Гость "СОЮЗа" - знаменитый белорусский гимнаст, олимпийский чемпион Виталий Щербо
24.11.2016 11:34:05
Гость "СОЮЗа" - знаменитый белорусский гимнаст, олимпийский чемпион Виталий Щербо
БОЛЬШОЕ, справедливо подметил поэт, видится на расстоянии. С тех пор как на Олимпиаде-1992 в Барселоне шесть золотых медалей из восьми возможных в состязаниях по спортивной гимнастике завоевал лидер сборной Союза минчанин Виталий Щербо, повторить это достижение не удавалось никому и вряд ли удастся в обозримом будущем. Сегодня самый знаменитый и титулованный из многочисленных белорусских гимнастов, живущих нынче в США, открыл в Лас-Вегасе школу своего имени и пестует там будущих чемпионов...
- Виталий, ты наверняка с особым интересом смотрел за перипетиями гимнастического турнира в программе минувшей Олимпиады. Как оцениваешь выступление сборной России?
- Очень достойное выступление. Я предполагал, что мужская команда будет в тройке призеров, но она вообще стала второй вслед за Японией, опередив Китай. Девчата тоже, мне кажется, прыгнули выше головы, взяв "серебро". Просто молодчага Алия Мустафина, завоевавшая бронзу в многоборье и выигравшая брусья. Все медалисты-россияне заслуживают похвалы. В принципе же, их успехи, думаю, вполне закономерны: знаю, что в России гимнастика хорошо финансируется, а значит, тренеры не рвутся работать за границей, многие остались или вернулись на родину, хватает залов.
- Высшую и вторую ступеньки пьедестала в многоборье у женщин заняли американки Симона Байлз (завоевавшая еще и два золота на отдельных снарядах) и Александра Райзман, команда тоже стала первой. А ведь гимнастический бум в Америке, как считают многие, начался с триумфального турне нашей с тобой землячки Ольги Корбут в 1973-м, тогда в стране появилось даже несколько десятков спортивных школ ее имени...
- Скорее всего, так и есть. Я приехал в Штаты, когда гимнастика здесь уже была на подъеме. А вот то, что в форме сборной Беларуси на нынешней Олимпиаде вышла на помост не известная даже мне девочка, никогда не бывавшая в нашей стране, - меня неприятно удивило. Середнячки из моей школы, которые близко к чемпионату США по уровню мастерства не подходят, делают комбинации гораздо сложнее и получают более высокие оценки!
- Как и почему ты оказался в Лас-Вегасе?
- Мы полетели в Америку, когда была беременной моя первая жена Ирина. Я твердо решил, что она должна рожать в спокойной обстановке, по крайней мере за границей. Вспомни обстановку, царившую в нашей стране в 1990-х годах: все разваливалось, в больницах нет лекарств и самого необходимого, и так далее. Тем временем, в Минске мою квартиру обчистили, украли все деньги, у меня угоняли машины. Словом, навалились неприятность за неприятностью.
В Стейт-Колледже, штат Пенсильвания, появилась на свет наша дочка Кристина. Я еще выступал за сборную Беларуси, в 1996-м на Олимпиаде в Атланте добыл 4 бронзовых медали, потом еще какое-то время участвовал в соревнованиях, в показательных выступлениях. Но рано или поздно все заканчивается. Гимнастика уходила на второй план, нужно было начинать какой-то бизнес, мне давно хотелось открыть свой зал. Выбор пал на Лас-Вегас, и мы перебрались туда.
- Когда открывал свою Vitaly Scherbo School of Gymnastics, опирался на чей-то опыт?
- Меня консультировал и помогал решать определенные проблемы бывший тренер известного американского гимнаста, экс-чемпиона мира Курта Томаса. А партнером моим стала женщина, Шила Лич, у нее в Лас-Вегасе тогда был маленький зальчик. Она продолжала тренировать детей и получала свой процент от бизнеса. Позднее я долю Лич выкупил и теперь командую всем сам. Большой босс, можно сказать.
- Трудно представить, что такой солидный, преуспевающий сорокалетний мужчина, отец троих детей от двух жен, когда-то мчался из Москвы в Минск на своей машине с шестью золотыми олимпийскими медалями и приличной суммой денег ночью, совершенно один, очертя голову. В юности ты был таким бесшабашным?
- Это не бесшабашность, скорее, просто молодость и беспечность. Мы тогда только-только прилетели с барселонской Олимпиады, а машина моя стояла на базе сборной СССР "Озеро Круглое". Я забрал ее, с трудом завелся и помчался домой, в Минск, к беременной жене. Мало думал головой, как говорится, не задумывался о последствиях. А ведь действительно могли на пустой дороге остановить, а у меня полный кошелек денег, медали... Слава богу, пронесло.
- На том же озере Круглом с тобой случались и более грустные истории. Например, когда тебя застукали в комнате с сигаретой...
- Нет, не так. Просто наш массажист зашел в комнату, где я до этого покурил, учуял запах сигаретного дыма и доложил главному тренеру Леониду Аркаеву. Тот отреагировал мгновенно, и из сборной меня отчислили. Хорошо еще, благодаря хлопотам наставника "молодежки" знаменитого Николая Андрианова потом мне был дан второй шанс.
- Аркаев был скор на расправу и держал вас в ежовых рукавицах?
- Естественно. А по-другому и не было бы той сборной СССР, которая долгие годы оставалась сильнейшей на планете, и даже после развала Союза под непонятным названием "Объединенная команда СНГ" обставила всех на Олимпиаде в Барселоне. Жаль, такой великой команды уже, наверное, не будет никогда.
- В августе вслед за двумя дочками у тебя появился сынишка Родион. Давняя мечта сбылась?
- Да, я давно мечтал о сыне. Хочу научить его тому, что знаю и умею сам, и уберечь от собственных ошибок...
Автор публикации: Владимир ПЕТРОВ