Белорусская торгово-промышленная палата — об адаптации наших экспортеров к новым условиям, широком использовании цифровых технологий и перспективах ведения онлайн-бизнеса
28.04.2021 09:25:00
Открывая новые возможности
— Владимир Евгеньевич, 21 апреля прошел первый обучающий семинар для наших экспортеров в рамках нового проекта БелТПП «Экспорт online». Количество участников показало, что производители заинтересованы в выходе на мировые электронные площадки. Какие у вас ожидания от этого проекта?
— В нашем первом онлайн-мероприятии для экспортеров приняли участие представители более 70 белорусских компаний. И это лучшее доказательство того, что производители заинтересованы в выходе на мировые электронные площадки. Сегодня электронная торговля является неотъемлемой частью международной торговой деятельности. Из-за пандемии мировой рынок e-commerce колоссально вырос. Его объем оценивают в 25 триллионов долларов. Только за прошлый год заказы товаров и услуг через интернет-магазины увеличились на 250 процентов. Его потребители — 3,5 миллиарда человек.
В Беларуси сегодня семь процентов розничного товарооборота приходится на электронную торговлю. И очень важно помочь нашим производителям цифровизировать экспортную деятельность. Это главная задача нового проекта. «Экспорт online» состоит в том числе из образовательных семинаров для бизнеса. Первый из них мы провели с официальным сервисным партнером крупнейшей электронной В2В-платформы Alibaba. Семинар был посвящен алгоритму действий по запуску бизнеса на площадке, особенностям ее тарифной политики.
Что касается ожиданий, то наш проект, уверен, позволит предприятиям-участникам развить компетенции персонала в области экспортной электронной торговли, получить необходимые навыки работы, установить деловые контакты с представителями международных торговых площадок и вывести свою продукцию на всемирно известные платформы России, Китая, США и ЕС.
— Легко ли выйти на эти площадки? И насколько электронные платформы заинтересованы в приходе белорусских экспортеров?
— Это вопрос мотивации. Приведу простой пример. Есть разные инструменты поддержки экспорта: финансовые, административные, инфраструктурные. Но можно иметь их все и не получить результата. Потому что все замыкается на человеке, его компетенциях, возможностях и мотивации. Нет запредельных сложностей в освоении площадок, надо лишь придерживаться определенного алгоритма действий. Главное, чтобы предприятия сами были в этом заинтересованы. Поэтому наша задача — продемонстрировать возможности электронных платформ, а дальше все будет зависеть только от предприятий.
В ногу со временем
— С начала пандемии прошло почти полтора года. За это время наши предприятия успели адаптироваться к новым условиям? Насколько активно они стали внедрять онлайн-сервисы?
— Конечно, всем пришлось переформатироваться, в том числе и нам. Мы научились пользоваться инструментами виртуальной коммуникации, и теперь в БелТПП онлайн-мероприятия проходят как минимум дважды в неделю. Нам важно было принять этот вызов и пройти первый этап использования цифровых инструментов. Но одной готовности мало для заключения контрактов. Договоренности рождаются, когда идет адресный разговор. Поэтому после проведения онлайн-стримов и вебинаров необходимо использовать эти инструменты в практическом плане. Речь об отраслевых встречах, где происходит общение более заинтересованных партнеров. И уже после этого можно переходить к прямым деловым контактам. Безусловно, такая перестройка деловой коммуникации очень заметна. Но в сложившихся условиях по-другому вести бизнес просто невозможно.
Отмечу, что за время пандемии накопился огромный отложенный запрос на возвращение к нормальной деловой жизни. В качестве примера приведу наш недавний визит в Таджикистан. Благодаря дружбе двух президентов этот рынок хорошо освоен, да и емкость его не столь велика. Тем не менее деловая миссия насчитывала более 100 участников. Это говорит о том, что люди ожидают возвращения к нормальной жизни. И отложенный запрос начинает приносить результат. За два месяца 2021 года внешнеторговый товарооборот Беларуси составил 115 процентов к уровню прошлого года, экспорт показал рост в 20 процентов. В том числе в ЕС экспорт вырос на 73 процента. Для понимания уточню: за два месяца в Европу поставлено продукции на 1 миллиард 303 миллиона долларов. Это свидетельство того, что все перестроились и адаптировались к новым условиям.
— В этом году наша страна впервые была представлена виртуально на крупной международной выставке. Если сравнивать с традиционным форматом проведения таких мероприятий, в чем отличия и есть ли преимущества?
— В последнее время в выставочном бизнесе активно внедряется гибридный принцип участия. Например, продовольственная выставка Gulfood в Дубае прошла в очном и заочном форматах одновременно. Павильон наших производителей можно было посетить онлайн. Была создана платформа для общения с представителями предприятий-производителей. Виртуальное зеркало позволило упростить поиск продукции и повысило эффективность работы экспонентов. В результате заключены контракты на поставку продукции на 7 миллионов долларов.
Уверен, что виртуальные инструменты и новые форматы останутся с нами и после окончания пандемии в качестве дополнительной меры поддержки и продвижения, так как позволяют существенно экономить время и деньги.
— То есть сегодня полноценно вести бизнес онлайн еще невозможно?
— Считаю, что частично это возможно. К полному переходу пока никто не готов. Возникают вопросы с конфиденциальностью ведения бизнеса. Ведь крупные сделки любят тишину. Но по небольшим и отлаженным контрактам можно работать в более автоматическом режиме. Это серьезное дополнение к традиционному ведению переговоров.
Если говорить о недостатках ведения бизнеса онлайн, то он один. Человек — существо социальное. И прямой контакт невозможно заменить сетевой коммуникацией. Как и невозможно провести виртуальную дегустацию продукции. Хотя мы пробуем и уже успешно организовали ряд виртуальных выставок, а также приняли онлайн-участие во многих международных мероприятиях.
За два месяца в Европу поставлено продукции на 1 миллиард 303 миллиона долларов.
Достойный результат
— Какие тенденции сегодня преобладают в продвижении белорусских товаров и услуг? Какие новые рынки открываются для нашей страны?
— Пандемия изменила потребительский рынок в сторону закупки критически важных продуктов. Речь в первую очередь идет о лекарственных средствах, продуктах питания. Если в 2019 году мы экспортировали продовольствие в 92 страны, то по итогам 2020-го — уже в 116. Пять лет назад мы не могли преодолеть планку в 3 миллиарда долларов, а сегодня наш экспорт продовольствия составляет 5,8 миллиарда долларов.
Что касается новых стран, то они открываются по конкретным видам продукции. Великобритания в последнее время стала мировым хабом в сегменте деревообработки. Поэтому сейчас наши производители заинтересованы в выходе на этот рынок.