Правда ли, что участились случаи укуса змей в белорусских лесах
05.07.2018 11:16:32
Константин КОВАЛЕВ
В редакцию обратилась Галина Шупорева из Минского района. В минувшие длинные выходные из-за дождя так и не смогла отправиться в лес за черникой. А сейчас и рада: недавно от подруги узнала, что там расплодились гадюки размером более метра, и поход может закончиться не самым приятным образом. Что же на самом деле?
Напомню — в Беларуси три вида змей: гадюка обыкновенная, уж и медянка обыкновенная. К ядовитым относится только первый вид. И опасения относительно него небезосновательны. Ведь как раз сейчас, при переменной облачности и температуре воздуха до 20 градусов, вероятность повстречать в лесу гадюку обыкновенную весьма высока. Чтобы избежать неприятных последствий, специалисты советуют во время сбора дикоросов быть бдительными, не пренебрегая при этом защитной обувью.
И все же увидеть в наших лесах и на болотах змею размером с метр и более вряд ли удастся. Ведущий герпетолог Беларуси – ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси Сергей Дробенков говорит, что максимальная длина гадюки в наших широтах — 80 сантиметров:
— Эти змеи, в отличие от грызунов, плодятся не так быстро, как может показаться любителям тихой охоты и тем, кто в прошлом году видел их на своем приусадебном участке. Популяция гадюки из года в год остается на одном уровне — около 0,5 миллиона особей. Высокая концентрация может быть связана со сменой места обитания. Мелиорация болот, вырубка леса, освоение промышленностью новых земель приводят к тому, что змеи расползаются из ранее обжитой ими территории.
Как рассказал заведующий приемным отделением Минской областной клинической больницы Андрей Китаев, с начала года никто к ним с укусами гадюки не обращался. Врач посоветовал самый простой способ первой помощи — перевязать потуже рану, приложить холод.
А знаете ли вы, что змеи – это еще и источники ценного сырья? В стране даже планируется создание серпентария, где будут обустроены помещения для получения змеиного яда. Из него можно делать незаменимые лекарства, которые не вызывают привыкания. И здесь сырье из наших широт ничем не хуже импортного, к слову, один грамм змеиного яда стоит 600—800 долларов! «Мы могли бы создать уникальное производство лекарств для лечения сложных заболеваний, таких, как эпилепсия, и экономить на ввозе импорта», — полагает Сергей Дробенков.
kovalev@sb.by