мини-сада – разновозрастной группы дошкольного обучения, рассказывает директор Наташа Курак:
– Почти все дети «привозные». Их забирает из окрестных деревень Левданщины, Малых Нестановичей, Завишинской Рудни школьный автобус. В целом жизнь в маленькой школе устроена точно так же, как и в большой. Классы не объединяем, у каждого – свое расписание, даже если ученик всего один. И, скажу я вам, это непросто – выдержать 45 минут тет-а-тет с учителем: в маленьком классе за чужими спинами не отсидишься и на парте не подремлешь. Зато знаю точно: кто хочет учиться – у того есть для этого все условия.
Когда в школе всего 25 учеников, линейка проходит уютно и по-семейному
Для первого урока на тему «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!» учитель Жанна Доминецкая подготовила девочке сразу три рабочих места:
– Сейчас мы с Мариной поговорим о нашей стране и ее символах, научимся находить ее на карте. Потом перейдем за соседнюю парту, чтобы порисовать, – раскрасим государственный флаг. А затем переместимся вот сюда, где разложены буквы – попробуем собрать из них слово «Беларусь», тем более что алфавит Марина уже немножко знает.
Жанна Семеновна работает учителем больше 30 лет, но впервые за все время у нее всего один ученик в классе. Впрочем, педагог видит в этом только плюсы:
– Я смогу уделить Марине максимум внимания и посвятить больше времени темам, которые покажутся ей сложными. Единственный минус – нехватка общения. Но для этого есть переменки, а на уроках музыки, изо и физкультуры девочка будет присоединяться ко второму классу.
Личностно-ориентированное обучение – это здорово, особенно если у школьника есть проблемы, уверена Жанна Семеновна:
– У меня в практике была ученица, которая сильно отставала от сверстников: в большом классе на 26 человек ей не хватало учительского внимания, и ее перевели к нам. И хотя девочка училась в четвертом классе, мне пришлось вспоминать с ней программу второго, третьего класса. Никогда не забуду, как я поставила ей первую девятку за выученное наизусть стихотворение и она тихонько гладила отметку пальчиком в дневнике – таких баллов у нее раньше не было.
У Марины тоже есть особенности – девочка левша, обращает внимание учитель:
– Нужно поставить ей руку, научить делать правильный наклон, но мы справимся.
Интересно, а будут ли Марину – единственную ученицу в классе – вызывать к доске?
– Обязательно. И вызывать к доске, и учить тянуть руку, чтобы получить разрешение ответить. Вдруг жизнь сложится так, что Марина перейдет в другую, большую школу. Важно, чтобы она не растерялась, все знала и умела.
У Жанны Доминецкой впервые за 30 лет работы один ученик в классе
– У нас есть все для того, чтобы дети выходили из школы образованными и разносторонне развитыми. Как складывается судьба наших выпускников? Одни после девятого класса подают документы в колледжи, другие продолжают образование в Октябрьской средней школе Логойского района и затем поступают в вузы.
Что касается нынешних девятиклассников, то шестеро из семи уже активно выбирают колледжи и продолжить обучение в школе не планируют. Девятиклассник Илья Ерашевич честно признается:
– Полюбить другую школу после нашей Завишинской я уже, наверное, не смогу.
krupenkova@sb.by
В многодетной семье Ковальчук сразу двое школьников – первоклашка Марина и третьеклассник Никита
Уроки тет-а-тет
Первое, что видишь, выходя из машины, – это липы. Завишинская вековая липовая аллея, которая находится на территории школы (а это больше 300 деревьев возрастом 140 лет), объявлена памятником природы местного значения. Говорят, что, если смотреть с высоты, деревья складываются в букву «Б» – в честь имени девушки, в которую был влюблен пан Завиш. Когда-то пан ездил по аллее туда-сюда, чтобы разогреть лошадей перед большой дорогой. А сейчас под вековыми липами на переменах гуляют школьники, чтобы набраться сил для следующего урока.Главное украшение школы – вековая липовая аллея
Расцвет школы в деревне Завишино пришелся на 1970-е. Тогда в двухэтажном здании (где все учебные классы смотрят на юг, чтобы школьники не испытывали дефицита солнечного света) не хватало места для всех желающих, так что ребятам приходилось заниматься в две смены. Но потом все больше семей стали переселяться в город – грустная, но общемировая тенденция, и сейчас в школе осталось 25 учеников. В среднем – по два-три в классе, в первом и седьмом – по одному и только в девятом – сразу семь. Плюс четыре воспитанника пришкольного мини-сада – разновозрастной группы дошкольного обучения, рассказывает директор Наташа Курак:
– Почти все дети «привозные». Их забирает из окрестных деревень Левданщины, Малых Нестановичей, Завишинской Рудни школьный автобус. В целом жизнь в маленькой школе устроена точно так же, как и в большой. Классы не объединяем, у каждого – свое расписание, даже если ученик всего один. И, скажу я вам, это непросто – выдержать 45 минут тет-а-тет с учителем: в маленьком классе за чужими спинами не отсидишься и на парте не подремлешь. Зато знаю точно: кто хочет учиться – у того есть для этого все условия.
Когда в школе всего 25 учеников, линейка проходит уютно и по-семейному
К доске пойдет Марина
На торжественной линейке в честь Дня знаний, которая открылась и закрылась исполнением государственного гимна, Марина чувствовала себя практически именинницей. Директор торжественно зачитала приказ о ее зачислении и передала подарок от Президента – книгу «Беларусь – наша Радзіма», которую традиционно вручают всем первоклассникам.Для первого урока на тему «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!» учитель Жанна Доминецкая подготовила девочке сразу три рабочих места:
– Сейчас мы с Мариной поговорим о нашей стране и ее символах, научимся находить ее на карте. Потом перейдем за соседнюю парту, чтобы порисовать, – раскрасим государственный флаг. А затем переместимся вот сюда, где разложены буквы – попробуем собрать из них слово «Беларусь», тем более что алфавит Марина уже немножко знает.
Жанна Семеновна работает учителем больше 30 лет, но впервые за все время у нее всего один ученик в классе. Впрочем, педагог видит в этом только плюсы:
– Я смогу уделить Марине максимум внимания и посвятить больше времени темам, которые покажутся ей сложными. Единственный минус – нехватка общения. Но для этого есть переменки, а на уроках музыки, изо и физкультуры девочка будет присоединяться ко второму классу.
Личностно-ориентированное обучение – это здорово, особенно если у школьника есть проблемы, уверена Жанна Семеновна:
– У меня в практике была ученица, которая сильно отставала от сверстников: в большом классе на 26 человек ей не хватало учительского внимания, и ее перевели к нам. И хотя девочка училась в четвертом классе, мне пришлось вспоминать с ней программу второго, третьего класса. Никогда не забуду, как я поставила ей первую девятку за выученное наизусть стихотворение и она тихонько гладила отметку пальчиком в дневнике – таких баллов у нее раньше не было.
У Марины тоже есть особенности – девочка левша, обращает внимание учитель:
– Нужно поставить ей руку, научить делать правильный наклон, но мы справимся.
Интересно, а будут ли Марину – единственную ученицу в классе – вызывать к доске?
– Обязательно. И вызывать к доске, и учить тянуть руку, чтобы получить разрешение ответить. Вдруг жизнь сложится так, что Марина перейдет в другую, большую школу. Важно, чтобы она не растерялась, все знала и умела.
У Жанны Доминецкой впервые за 30 лет работы один ученик в классе
Это по любви
На перемене для нас устраивают импровизированную экскурсию: показывают столовую, совмещенную с актовым залом, просторные чистые классы, где еще не до конца выветрился запах свежей краски. После уроков жизнь в них не прекращается – начинают работать продленка и кружки. В «Звоночках» всех желающих бесплатно обучают вокалу, в «Умелых ручках» учат делать цветы из фоамирана. А ребят постарше приглашает кружок «Юный журналист»: учитель русского языка и литературы Мария Топал раньше работала в газете и рада поделиться опытом, рассказывает директор Наташа Курак:– У нас есть все для того, чтобы дети выходили из школы образованными и разносторонне развитыми. Как складывается судьба наших выпускников? Одни после девятого класса подают документы в колледжи, другие продолжают образование в Октябрьской средней школе Логойского района и затем поступают в вузы.
Что касается нынешних девятиклассников, то шестеро из семи уже активно выбирают колледжи и продолжить обучение в школе не планируют. Девятиклассник Илья Ерашевич честно признается:
– Полюбить другую школу после нашей Завишинской я уже, наверное, не смогу.
krupenkova@sb.by