«Мы не отказываемся от возврата денег, но надо подождать»: как туристам получить средства за несостоявшиеся поездки
28.05.2020 07:30:01
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ
В этом году весенние путешествия на отдых за границу сорвались, да и с летними, заранее забронированными, определенности пока нет, а ведь за них многими уже внесена либо полная, либо частичная предоплата. На днях в Министерстве спорта и туризма разъяснили правила возврата денег при отмене тура, отказе туриста от поездки или принятия странами определенных мер по сдерживанию коронавируса. Корреспондент «Р» поинтересовалась, как туристам будут возвращать деньги за несостоявшиеся поездки.
Множество людей все еще надеются отдохнуть в теплых странах этим летом.
Договор оказания туристических услуг расторгается на общих основаниях в порядке, установленном законодательством. Внести в договор изменения или вовсе его расторгнуть ввиду существенного изменения обстоятельств, из которых исходили при его заключении, могут как заказчик, так и исполнитель. При этом и заказчик, и турагент вправе требовать друг от друга возврата средств за непредоставленную услугу или компенсации за напрасные усилия.
Клиент турфирмы вправе аннулировать тур, но должен оплатить исполнителю фактически понесенные расходы.
— Условия аннулирования тура обычно прописаны в договоре, — отметила турагент Ольга Якубовская. — В нем, как правило, предусмотрены определенные штрафные санкции, которые наступают, если турист отказывается от поездки позже оговоренного срока. Обычно они связаны с невозможностью реализовать авиабилеты, от которых отказались, или сдать другому туристу забронированный ранее номер в отеле. Впрочем, если замена быстро найдется, то заказчик потеряет не много.
Эти условия работают, когда человек по каким-то причинам сам отказался от поездки. Но что делать, если путевка уже оплачена, а принимающая страна закрыла границы, объявила карантин и прекратила всяческое сообщение? Министерство спорта и туризма указывает, что исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. В зависимости от того, договор расторгается в силу существенного изменения обстоятельств или в одностороннем порядке, законодательством установлены различные сроки возврата денег туристу. Впрочем, сам факт существенного изменения обстоятельств автоматически не влечет расторжение договора оказания туруслуг. Есть возможность изменить его, например, в части программы путешествия.
— Из-за пандемии коронавируса наступили обстоятельства непреодолимой силы: наши граждане не могут никуда улететь, потому что закрыты страны, где они планировали отдых. Это коллапс, в котором туроператоры не виноваты, — отмечает Оксана Бичун, генеральный директор туристского предприятия «Солвекс», председатель Совета Республиканского союза туристических организаций. — С марта месяца от реализации туристических услуг в отрасли нет выручки вообще. Существуют ограничения по внутренним перемещениям, поэтому мы не можем организовать экскурсионные программы для внутреннего рынка, для въездного туризма. При этом обязательства у субъектов туристической деятельности остались: перед потребителями, платежами в бюджет, арендодателями, работниками. Кроме того, мы обязаны исполнить требования клиентов по возврату денег в сроки, установленные законом, — по тем турам, которые не состоялись в марте, апреле, мае и, возможно, не состоятся в ближайшие месяцы. С 1 октября по 14 марта около 300 тысяч потребителей воспользовались услугами раннего бронирования и внесли предоплату в сумме от 10 до 30 процентов стоимости своих туров. Общая сумма составила порядка 400 млн рублей. Во исполнение договоров эти деньги мы перечислили поставщикам услуг: отельерам, авиаперевозчикам. Но у них тоже нет возможности их вернуть, ведь средства потрачены на подготовку к сезону, ремонт, заработную плату персоналу. Кроме того, во многих странах приняты отсрочки исполнения обязательств субъектов туристической деятельности до 31 декабря 2021 года. Соответствующий проект указа Президента подготовлен и в нашей стране. Поставщики услуг и турфирмы не отказываются от исполнения своих обязательств, но им нужно время. Сейчас мы пытаемся сохранить деньги потребителей: предлагаем клиентам заключить дополнительные соглашения на сохранение авансовых платежей в валютном эквиваленте. Тогда при перебронировании туров на другие даты люди смогут использовать предоплату как сертификат на организацию следующей поездки.
Операторы сейчас советуют заказчикам не аннулировать оплаченные туры, а перенести их на более благоприятное время. Это предложение действительно до конца 2021 года.
nevmer@sb.by
Множество людей все еще надеются отдохнуть в теплых странах этим летом.
Договор оказания туристических услуг расторгается на общих основаниях в порядке, установленном законодательством. Внести в договор изменения или вовсе его расторгнуть ввиду существенного изменения обстоятельств, из которых исходили при его заключении, могут как заказчик, так и исполнитель. При этом и заказчик, и турагент вправе требовать друг от друга возврата средств за непредоставленную услугу или компенсации за напрасные усилия.
Клиент турфирмы вправе аннулировать тур, но должен оплатить исполнителю фактически понесенные расходы.
— Условия аннулирования тура обычно прописаны в договоре, — отметила турагент Ольга Якубовская. — В нем, как правило, предусмотрены определенные штрафные санкции, которые наступают, если турист отказывается от поездки позже оговоренного срока. Обычно они связаны с невозможностью реализовать авиабилеты, от которых отказались, или сдать другому туристу забронированный ранее номер в отеле. Впрочем, если замена быстро найдется, то заказчик потеряет не много.
Эти условия работают, когда человек по каким-то причинам сам отказался от поездки. Но что делать, если путевка уже оплачена, а принимающая страна закрыла границы, объявила карантин и прекратила всяческое сообщение? Министерство спорта и туризма указывает, что исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. В зависимости от того, договор расторгается в силу существенного изменения обстоятельств или в одностороннем порядке, законодательством установлены различные сроки возврата денег туристу. Впрочем, сам факт существенного изменения обстоятельств автоматически не влечет расторжение договора оказания туруслуг. Есть возможность изменить его, например, в части программы путешествия.
— Из-за пандемии коронавируса наступили обстоятельства непреодолимой силы: наши граждане не могут никуда улететь, потому что закрыты страны, где они планировали отдых. Это коллапс, в котором туроператоры не виноваты, — отмечает Оксана Бичун, генеральный директор туристского предприятия «Солвекс», председатель Совета Республиканского союза туристических организаций. — С марта месяца от реализации туристических услуг в отрасли нет выручки вообще. Существуют ограничения по внутренним перемещениям, поэтому мы не можем организовать экскурсионные программы для внутреннего рынка, для въездного туризма. При этом обязательства у субъектов туристической деятельности остались: перед потребителями, платежами в бюджет, арендодателями, работниками. Кроме того, мы обязаны исполнить требования клиентов по возврату денег в сроки, установленные законом, — по тем турам, которые не состоялись в марте, апреле, мае и, возможно, не состоятся в ближайшие месяцы. С 1 октября по 14 марта около 300 тысяч потребителей воспользовались услугами раннего бронирования и внесли предоплату в сумме от 10 до 30 процентов стоимости своих туров. Общая сумма составила порядка 400 млн рублей. Во исполнение договоров эти деньги мы перечислили поставщикам услуг: отельерам, авиаперевозчикам. Но у них тоже нет возможности их вернуть, ведь средства потрачены на подготовку к сезону, ремонт, заработную плату персоналу. Кроме того, во многих странах приняты отсрочки исполнения обязательств субъектов туристической деятельности до 31 декабря 2021 года. Соответствующий проект указа Президента подготовлен и в нашей стране. Поставщики услуг и турфирмы не отказываются от исполнения своих обязательств, но им нужно время. Сейчас мы пытаемся сохранить деньги потребителей: предлагаем клиентам заключить дополнительные соглашения на сохранение авансовых платежей в валютном эквиваленте. Тогда при перебронировании туров на другие даты люди смогут использовать предоплату как сертификат на организацию следующей поездки.
Операторы сейчас советуют заказчикам не аннулировать оплаченные туры, а перенести их на более благоприятное время. Это предложение действительно до конца 2021 года.
nevmer@sb.by