Промышленность, транспорт, техническое регулирование: по каким направлениям идет цифровизация в ЕАЭС
18.11.2021 08:30:00
Премьер-министр Роман Головченко примет участие в заседании Евразийского межправительственного совета, который пройдет 18–19 ноября в Ереване. Главы правительств «пятерки» обсудят 20 вопросов. В повестке такие новые направления, как проект Стратегии биологической безопасности ЕАЭС и климатическая повестка. Также в повестке дня — вопросы электронной торговли. Ожидается, что руководители Правительств утвердят дорожную карту по созданию благоприятных условий для ее развития в рамках ЕАЭС.
Современный мир меняется каждый день: если прошлые два столетия стали этапом стремительного развития промышленности, то XXI век открыл эпоху информационных технологий и цифровизации. Причем скорость и масштабность этих изменений беспрецедентны для истории человечества. Буквально на наших глазах выросли мобильная связь и интернет, появилось множество вещей, о которых еще 20 лет назад никто и подумать не мог, а сегодня мы не представляем без них своей жизни. Роботизацию и искусственный интеллект обсуждают уже не писатели-фантасты, а ученые, чиновники и бизнесмены.
Как любая технологическая революция, цифровизация радикально меняет жизнь вокруг нас, затрагивая все сферы. Это в полной мере и, может быть, даже в первую очередь относится к экономике. С каждым годом все больше отраслей необратимо меняют свой облик — становятся цифровыми. Причем процесс носит ярко выраженный глобальный характер, ведь любое цифровое решение по определению легко преодолевает физические границы. Поэтому неудивительно, что наряду с многочисленными национальными цифровыми проектами и программами интеграционные объединения по всему миру занялись проблемами цифровизации. В том числе Евразийский экономический союз. Какие цифровые проекты реализуются в ЕАЭС и как пандемия повлияла на внедрение «цифры» — об этом в интервью «Р» рассказала официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина.
— В Евразийском экономическом союзе о создании собственной цифровой повестки впервые заявили пять лет назад. Члены Высшего совета были единодушны — без эффективного освоения в интересах экономик «пятерки» передовых цифровых инструментов и технологий о равноправной конкуренции на мировой арене говорить будет если не невозможно, то очень затруднительно.
При этом было понимание, что процессы цифровой трансформации не являются самоцелью — они должны приводить к достижению глобальных целей союза: повышению эффективности экономических процессов и качества жизни граждан, росту конкурентоспособности продукции и устранению барьеров для бизнеса, совершенствованию управленческих процессов, защите прав потребителей и так далее.
Будучи одним из самых молодых интеграционных объединений в мире, Евразийскому экономическому союзу предстояло в короткий срок создать такую систему цифровой трансформации, которая позволила бы ему эффективно действовать в условиях, когда за первенство в цифровой повестке борются ведущие мировые державы и союзы.
Формирование цифровой повестки ЕАЭС было уникальным процессом. С одной стороны, она базировалась на общих целях и задачах, сформулированных политическим руководством «пятерки», с другой — на поощрении инициативы науки, бизнеса и граждан.
Цифровая повестка союза — от проработки инициативы до завершения проекта — реализуется на принципах консенсуса. Любая страна может выступить инициатором проекта, на всех этапах жизненного цикла проекта решения принимаются консенсусом, а реализация идет с непосредственным участием представителей стран союза (уполномоченных государственных органов, научных организаций, членов консорциумов, соучредителей совместных международных компаний, фондов и других).
Каждый проект цифровой повестки призван решать конкретную задачу, стоящую перед странами союза, отвечать на один или несколько вызовов современности, помогать добиваться наших общих целей. Но у каждого проекта есть и еще одно — глобальное — измерение. Все вместе они формируют единое цифровое пространство союза. Их взаимодействие дает синергетический эффект. И запуск нового проекта — это не просто появление отдельно взятого нового сервиса, а еще один компонент нашего большого цифрового будущего.
— Отмечу, что сейчас в ЕАЭС реализуется довольно много цифровых проектов. Остановлюсь на ключевых.
Унифицированная система поиска «Работа без границ», стартовавшая 1 июля текущего года. Это международная поисковая система, которая предоставляет доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, содержащихся в информационных системах государств-членов в сфере трудоустройства и занятости. Ее использование идет достаточно активно. Уже зафиксировано более 100 тысяч обращений к системе, около 50 тысяч активных пользователей. «Работа без границ» открыла для граждан и работодателей союза доступ к базам вакансий и резюме всех стран «пятерки», тем самым расширив возможности и среду для поиска работы и персонала.
Еще один значимый проект — цифровое техническое регулирование. Его основная цель — оцифровка стандартов и требований к продукции, а также процессов их формирования и применения. Любой участник рынка — государственные ведомства, проектировщики, производители, экспортеры и импортеры, торговые сети, потребители и другие — получает полный и свободный доступ к создаваемым ресурсам, может участвовать в процессе формирования стандартов, а потом легко перенести данные в собственную цифровую среду, использовать их в машиночитаемом и машинопонимаемом формате на любом этапе жизненного цикла товара — от проектирования до непосредственного выхода на рынок.
Кроме того, совместно с государствами-членами ведется работа по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Благодаря цифровым транспортным коридорам возможно будет удовлетворить потребности всей национальной экономики в перевозках и сопутствующих сервисах, интегрировать национальных производителей товаров и услуг в мировое экономическое пространство. Это позволит нарастить экспорт услуг национальных транспортно-логистических комплексов. Нам необходимо в полном объеме реализовать транзитный потенциал стран союза.
В промышленном сотрудничестве стран союза для нас приоритет — развитие производственной кооперации и создание совместных предприятий — евразийских транснациональных компаний. Именно таким образом можно обеспечить взаимодополняемость экономик и выстроить новые цепочки добавленной стоимости.
Лидеры стран союза неоднократно отмечали ключевую роль цифровизации реального сектора для успешного развития экономик государств, а также для обеспечения эффективного взаимодействия. Именно поэтому взаимодействие в области промышленной кооперации было определено приоритетным направлением при реализации цифровой повестки союза. Основной целью проекта является создание цифровой экосистемы для обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов государств ЕАЭС в целях промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий.
Созданы все условия для успешной его реализации: страны союза определили уполномоченные органы и назначили национальных операторов сети, органы ЕЭК приняли необходимые нормативные акты, в том числе техническое задание по реализации проекта. В прошлом году государства ЕАЭС создали Международный евразийский индустриальный фонд, который будет совместно реализовывать проект. Его учредителями являются национальные операторы проекта от каждого из государств ЕАЭС. Фонд зарегистрирован в качестве резидента Парка высоких технологий в Беларуси.
Проект будет реализован в 2021–2022 годах, что должно поспособствовать налаживанию кооперационных контактов в странах союза в режиме реального времени.
Стратегия-2025 предполагает и другие цифровые инициативы со стороны ЕАЭС. Среди них — система маркировки и прослеживаемости товаров, развитие трансграничного пространства доверия, разработка и утверждение концепции территориально распределенной цифровой платформы союза, включающей национальные сегменты и интегрированные компоненты, вопросы цифровой трансформации в сфере интеллектуальной собственности и многие другие актуальные проекты.
— Отмечу, что сейчас в ЕАЭС приняты решения о внедрении 89 общих процессов интегрированной информационной системы интеграционного объединения. Однако только 19 из них подключено. Приняты решения по совершенствованию работы. Сейчас уже по 48 общим процессам разработаны технические проекты и правила реализации, большинство из них в фазе тестирования. Идет подготовка обновленной целевой архитектуры интегрированной информационной системы. Необходима эквивалентная активная работа в рамках национальных систем информатизации государств — членов ЕАЭС, а нерешенных задач там много.
Главы государств ЕАЭС утвердили Стратегию развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Она содержит 11 ключевых направлений развития, и практически все из них базируются на цифровой платформе. Одно из направлений предусматривает создание фундаментальных основ цифровых инфраструктур и экосистем. Таких, например, как система маркировки и прослеживаемости товаров, развитие трансграничного пространства доверия, разработка и утверждение концепции территориально распределенной цифровой платформы союза, включающей национальные сегменты и интегрированные компоненты, вопросы цифровой трансформации в сфере интеллектуальной собственности и многие другие актуальные проекты.
Отмечу, что на заседании Евразийского межправсовета, которое пройдет 18–19 ноября в Ереване, главы правительств стран ЕАЭС рассмотрят вопросы электронной торговли. Ожидается, что они утвердят дорожную карту по созданию благоприятных условий для ее развития в рамках ЕАЭС.
sichevich@sb.by
Современный мир меняется каждый день: если прошлые два столетия стали этапом стремительного развития промышленности, то XXI век открыл эпоху информационных технологий и цифровизации. Причем скорость и масштабность этих изменений беспрецедентны для истории человечества. Буквально на наших глазах выросли мобильная связь и интернет, появилось множество вещей, о которых еще 20 лет назад никто и подумать не мог, а сегодня мы не представляем без них своей жизни. Роботизацию и искусственный интеллект обсуждают уже не писатели-фантасты, а ученые, чиновники и бизнесмены.
Как любая технологическая революция, цифровизация радикально меняет жизнь вокруг нас, затрагивая все сферы. Это в полной мере и, может быть, даже в первую очередь относится к экономике. С каждым годом все больше отраслей необратимо меняют свой облик — становятся цифровыми. Причем процесс носит ярко выраженный глобальный характер, ведь любое цифровое решение по определению легко преодолевает физические границы. Поэтому неудивительно, что наряду с многочисленными национальными цифровыми проектами и программами интеграционные объединения по всему миру занялись проблемами цифровизации. В том числе Евразийский экономический союз. Какие цифровые проекты реализуются в ЕАЭС и как пандемия повлияла на внедрение «цифры» — об этом в интервью «Р» рассказала официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина.
В ногу со временем
— Ия Витальевна, когда пришло понимание необходимости внедрения цифровых решений в ЕАЭС? Какие цели ставит перед собой союз?— В Евразийском экономическом союзе о создании собственной цифровой повестки впервые заявили пять лет назад. Члены Высшего совета были единодушны — без эффективного освоения в интересах экономик «пятерки» передовых цифровых инструментов и технологий о равноправной конкуренции на мировой арене говорить будет если не невозможно, то очень затруднительно.
При этом было понимание, что процессы цифровой трансформации не являются самоцелью — они должны приводить к достижению глобальных целей союза: повышению эффективности экономических процессов и качества жизни граждан, росту конкурентоспособности продукции и устранению барьеров для бизнеса, совершенствованию управленческих процессов, защите прав потребителей и так далее.
Будучи одним из самых молодых интеграционных объединений в мире, Евразийскому экономическому союзу предстояло в короткий срок создать такую систему цифровой трансформации, которая позволила бы ему эффективно действовать в условиях, когда за первенство в цифровой повестке борются ведущие мировые державы и союзы.
Формирование цифровой повестки ЕАЭС было уникальным процессом. С одной стороны, она базировалась на общих целях и задачах, сформулированных политическим руководством «пятерки», с другой — на поощрении инициативы науки, бизнеса и граждан.
Цифровая повестка союза — от проработки инициативы до завершения проекта — реализуется на принципах консенсуса. Любая страна может выступить инициатором проекта, на всех этапах жизненного цикла проекта решения принимаются консенсусом, а реализация идет с непосредственным участием представителей стран союза (уполномоченных государственных органов, научных организаций, членов консорциумов, соучредителей совместных международных компаний, фондов и других).
Каждый проект цифровой повестки призван решать конкретную задачу, стоящую перед странами союза, отвечать на один или несколько вызовов современности, помогать добиваться наших общих целей. Но у каждого проекта есть и еще одно — глобальное — измерение. Все вместе они формируют единое цифровое пространство союза. Их взаимодействие дает синергетический эффект. И запуск нового проекта — это не просто появление отдельно взятого нового сервиса, а еще один компонент нашего большого цифрового будущего.
Ощутимый эффект
— Расскажите подробнее, какие цифровые проекты реализуются в рамках союза на сегодняшний день?— Отмечу, что сейчас в ЕАЭС реализуется довольно много цифровых проектов. Остановлюсь на ключевых.
Унифицированная система поиска «Работа без границ», стартовавшая 1 июля текущего года. Это международная поисковая система, которая предоставляет доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, содержащихся в информационных системах государств-членов в сфере трудоустройства и занятости. Ее использование идет достаточно активно. Уже зафиксировано более 100 тысяч обращений к системе, около 50 тысяч активных пользователей. «Работа без границ» открыла для граждан и работодателей союза доступ к базам вакансий и резюме всех стран «пятерки», тем самым расширив возможности и среду для поиска работы и персонала.
Еще один значимый проект — цифровое техническое регулирование. Его основная цель — оцифровка стандартов и требований к продукции, а также процессов их формирования и применения. Любой участник рынка — государственные ведомства, проектировщики, производители, экспортеры и импортеры, торговые сети, потребители и другие — получает полный и свободный доступ к создаваемым ресурсам, может участвовать в процессе формирования стандартов, а потом легко перенести данные в собственную цифровую среду, использовать их в машиночитаемом и машинопонимаемом формате на любом этапе жизненного цикла товара — от проектирования до непосредственного выхода на рынок.
Кроме того, совместно с государствами-членами ведется работа по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Благодаря цифровым транспортным коридорам возможно будет удовлетворить потребности всей национальной экономики в перевозках и сопутствующих сервисах, интегрировать национальных производителей товаров и услуг в мировое экономическое пространство. Это позволит нарастить экспорт услуг национальных транспортно-логистических комплексов. Нам необходимо в полном объеме реализовать транзитный потенциал стран союза.
В промышленном сотрудничестве стран союза для нас приоритет — развитие производственной кооперации и создание совместных предприятий — евразийских транснациональных компаний. Именно таким образом можно обеспечить взаимодополняемость экономик и выстроить новые цепочки добавленной стоимости.
Лидеры стран союза неоднократно отмечали ключевую роль цифровизации реального сектора для успешного развития экономик государств, а также для обеспечения эффективного взаимодействия. Именно поэтому взаимодействие в области промышленной кооперации было определено приоритетным направлением при реализации цифровой повестки союза. Основной целью проекта является создание цифровой экосистемы для обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов государств ЕАЭС в целях промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий.
Созданы все условия для успешной его реализации: страны союза определили уполномоченные органы и назначили национальных операторов сети, органы ЕЭК приняли необходимые нормативные акты, в том числе техническое задание по реализации проекта. В прошлом году государства ЕАЭС создали Международный евразийский индустриальный фонд, который будет совместно реализовывать проект. Его учредителями являются национальные операторы проекта от каждого из государств ЕАЭС. Фонд зарегистрирован в качестве резидента Парка высоких технологий в Беларуси.
Проект будет реализован в 2021–2022 годах, что должно поспособствовать налаживанию кооперационных контактов в странах союза в режиме реального времени.
Стратегия-2025 предполагает и другие цифровые инициативы со стороны ЕАЭС. Среди них — система маркировки и прослеживаемости товаров, развитие трансграничного пространства доверия, разработка и утверждение концепции территориально распределенной цифровой платформы союза, включающей национальные сегменты и интегрированные компоненты, вопросы цифровой трансформации в сфере интеллектуальной собственности и многие другие актуальные проекты.
Тренды на завтра
— Не секрет, что пандемия обнажила проблемы интеграции, потребовала многие решения принимать быстро и смело. Цифровизация при этом стала реальным механизмом управленческой деятельности и по-другому проявилась ее прикладная роль. Какие в ЕЭК сделали из этого выводы?— Отмечу, что сейчас в ЕАЭС приняты решения о внедрении 89 общих процессов интегрированной информационной системы интеграционного объединения. Однако только 19 из них подключено. Приняты решения по совершенствованию работы. Сейчас уже по 48 общим процессам разработаны технические проекты и правила реализации, большинство из них в фазе тестирования. Идет подготовка обновленной целевой архитектуры интегрированной информационной системы. Необходима эквивалентная активная работа в рамках национальных систем информатизации государств — членов ЕАЭС, а нерешенных задач там много.
Главы государств ЕАЭС утвердили Стратегию развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Она содержит 11 ключевых направлений развития, и практически все из них базируются на цифровой платформе. Одно из направлений предусматривает создание фундаментальных основ цифровых инфраструктур и экосистем. Таких, например, как система маркировки и прослеживаемости товаров, развитие трансграничного пространства доверия, разработка и утверждение концепции территориально распределенной цифровой платформы союза, включающей национальные сегменты и интегрированные компоненты, вопросы цифровой трансформации в сфере интеллектуальной собственности и многие другие актуальные проекты.
Отмечу, что на заседании Евразийского межправсовета, которое пройдет 18–19 ноября в Ереване, главы правительств стран ЕАЭС рассмотрят вопросы электронной торговли. Ожидается, что они утвердят дорожную карту по созданию благоприятных условий для ее развития в рамках ЕАЭС.
sichevich@sb.by