Сенатор Сивец — о роли СМИ в современном обществе
26.06.2020 07:40:57
Средства массовой информации должны выступать союзником государства, а не орудием разжигания политической и социальной вражды в обществе, считает председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по законодательству и государственному строительству Сергей Сивец.
Динамичное развитие Беларуси как суверенного и независимого государства неизбежно вызывает потребность в своевременном и всестороннем освещении наиболее актуальных вопросов общественного развития, прежде всего в экономической, политической, социальной и духовной сферах. Информационная открытость общества — своего рода индикатор его гражданской зрелости и социальной толерантности. В настоящее время существует абсолютное единство мнений относительно ключевой роли средств массовой информации в публичной сфере в части осуществления диалога граждан, общества и государства. В процессе этого диалога формируется определенная модель правосознания граждан, являющаяся неотъемлемым элементом соответствующей государственной политики. Именно СМИ призваны обеспечить социальную коммуникацию внутри общества, донести до сведения населения программные установки общественного развития на ближне-, средне- и долгосрочную перспективу.
Особую актуальность и значение фактор объективного и своевременного освещения происходящих в обществе социальных процессов приобретает в ходе проведения электоральных кампаний. Именно в этот период критически возрастает роль средств массовой информации, призванных объективно, своевременно и в полном объеме донести до сознания граждан базовые установки проводимой государственной политики, выступив тем самым в качестве союзника государства в вопросе обеспечения социального компромисса и общественной стабильности.
К сожалению, сегодня некоторым СМИ (особенно интернет-ресурсам) характерен достаточно поверхностный и одиозный подход к освещению тех или иных общественных событий, без серьезного системного анализа причин, послуживших их предпосылками. Зачастую в погоне за сенсационностью отдельные представители СМИ умышленно акцентируют внимание населения на инициативах, граничащих с профессиональным дилетантизмом и политическим авантюризмом, оставляя за скобками освещение базовых вопросов реализации государственной политики в той или иной сфере. В качестве примера некорректного освещения рядом СМИ событий, вызвавших большой общественный резонанс, можно назвать информационную подачу инициативы одного из предвыборных штабов о предложении проведения общереспубликанского референдума по возвращению к Конституции 1994 года.
Конституция государства — это Основной Закон страны, то есть нормативный правовой акт. С учетом места Конституции в правовой системе государства, ее юридической силы и усложненного порядка внесения изменений и дополнений этот нормативный правовой акт должен быть актуальным и эффективным регулятором общественных отношений на десятилетия вперед. Именно на конституционном каркасе выстраивается вся система отраслевого законодательства.
Бурное развитие новых технологий является очередным этапом прогрессивного цивилизационного развития человечества, который качественным образом меняет нашу жизнь во всех без исключения ее сферах: личной, профессиональной, политической, финансовой, духовной, общественной и т.д. Современное состояние общества и ближайшие перспективы его развития неразрывно связаны с такими понятиями, как «цифровая революция», «постиндустриальное общество», «экономика шестого технологического уклада», выражающимися в создании глобальных промышленных сетей с использованием искусственного интеллекта (АI), широким распространением интернета вещей (Internetofthings), внедрением киберфизических систем и нейротехнологий с принципиально новым механизмом взаимодействия человека и созданной им машиной (устройством), распространением сервисов автоматической идентификации, сбора и обработки глобальных баз данных (bigdata), облачных сервисов (cloudcomputing), умных устройств и промышленных объектов (smarteverything), развитием социальных сетей и разнообразных платформ и сервисов в цифровой среде интернета.
Данные обстоятельства объективируют необходимость закрепления на уровне Основного Закона наряду с естественными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами целой группы так называемых цифровых прав и гарантий их реализации и защиты. Занятость, образование, здравоохранение, управление, сфера производства, выполнения работ и оказания услуг — это экономический, политический и социальный каркас общества, от которого зависят его устойчивость и прогрессивный эволюционный характер развития.
Сегодня все большее количество авторитетных ученых-конституционалистов, представителей конституционной юстиции говорят о «Цифровой Конституции» как реальности нашего времени.
Белорусскому обществу же через определенные средства массовой информации предлагается развернуться в своем цивилизационном развитии и проголосовать за нормативный правовой акт, актуальный для периода конца прошлого тысячелетия.
О необходимости корректировки нынешней редакции Основного Закона в связи с изменившейся объективной реальностью неоднократно говорил Глава государства. Более того, им были даны конкретные поручения судьям Конституционного Суда проанализировать актуальность нынешней редакции Основного Закона и внести предложения по его корректировке, соответствующие современному уровню развития общественных отношений. В настоящее время работу над пакетом конституционных новаций ведет экспертная группа, состоящая из специалистов в области конституционного права, представляющих различные общественные институты: науку, образование, представительные органы и органы государственного управления. На завершающей стадии (на этапе публичного обсуждения подготовленного проекта) будут аккумулированы и учтены конституционные инициативы и предложения граждан нашей страны.
Именно эти вопросы и механизм их реализации (если мы все-таки стремимся к цивилизованному и высокотехнологичному уровню развития как самостоятельное и независимое государство) должны быть в фокусе постоянного внимания средств массовой информации, формирующих посредством коммуникации соответствующий уровень политической культуры и гражданского самосознания в обществе.
Сергей СИВЕЦ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по законодательству и государственному строительству.
Динамичное развитие Беларуси как суверенного и независимого государства неизбежно вызывает потребность в своевременном и всестороннем освещении наиболее актуальных вопросов общественного развития, прежде всего в экономической, политической, социальной и духовной сферах. Информационная открытость общества — своего рода индикатор его гражданской зрелости и социальной толерантности. В настоящее время существует абсолютное единство мнений относительно ключевой роли средств массовой информации в публичной сфере в части осуществления диалога граждан, общества и государства. В процессе этого диалога формируется определенная модель правосознания граждан, являющаяся неотъемлемым элементом соответствующей государственной политики. Именно СМИ призваны обеспечить социальную коммуникацию внутри общества, донести до сведения населения программные установки общественного развития на ближне-, средне- и долгосрочную перспективу.
Особую актуальность и значение фактор объективного и своевременного освещения происходящих в обществе социальных процессов приобретает в ходе проведения электоральных кампаний. Именно в этот период критически возрастает роль средств массовой информации, призванных объективно, своевременно и в полном объеме донести до сознания граждан базовые установки проводимой государственной политики, выступив тем самым в качестве союзника государства в вопросе обеспечения социального компромисса и общественной стабильности.
К сожалению, сегодня некоторым СМИ (особенно интернет-ресурсам) характерен достаточно поверхностный и одиозный подход к освещению тех или иных общественных событий, без серьезного системного анализа причин, послуживших их предпосылками. Зачастую в погоне за сенсационностью отдельные представители СМИ умышленно акцентируют внимание населения на инициативах, граничащих с профессиональным дилетантизмом и политическим авантюризмом, оставляя за скобками освещение базовых вопросов реализации государственной политики в той или иной сфере. В качестве примера некорректного освещения рядом СМИ событий, вызвавших большой общественный резонанс, можно назвать информационную подачу инициативы одного из предвыборных штабов о предложении проведения общереспубликанского референдума по возвращению к Конституции 1994 года.
Конституция государства — это Основной Закон страны, то есть нормативный правовой акт. С учетом места Конституции в правовой системе государства, ее юридической силы и усложненного порядка внесения изменений и дополнений этот нормативный правовой акт должен быть актуальным и эффективным регулятором общественных отношений на десятилетия вперед. Именно на конституционном каркасе выстраивается вся система отраслевого законодательства.
Бурное развитие новых технологий является очередным этапом прогрессивного цивилизационного развития человечества, который качественным образом меняет нашу жизнь во всех без исключения ее сферах: личной, профессиональной, политической, финансовой, духовной, общественной и т.д. Современное состояние общества и ближайшие перспективы его развития неразрывно связаны с такими понятиями, как «цифровая революция», «постиндустриальное общество», «экономика шестого технологического уклада», выражающимися в создании глобальных промышленных сетей с использованием искусственного интеллекта (АI), широким распространением интернета вещей (Internetofthings), внедрением киберфизических систем и нейротехнологий с принципиально новым механизмом взаимодействия человека и созданной им машиной (устройством), распространением сервисов автоматической идентификации, сбора и обработки глобальных баз данных (bigdata), облачных сервисов (cloudcomputing), умных устройств и промышленных объектов (smarteverything), развитием социальных сетей и разнообразных платформ и сервисов в цифровой среде интернета.
Данные обстоятельства объективируют необходимость закрепления на уровне Основного Закона наряду с естественными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами целой группы так называемых цифровых прав и гарантий их реализации и защиты. Занятость, образование, здравоохранение, управление, сфера производства, выполнения работ и оказания услуг — это экономический, политический и социальный каркас общества, от которого зависят его устойчивость и прогрессивный эволюционный характер развития.
Сегодня все большее количество авторитетных ученых-конституционалистов, представителей конституционной юстиции говорят о «Цифровой Конституции» как реальности нашего времени.
Белорусскому обществу же через определенные средства массовой информации предлагается развернуться в своем цивилизационном развитии и проголосовать за нормативный правовой акт, актуальный для периода конца прошлого тысячелетия.
О необходимости корректировки нынешней редакции Основного Закона в связи с изменившейся объективной реальностью неоднократно говорил Глава государства. Более того, им были даны конкретные поручения судьям Конституционного Суда проанализировать актуальность нынешней редакции Основного Закона и внести предложения по его корректировке, соответствующие современному уровню развития общественных отношений. В настоящее время работу над пакетом конституционных новаций ведет экспертная группа, состоящая из специалистов в области конституционного права, представляющих различные общественные институты: науку, образование, представительные органы и органы государственного управления. На завершающей стадии (на этапе публичного обсуждения подготовленного проекта) будут аккумулированы и учтены конституционные инициативы и предложения граждан нашей страны.
Именно эти вопросы и механизм их реализации (если мы все-таки стремимся к цивилизованному и высокотехнологичному уровню развития как самостоятельное и независимое государство) должны быть в фокусе постоянного внимания средств массовой информации, формирующих посредством коммуникации соответствующий уровень политической культуры и гражданского самосознания в обществе.
Сергей СИВЕЦ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по законодательству и государственному строительству.