Сотрудники гостиницы намерены во что бы то ни стало взыскать ущерб с постояльца. А он утверждает, что ни в чем не виноват. Как может разрешиться спор?
27.09.2019 14:31:00
Ирина МЕНДЕЛЕВА
Увы, от досадных недоразумений никто не застрахован. Житель Могилева Владимир Андреевич работает инженером на заводе. Недавно он ездил в командировку в один из районных центров, а через неделю после возвращения получил от отеля претензию. Ему предлагали рассчитаться за испорченный матрас, который он якобы прожег сигаретой. Но парадокс в том, что Владимир Андреевич не курит. И когда выезжал из номера, все было нормально, никто никаких замечаний не делал
Могилевчанин связался с администрацией отеля, там его пристыдили, потребовали срочно заплатить, иначе будут обращаться к руководству завода. Так как инженер на сто процентов уверен, что платить ничего не обязан, никаких ответных действий он не предпринимал. И через несколько дней из гостиницы действительно позвонили его руководителю. Шеф, конечно, за него заступался, но, наверное, теперь сомневается в невиновности своего подчиненного, смотрит на подчиненного косо. Да еще некоторые коллеги поменяли о нем мнение не в лучшую сторону.
Из районной гостиницы осаждают звонками, торопят с расчетом. Владимир Андреевич по-прежнему заявляет, что никаких денег никому не должен. По его утверждению, суда, которым ему угрожают, он совсем не боится: пусть истец докажет, что он действительно что-то испортил. Инженер уверяет, что, если бы закурил в комнате, сработал бы пожарный извещатель.
А в отеле кипят нешуточные страсти. Администратор, с которой я связалась, уверяет, что когда постоялец выезжал из номера, сохранность имущества не проверяли, он просто спустился вниз и отдал ключи администратору: «Ведь выглядел таким приличным! Никто за ним ничего не проверял. Все открылось позже, когда горничная стала перестилать белье».
В гостинице была срочно создана комиссия из своих работников и составлен соответствующий акт. Ущерб — 92 рубля. Сотрудники отеля уверены, что до въезда инженера все было в полном порядке. За пять минут, которые прошли между его отъездом и приходом горничной, в номер не могли зайти посторонние. В общем, говоря юридическим языком, сегодня стороны находятся в досудебных претензионных отношениях.
Подобные неприятные инциденты порой случаются с постояльцами отелей, клиентами пунктов проката, посетителями ресторанов. И в большинстве случаев клиентам приходится раскошеливаться.
Согласно действующему законодательству, причиненный чужому имуществу вред подлежит возмещению в полном объеме добровольно или в судебном порядке. Обычно в гостиницах, гостевых домах, агроусадьбах в отдельном разделе прейскуранта указаны точные суммы возмещения ущерба за постельные принадлежности, посуду, инвентарь и другое. При этом есть множество нюансов.
Адвокат Могилевской областной коллегии адвокатов Геннадий Михолап считает, что случай с Владимиром Андреевичем достаточно странный: при выезде постояльца из отеля представитель администрации должен был принять номер, убедиться, что все в порядке. И, судя по всему, там действительно все было в норме, если гостю ничего не сказали, проводили с почестями. Ведь когда порча имущества обнаруживается сразу, большинство постояльцев возмещает ущерб добровольно. Если же человек не соглашается с очевидным, отрицает свою вину, начинает скандалить, как правило, вызывают милицию. И еще к людям в погонах обращаются в большинстве случаев, если вред причинен имуществу юридического лица умышленно. Но это уже хулиганство.
Как же дальше может развиваться ситуация с могилевским инженером? К сожалению, как рассказал Геннадий Михолап, в сфере торговли, индустрии гостеприимства существует практика иногда составлять акты задним числом в одностороннем порядке — это ненадлежащие документы. И не исключена возможность, что именно так поступили в этом районном отеле: в акте подписалась комиссия, состоящая исключительно из своих же работников, к примеру, горничная, администратор, швейцар. Но очень важный момент: нет подписи постояльца, а она быть должна.
Тем не менее иногда такие акты имеют юридическое значение, на них ссылаются, по ним выставляются требования. Но это в досудебном порядке. Решатся ли представители гостиницы идти с подобным актом в суд? Ведь там может сразу возникнуть сомнение не столько в достоверности документа, сколько в его достаточности в качестве доказательной базы. Не нужно забывать, что проигравшей стороне, к примеру, инициатору тяжбы, придется платить госпошлину и судебные издержки, а значит, не только не получить ожидаемых денег, но и понести дополнительные затраты. Немногие решаются идти в суд, не имея весомых доказательств. Разве что сотрудники отеля уверены в своей правоте и запаслись дополнительными козырями, о которых до поры до времени не говорят. Но, вероятнее всего, они просто имеют некоторый опыт воздействия на постояльцев по подобной схеме: составить акт, выслать претензию, оказывать на человека психологическое давление. Не исключено, что некоторые, боясь за свою репутацию, уже отдавали деньги под таким давлением, считая, что спокойствие дороже.
Юристы советуют: если вы ничего не брали и не портили, не спешите выполнять чьи-то необоснованные требования. Ведь даже если события будут развиваться по худшему сценарию — дело дойдет до суда и вы проиграете, в некоторых случаях вам могут уменьшить размер возмещения ущерба с учетом вашего материального положения и других обстоятельств. Исключение составляют лишь случаи, когда вред чужому имуществу причинен умышленно.
Вообще же адвокат рекомендует всегда сдавать полученное в аренду имущество, гостиничный номер по всем правилам. В свою очередь, у арендодателя, собственника есть обязанность проверить сохранность и исправность своих материальных ценностей. Если же причиненный вред обнаружен позже, совсем не факт, что виновен тот, на кого можно в первую очередь подумать. К примеру, в номере отеля неудачно покурить могла та же горничная.
С другой стороны, если вы действительно нечаянно что-то повредили, разбили, испортили, не стоит отпираться, лучше вести себя порядочно, рассчитаться добровольно, а в случае нехватки денег, чтобы расплатиться на месте, взять на себя обязательства по расчету. И лучше всего, как только это случилось, самим сообщить о неприятности администратору, не дожидаясь разоблачения, ведь все равно отвечать придется. При этом у вас есть право требовать обоснованности выставленной суммы возмещения.
ШТРАФОВ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО
Иногда в кафе, ресторанах предлагают оплатить не только стоимость разбитой посуды, но и штраф, увеличивая выставленную сумму до абсурда. Нужно иметь в виду: штрафовать гостиницы и рестораны не имеют права. Если возникли сомнения, сумма кажется завышенной, требуйте документы, подтверждающие стоимость испорченного имущества. Иногда также при получении суммы возмещения ущерба сотрудники гостиниц, кафе и ресторанов не выдают никаких документов о том, что вы рассчитались, — в этом случае деньги пойдут, скорее всего, не в кассу предприятия, а в карман конкретному сотруднику. Помните: любые расчеты должны быть зафиксированы документально.