Какой специалист нужен в эпоху цифровой экономики — статистика и мнения
02.08.2024 07:42:00
Вера АРТЕАГА
Цифровизация сегодня проникает во все сферы нашей жизни. В том числе в экономическую. Эксперты говорят о том, что цифра — мощный инструмент для решения многих задач. И система образования, которая готовит кадры для работы в новых реалиях, не может остаться в стороне от этих процессов. Цифровизация меняет подходы к обучению. Что станет основой подготовки специалистов, которым предстоит работать в условиях активного развития цифровизации? Попытаемся разобраться.
Трансформация правит бал
На данном этапе мировую экономику мы характеризуем как экономику, которая базируется на изменениях, связанных с цифровизацией всех сфер жизни. Переход на цифровые платформы, оцифровка бизнес-процессов уже необратимый процесс, говорят эксперты. Беларусь не исключение.Развитию цифрового направления в нашей стране способствует ряд нормативных правовых документов, которые устанавливают национальные приоритеты по внедрению информационно-коммуникационных (ИКТ) и передовых производственных технологий во все сферы жизни. Среди них Программа социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы, госпрограммы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021—2025 годы, инновационного развития на 2021—2025 годы и другие. В дополнение к Декрету Президента № 8 «О развитии цифровой экономики», который обеспечивает создание беспрецедентных условий для развития IТ-отрасли и дает серьезные конкурентные преимущества стране в создании цифровой экономики, принят Указ № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации». В 2023 году принят Указ Президента № 381 «О цифровом развитии», определяющий порядок реализации и финансирования мероприятий в сфере цифрового развития.
Завершается создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, уровень развития которой отражает процессы цифровой трансформации экономики. Так, согласно данным Белстата, в 2022 году практически все организации страны использовали сеть Интернет. Широкополосный доступ к сети имеют все учреждения образования и здравоохранения, что позволяет им реализовывать программы электронного образования и здравоохранения. Сотовой подвижной электросвязью охвачено почти 100 процентов территории Беларуси.
Высокие результаты страны отмечают и за рубежом. Так, по итогам обзора Организации Объединенных Наций по электронному правительству за 2022 год по субиндексу человеческого капитала Беларусь вошла в топ-30 стран из 193, представленных в рейтинге, опережая такие государства, как Израиль, Франция, Япония, Лихтенштейн, Турция, Монако, Люксембург, Болгария, Румыния, Мексика. Согласно «Глобальному инновационному индексу 2023», опубликованному Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Беларусь заняла 22-е место среди 132 государств по показателю «Доступ к ИКТ» и 28-е место по показателю «Использование ИКТ».
Доля ВВП IT-сектора в Беларуси в этот же период, по данным Белстата, составила более 6 процентов, валовая добавленная стоимость данного сектора — более 7 процентов. Списочная численность работников организаций сектора ИКТ соответствует уровню многих европейских стран и составляет около 4 процентов. То есть мы можем с уверенностью говорить, что цифровая экономика уже стала драйвером белорусской экономики.
Среднее классическое образование в цене
Быстрое развитие и распространение цифровых технологий ведет к необходимости подготовки специализированных кадров, которые будут обладать особыми цифровыми компетенциями, чтобы удовлетворять потребностям экономики. Так на какой из ступеней образования нужно начинать эту специализацию? И какие механизмы в стране для этого существуют?Чтобы работать с одаренной молодежью из всех регионов страны, три года назад в Беларуси по инициативе Главы государства был создан Национальный детский технопарк. Как отмечает заместитель директора по воспитательной работе этого учреждения образования Александр Игнатчик, очевидно, что во всем мире ощущается нехватка инженерных кадров:
— Мы внимательно смотрим, как развивается мир, и понимаем, что не должны находиться в стороне. В технопарке 15 направлений подготовки. Это все те прорывные направления, за которыми будущее технологических укладов, их достаточно серьезно развиваем. Образование проходит посменно. Детский технопарк — это такой большой профориентационный центр, дающий возможность ребятам посмотреть, как они могут себя развивать, какие специальности в будущем им хотелось бы выбрать. К слову, самое популярное направление, на которое к нам поступают ребята, — IT. И это не случайность: успехи последних лет в этой сфере — и открытие ПВТ, и преференции, созданные для IT-отрасли, — дали свои плоды. Впрочем, главные цели, которые мы преследуем, — это, в частности, более активное взаимодействие с министерствами и ведомствами, являющимися заказчиками кадров. И процесс идет.
Замдиректора Национального детского технопарка обратил внимание на особую траекторию поступления выпускников технопарка в вузы страны — по рекомендациям наблюдательного совета и без прохождения централизованного экзамена. По сути, уже на начало вступительной кампании ребята понимают, что могут быть зачислены на те или иные специальности.
Вместе с тем Александр Игнатчик подчеркивает:
— Технопарк только верхушка. Нам очень важно развивать систему дополнительного образования в целом во всех регионах. Поэтому сейчас запускаются проекты образовательных STEM-центров — специализированных классов на базе учреждений общего среднего образования. Например, с нынешнего года начали работать инженерные классы. И это абсолютно правильная тенденция для того, чтобы уже со средней школы готовить ребят к поступлению в вузы.
В то же время эксперт высказал убежденность, что среднее образование в цифровую эпоху должно быть стандартным и классическим:
— Здесь ничего менять не нужно. Другое дело, что нам сегодня в средней школе необходимо не просто сохранить систему математического уклада, а усилить ее. Человек должен получить сначала хорошее классическое образование, хорошие знания по базовым предметам — математике, физике, химии. Таков подход к обучению во многих школах мира. А уже дальше, на стадии университетов, нужно давать возможность каждому молодому человеку выбирать для себя будущее.
Вместе с тем Александр Игнатчик обозначил проблему нехватки педагогических кадров — математиков, информатиков.
Другой подход
Вузы нашей страны активизируют подготовку специалистов для сектора информационно-коммуникационных технологий. Например, Белорусский государственный университет готовит специалистов по кибербезопасности.— Эта специальность уникальна тем, что подготовка по ней ведется сразу на двух факультетах и по различным профилям бакалавриата, — рассказывает заведующий кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ Юрий Воротницкий. — Тем не менее специальности друг друга не дублируют, а дополняют. К примеру, на проведенной недавно Республиканской олимпиаде по защите информации победила смешанная команда двух факультетов.
В Брестском государственном техническом университете также ведется подготовка специалистов по профилю информационно-коммуникационных технологий: это искусственный интеллект, программная инженерия и электронная экономика. Причем, по словам декана экономического факультета Брестского государственного технического университета Виктории Зазерской, третья специальность находится на стыке двух направлений.
Эксперты сегодня сходятся в одном: современный специалист должен обладать междисциплинарными знаниями, а также новыми профессиональными и универсальными компетенциями. А следовательно, и его подготовка должна быть многопрофильной.
— Открыв с 2018 года специальность «экономика электронного бизнеса» (сейчас «электронная экономика»), мы попытались применить новую концепцию подготовки кадров и наполнить учебный план новым содержанием, используя межфакультетский подход, — поясняет Виктория Зазерская. — Такая структура позволяет будущим специалистам формировать компетенции гибридного характера. В итоге они имеют навыки по управлению процессом цифровой трансформации, умеют проводить бизнес-анализ, разрабатывать требования к программному обеспечению для его производства.
Новый запрос на кадры
Подготовка кадров и открытие новых специальностей, по мнению Юрия Воротницкого, тема достаточно важная. Он отмечает, что в этом году на распределении студентов в БГУ отметили существенные изменения запроса на кадры.— Мы увидели достаточно серьезные изменения ландшафта рынка труда, — подчеркивает он. —
А также еще раз проанализировали, кто сегодня нужен нашим заказчикам кадров. Так вот, из почти 40 представителей различных организаций на распределении выпускников этого года большая часть представляла не IT-компании в традиционном смысле этого слова. Эти предприятия разрабатывают программно-аппаратные комплексы, взаимодействующие с реальным миром. Они заинтересованы в подготовке специалистов, которые в равной степени могут создавать и аппаратные, и программные средства и начинять их самыми современными алгоритмами управления.
Педагог еще раз напомнил важность обучения через всю жизнь:
— Мы должны понимать при проектировании наших специальностей, что сегодня образование не дается на всю жизнь. Речь идет о непрерывном образовании выпускников вузов. Помимо бакалавриата и магистратуры, это курсы и обучение в рамках производственной практики, на рабочем месте, повышение квалификации и переподготовка. Мы должны интегрировать новые специальности вот в такую схему. Естественно, ее можно было бы дополнить, начиная с общего среднего и среднего специального образования.
А вот процесс адаптации к новым реалиям в образовании, по его мнению, может быть непростым, связанным с реальными вызовами. Например, каким образом педагогу относиться к студентам, которые широко используют технологии искусственного интеллекта для выполнения различных заданий? И как возможности ИКТ правильно интегрировать в учебный процесс? По мнению Юрия Воротницкого, это будет частью жизни и образовательного процесса, ведь прогресс остановить невозможно.
Очевидно одно: страна нуждается в высококвалифицированных кадрах, которые станут у руля цифровой трансформации экономики.
— И концептуально новым перспективным аспектом в совершенствовании подготовки кадров станет преимущественно трансдисциплинарный и мультидисциплинарный подход, — убеждена Виктория Зазерская.
arteaga@sb.by