Центробежная сила
16.12.2004
"Создание единого архитектурного комплекса исторического центра г. Минска осуществляется в целях духовного возрождения, патриотического и нравственного воспитания на основе культурно-исторических ценностей народа Беларуси".
(Из концепции реконструкции и развития исторического центра г. Минска, утвержденной Указом Президента "О развитии исторического центра г. Минска" от 14 июля 2004 года.)
Четыре ведущих проектных института страны - "БелНИИПградостроительства", "Белпроект", "Минскгражданпроект" и "Минскпроект" приняли участие в выставке конкурсных проектов застройки исторического центра Минска, которая открылась в помещении Минской ратуши.
Событие это для нашего города, несомненно, знаменательное, потому что так уж исторически получилось, что градостроительному решению о том, какое место считать сердцем столицы и каким ему быть, во все послевоенные годы внимания уделялось мало. Более того, на протяжении десятилетий одни ученые предполагали, что от центра Минска ничего не осталось, кроме ветхой, не представляющей ценности застройки; другие считали, что центр находится там, где в гордыне своей мы сами поместили его, невзирая на почти тысячелетнюю историю нашего города.
Короче, в среде специалистов не было единого мнения до тех пор, пока исторический центр столицы не стал подспудно проявлять себя, пробиваясь сквозь напластования конъюнктурных измышлений, вначале робко - Троицким предместьем, потом увереннее - реконструированными храмами, застройкой Верхнего города, Минской ратушей - и, наконец, четко определился в концепции, утвержденной указом Президента: "В состав исторического центра г. Минска входят: Верхний город с примыкающим к нему кварталом в границах улиц Комсомольской, Интернациональной, Городской Вал и Революционной, Троицкое и Раковское предместья, Минское замчище".
До этого момента, следует признаться, мы поступали с центром нашего города предельно легкомысленно - по живому "нарезали" его на доли транспортными развязками, "засоряли" необязательными, противоречащими его историческому облику и значению зданиями. Мы вели себя так, как будто у нас два сердца и нам позволено с одним экспериментировать, оставляя второе про запас. Однако запасного сердца не бывает!
Что же предложили нам архитекторы?
Следует заметить, что во всех четырех предложенных на конкурс проектах - в одних осторожнее, в других решительнее, но тем не менее недвусмысленно - прочитывается основополагающая градостроительная идея: ныне расчлененный на части центр города объединяется в единое целое, превращается в пешеходную туристическую зону, насыщенную объектами духовно значимыми, культурными, торговыми, развлекательными. Весь предлагаемый архитекторами район центра Минска, таким образом, станет средоточием, которое вместе с уже существующими зданиями и теми, что должны реставрироваться или будут заново построены, а также, что чрезвычайно важно, "с культурным слоем, представляющим археологическую ценность", сформирует "уникальный архитектурно-исторический ансамбль столицы".
Так получилось, что на обсуждении представленных на конкурс проектов из всей пишущей и снимающей журналистской братии я был единственным. Может быть, организаторы конкурса не пригласили на представление проектов масс-медиа умышленно, дабы избежать ненужного ажиотажа, может, по какой-то иной причине, но мне выпала уникальная возможность выслушать всех руководителей проектов, внимательно рассмотреть ситуационные планшеты и макеты, поговорить с авторами, задать им свои вопросы и получить на них ответы.
Для того чтобы выполнить условия конкурса, прежде всего следовало решить проблемы с транспортными магистралями, разрезающими нынче исторический центр Минска на четыре условные части. Я имею в виду прежде всего перекрестие проспекта Машерова и улицы Немиги. Нынче они "разнесены" по двум уровням: проспект Машерова поднимается на путепровод, вливающийся в площадь Свободы, Немига проходит понизу, стесняемая в узкой горловине между Троицким предместьем и зданиями городской больницы. При этом не имеют развития предполагаемые торговые зоны по улице Торговой (с восстановлением застройки по обеим ее сторонам и вдоль бывшей Лавской набережной).
Творческая группа института "Белпроект" (руководитель проекта А.Шабалин) предложила развязать транспортный узел, перебросив над историческим центром путепровод, который поможет очистить историческую часть города от транзитных транспортных потоков. Еще более кардинальное решение проработали конкурсанты "БелНИИПградостроительства" (руководитель Л.Смирнова). Они предлагают убрать транспортные потоки под землю, пробив два пересекающихся на разных уровнях тоннеля для автотранспорта, которые позволят очистить исторический центр города для пешеходов. При этом и один, и другой проект очень внимательно рассматривает проблемы парковок автотранспорта по периметру центра.
Более прагматичными представляются в этом смысле проекты "Минскгражданпроекта" (руководитель Ю.Кустов) и института "Минскпроект" (руководитель С.Бубновский), хотя следует заметить, что у каждого из двух последних проектов есть свои заманчивые стороны, свои изюминки.
Приведу фрагмент из пояснительной записки к проекту института "Минскгражданпроект":
"Замчище. Историческое сердце города. Наша главная национальная и духовная реликвия. Раскопы говорят, что это единственное сохранившееся в Европе деревянное крепостное сооружение возрастом более 900 лет. Нас встречают сторожевые башни и брамы. Земляной вал обнимает Замчище. В его теле разместился музей истории города. Под модульной структурой - археологические раскопы мощеных деревом улиц и деревянные постройки, силуэт храма XI века. Между холмами Троицкого предместья и Верхнего города возрожденная из небытия река Немига".
Здесь я прерву цитирование памятной записки, потому что меня удивили слова: "возрожденная из небытия река Немига".
Почти два года назад написал я для "СБ" статью-утопию "Командировка в мир "ЭКО", в которой высказал идею о возможности возрождения в центре Минска Немиги, упрятанной в ливневый коллектор еще в 1926 году. В той статье я говорил: "Искусственное русло для уникальной, почти былинной реки - идея вовсе не бредовая и безумная..."
Внимательнее вглядевшись в макеты представленных на конкурс проектов, я увидел на макете института "БелНИИПградостроительства" тонкую ниточку Немиги, устье которой при впадении в Свислочь было обозначено светящимися фонтанами - эдакий праздник души!
Когда я беседовал с руководителями и некоторыми из авторов двух проектов, предусматривающих возрождение реки, с именем которой связана летописная история Минска, они говорили о том, что именно появление, казалось, безвозвратно утраченной реки, придание ей нового русла и новой жизни стало для них той изюминкой, которая превращает сухие, профессиональные чертежи в высокую эпическую поэтику.
Часто человек, читающий об архитектуре, ждет от автора конкретной информации - что собираются сносить, что и как будут строить. Я должен разочаровать моего читателя: представленные на конкурс проекты - концептуальные, а это значит - на их основе трудно сегодня говорить о том, что будет снесено, что построено. Но одно сказать можно: каждый из них, в большей или меньшей мере, решает задачи, поставленные перед градостроителями государством. Это значит каждый член авторских коллективов, участвовавших в конкурсе, в силу своего разумения и таланта стремился дать адекватные ответы на вопросы, поставленные перед ними временем. Думаю, что проекты четырех институтов будут еще внимательно рассматриваться, основательно осмысливаться теми, в чьи обязанности входит принимать взвешенные решения, поскольку архитектура и строительство - такая область человеческой деятельности, которая рассчитана на десятилетия и века. В принятом однажды решении хорошо бы не ошибиться. Для этого не помешают, пожалуй, и широкое общественное обсуждение градостроительных идей, предложенных участниками конкурса, и серьезная их экспертиза, проведенная специалистами и жюри. Радует то, что в данном случае к столь ответственному вопросу мы подошли грамотно - без волюнтаризма и конъюнктурщины: провели основательные историко-археологические изыскания, определили обоснованную концепцию, утвердили ее как государственное задание, объявили и провели серьезный конкурс...
Кто будет его победителем?
А так ли это важно? Главное, что в результате творческой работы нескольких коллективов архитекторов родились плодотворные идеи, развивающие утвержденную концепцию обновленного центра Минска и заслуживающие дальнейшего совершенствования.
(Из концепции реконструкции и развития исторического центра г. Минска, утвержденной Указом Президента "О развитии исторического центра г. Минска" от 14 июля 2004 года.)
Четыре ведущих проектных института страны - "БелНИИПградостроительства", "Белпроект", "Минскгражданпроект" и "Минскпроект" приняли участие в выставке конкурсных проектов застройки исторического центра Минска, которая открылась в помещении Минской ратуши.
Событие это для нашего города, несомненно, знаменательное, потому что так уж исторически получилось, что градостроительному решению о том, какое место считать сердцем столицы и каким ему быть, во все послевоенные годы внимания уделялось мало. Более того, на протяжении десятилетий одни ученые предполагали, что от центра Минска ничего не осталось, кроме ветхой, не представляющей ценности застройки; другие считали, что центр находится там, где в гордыне своей мы сами поместили его, невзирая на почти тысячелетнюю историю нашего города.
Короче, в среде специалистов не было единого мнения до тех пор, пока исторический центр столицы не стал подспудно проявлять себя, пробиваясь сквозь напластования конъюнктурных измышлений, вначале робко - Троицким предместьем, потом увереннее - реконструированными храмами, застройкой Верхнего города, Минской ратушей - и, наконец, четко определился в концепции, утвержденной указом Президента: "В состав исторического центра г. Минска входят: Верхний город с примыкающим к нему кварталом в границах улиц Комсомольской, Интернациональной, Городской Вал и Революционной, Троицкое и Раковское предместья, Минское замчище".
До этого момента, следует признаться, мы поступали с центром нашего города предельно легкомысленно - по живому "нарезали" его на доли транспортными развязками, "засоряли" необязательными, противоречащими его историческому облику и значению зданиями. Мы вели себя так, как будто у нас два сердца и нам позволено с одним экспериментировать, оставляя второе про запас. Однако запасного сердца не бывает!
Что же предложили нам архитекторы?
Следует заметить, что во всех четырех предложенных на конкурс проектах - в одних осторожнее, в других решительнее, но тем не менее недвусмысленно - прочитывается основополагающая градостроительная идея: ныне расчлененный на части центр города объединяется в единое целое, превращается в пешеходную туристическую зону, насыщенную объектами духовно значимыми, культурными, торговыми, развлекательными. Весь предлагаемый архитекторами район центра Минска, таким образом, станет средоточием, которое вместе с уже существующими зданиями и теми, что должны реставрироваться или будут заново построены, а также, что чрезвычайно важно, "с культурным слоем, представляющим археологическую ценность", сформирует "уникальный архитектурно-исторический ансамбль столицы".
Так получилось, что на обсуждении представленных на конкурс проектов из всей пишущей и снимающей журналистской братии я был единственным. Может быть, организаторы конкурса не пригласили на представление проектов масс-медиа умышленно, дабы избежать ненужного ажиотажа, может, по какой-то иной причине, но мне выпала уникальная возможность выслушать всех руководителей проектов, внимательно рассмотреть ситуационные планшеты и макеты, поговорить с авторами, задать им свои вопросы и получить на них ответы.
Для того чтобы выполнить условия конкурса, прежде всего следовало решить проблемы с транспортными магистралями, разрезающими нынче исторический центр Минска на четыре условные части. Я имею в виду прежде всего перекрестие проспекта Машерова и улицы Немиги. Нынче они "разнесены" по двум уровням: проспект Машерова поднимается на путепровод, вливающийся в площадь Свободы, Немига проходит понизу, стесняемая в узкой горловине между Троицким предместьем и зданиями городской больницы. При этом не имеют развития предполагаемые торговые зоны по улице Торговой (с восстановлением застройки по обеим ее сторонам и вдоль бывшей Лавской набережной).
Творческая группа института "Белпроект" (руководитель проекта А.Шабалин) предложила развязать транспортный узел, перебросив над историческим центром путепровод, который поможет очистить историческую часть города от транзитных транспортных потоков. Еще более кардинальное решение проработали конкурсанты "БелНИИПградостроительства" (руководитель Л.Смирнова). Они предлагают убрать транспортные потоки под землю, пробив два пересекающихся на разных уровнях тоннеля для автотранспорта, которые позволят очистить исторический центр города для пешеходов. При этом и один, и другой проект очень внимательно рассматривает проблемы парковок автотранспорта по периметру центра.
Более прагматичными представляются в этом смысле проекты "Минскгражданпроекта" (руководитель Ю.Кустов) и института "Минскпроект" (руководитель С.Бубновский), хотя следует заметить, что у каждого из двух последних проектов есть свои заманчивые стороны, свои изюминки.
Приведу фрагмент из пояснительной записки к проекту института "Минскгражданпроект":
"Замчище. Историческое сердце города. Наша главная национальная и духовная реликвия. Раскопы говорят, что это единственное сохранившееся в Европе деревянное крепостное сооружение возрастом более 900 лет. Нас встречают сторожевые башни и брамы. Земляной вал обнимает Замчище. В его теле разместился музей истории города. Под модульной структурой - археологические раскопы мощеных деревом улиц и деревянные постройки, силуэт храма XI века. Между холмами Троицкого предместья и Верхнего города возрожденная из небытия река Немига".
Здесь я прерву цитирование памятной записки, потому что меня удивили слова: "возрожденная из небытия река Немига".
Почти два года назад написал я для "СБ" статью-утопию "Командировка в мир "ЭКО", в которой высказал идею о возможности возрождения в центре Минска Немиги, упрятанной в ливневый коллектор еще в 1926 году. В той статье я говорил: "Искусственное русло для уникальной, почти былинной реки - идея вовсе не бредовая и безумная..."
Внимательнее вглядевшись в макеты представленных на конкурс проектов, я увидел на макете института "БелНИИПградостроительства" тонкую ниточку Немиги, устье которой при впадении в Свислочь было обозначено светящимися фонтанами - эдакий праздник души!
Когда я беседовал с руководителями и некоторыми из авторов двух проектов, предусматривающих возрождение реки, с именем которой связана летописная история Минска, они говорили о том, что именно появление, казалось, безвозвратно утраченной реки, придание ей нового русла и новой жизни стало для них той изюминкой, которая превращает сухие, профессиональные чертежи в высокую эпическую поэтику.
Часто человек, читающий об архитектуре, ждет от автора конкретной информации - что собираются сносить, что и как будут строить. Я должен разочаровать моего читателя: представленные на конкурс проекты - концептуальные, а это значит - на их основе трудно сегодня говорить о том, что будет снесено, что построено. Но одно сказать можно: каждый из них, в большей или меньшей мере, решает задачи, поставленные перед градостроителями государством. Это значит каждый член авторских коллективов, участвовавших в конкурсе, в силу своего разумения и таланта стремился дать адекватные ответы на вопросы, поставленные перед ними временем. Думаю, что проекты четырех институтов будут еще внимательно рассматриваться, основательно осмысливаться теми, в чьи обязанности входит принимать взвешенные решения, поскольку архитектура и строительство - такая область человеческой деятельности, которая рассчитана на десятилетия и века. В принятом однажды решении хорошо бы не ошибиться. Для этого не помешают, пожалуй, и широкое общественное обсуждение градостроительных идей, предложенных участниками конкурса, и серьезная их экспертиза, проведенная специалистами и жюри. Радует то, что в данном случае к столь ответственному вопросу мы подошли грамотно - без волюнтаризма и конъюнктурщины: провели основательные историко-археологические изыскания, определили обоснованную концепцию, утвердили ее как государственное задание, объявили и провели серьезный конкурс...
Кто будет его победителем?
А так ли это важно? Главное, что в результате творческой работы нескольких коллективов архитекторов родились плодотворные идеи, развивающие утвержденную концепцию обновленного центра Минска и заслуживающие дальнейшего совершенствования.