Снопков: «Экономическое развитие — это совместные усилия Правительства и бизнеса»
01.11.2024 07:01:00
Владимир ВОЛЧКОВ
Постановление № 713, а также другие нормативные правовые акты в сфере ценообразования, пожалуй, самые обсуждаемые диалоги бизнеса и госорганов. Цены, инфляция и экономические эффекты регуляторики стали ключевой темой заседания Совета по развитию предпринимательства при Совете Министров под председательством первого заместителя Премьер-министра Николая Снопкова.
«В стране должен работать механизм по формированию справедливых цен», — отметил Николай Снопков. Необходимость этой опции не ставится под сомнение. Другой вопрос, что инструменты достижения справедливости цен на полках могут изменяться. Первый вице-премьер напомнил о болезненных факторах из внешней среды, которые давят на экономику. Сначала — пандемия, затем — санкции, которые не только не ослабевают, но еще и усиливаются. «Мы не можем действовать, как в 2019 году, — констатировал первый заместитель Премьер-министра. — Приходится принимать решения исходя из сложившихся обстоятельств». И одной из таких вынужденных мер стало постановление № 713.
Николай Снопков напомнил предысторию его появления. В 2022 году инфляция в целом не превышала 6 процентов. Причем внутренняя колебалась в районе нуля, рост цен на потребительском рынке был связан с импортом. Тем не менее на инфляцию давило стремительное подорожание одной из товарных групп. В итоге, чтобы сохранить доступность товара на полках, государству пришлось пойти на экстренные меры. Хотя, по словам Николая Снопкова, были ожидания, что производители, торговля и в целом все участники рынка договорятся и реализуют свою социальную ответственность, сдерживая цены. Но такого, к сожалению, не произошло, поэтому и пришлось вводить регулятивные инструменты. Точно так же, как и уже в этом году, ограничивать экспорт овощной продукции, ведь разрыв цен в Беларуси и России по некоторым позициям достигает 40 процентов. Николай Снопков с сожалением отметил, что фермеры, производители и товаропроводящая сеть не смогли найти консенсуса, в рамках которого удерживали бы цены для внутреннего рынка на приемлемом уровне. В итоге овощи стали «давить» на инфляцию. И государству пришлось реагировать.
Впрочем, первый заместитель Премьер-министра не отрицал и негативных эффектов от регулирования. И над их устранением Правительство работает. Более того, он не исключил отмены постановления № 713 как института. И даже в недалеком будущем. Но тогда должен быть выработан другой инструментарий по контролю за ценами. «Механизм формирования справедливой цены на магазинной полке, чтобы товар был доступен потребителю, в государстве должен быть», — подчеркнул он. Выработать его поручил Глава государства. И такая работа ведется. Помощь в ней представителей реального сектора была бы полезна и в некоторых вопросах неоценима. Так как, по мнению Николая Снопкова, на местах более тонко чувствуются все тонкости и нюансы. А их в ценообразовании очень много, в каждой отрасли и сфере деятельности есть свои особенности.
Предприниматели воспользовались предоставленной возможностью донести свои ожидания в сфере ценообразования. Были предложения пересмотреть список товарных категорий, подпадающий под ценовое регулирование, ввести предельные розничные цены только на социально значимые товары, дифференцировать наценки в зависимости от специализации торговых точек — например, сделать послабления по наценкам для магазинов при АЗС… Николай Снопков всех выслушал, заверил: все предложения зафиксированы. Но предложил их в рамках текущей работы совета формализовать, конкретизировать, пропустить через призму правдивой аналитики. Словом, проработать конкретику. Например, если регулировать только социально значимые товары, то определить, по каким критериям это делать и какие будут эффекты. Причем отметил: надо исходить не из корпоративных или отраслевых интересов, а из страновых задач и приоритетов. Первый заместитель Премьер-министра даже предложил наиболее активным в дискуссии членам совета создать рабочую группу, возможно, привлечь в нее своих партнеров и разработать проект нормативного правового акта в области ценового регулирования и контроля. Естественно, с полноценным обоснованием, цифровыми выкладками. «Так работает бюрократия в любой стране, — констатировал он. «А можно привлечь к работе Министерство антимонопольного регулирования и торговли?» — поинтересовались предприниматели. Николай Снопков выбор партнеров оставил за бизнесом. «Но отвечать будете вы», — акцентировал он, справедливо намекнув: автор документа несет ответственность за его эффективность. Другой вопрос, что обычно эта самая ответственность ложится на плечи чиновников.
Также на совет, кроме постоянных членов, пригласили представителей 15 компаний, которые обладают потенциалом для экспоненциального роста. По крайней мере, такое мнение есть у специалистов Банка развития. Николай Снопков заверил во всей серьезности намерений по поддержке развития динамичного бизнеса. И отметил: Президент поставил задачу провести дебюрократизацию и дерегуляторизацию сферы предпринимательства в широком смысле слова, создать условия для рывка в следующей пятилетке. Первый вице-премьер предложил бизнесу внести предложения по актуализации Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» и четко изложить, какие факторы мешают для их быстрого роста и какие изменения в законодательную базу необходимо внести.
volchkov@sb.by
«В стране должен работать механизм по формированию справедливых цен», — отметил Николай Снопков. Необходимость этой опции не ставится под сомнение. Другой вопрос, что инструменты достижения справедливости цен на полках могут изменяться. Первый вице-премьер напомнил о болезненных факторах из внешней среды, которые давят на экономику. Сначала — пандемия, затем — санкции, которые не только не ослабевают, но еще и усиливаются. «Мы не можем действовать, как в 2019 году, — констатировал первый заместитель Премьер-министра. — Приходится принимать решения исходя из сложившихся обстоятельств». И одной из таких вынужденных мер стало постановление № 713.
Николай Снопков напомнил предысторию его появления. В 2022 году инфляция в целом не превышала 6 процентов. Причем внутренняя колебалась в районе нуля, рост цен на потребительском рынке был связан с импортом. Тем не менее на инфляцию давило стремительное подорожание одной из товарных групп. В итоге, чтобы сохранить доступность товара на полках, государству пришлось пойти на экстренные меры. Хотя, по словам Николая Снопкова, были ожидания, что производители, торговля и в целом все участники рынка договорятся и реализуют свою социальную ответственность, сдерживая цены. Но такого, к сожалению, не произошло, поэтому и пришлось вводить регулятивные инструменты. Точно так же, как и уже в этом году, ограничивать экспорт овощной продукции, ведь разрыв цен в Беларуси и России по некоторым позициям достигает 40 процентов. Николай Снопков с сожалением отметил, что фермеры, производители и товаропроводящая сеть не смогли найти консенсуса, в рамках которого удерживали бы цены для внутреннего рынка на приемлемом уровне. В итоге овощи стали «давить» на инфляцию. И государству пришлось реагировать.
Впрочем, первый заместитель Премьер-министра не отрицал и негативных эффектов от регулирования. И над их устранением Правительство работает. Более того, он не исключил отмены постановления № 713 как института. И даже в недалеком будущем. Но тогда должен быть выработан другой инструментарий по контролю за ценами. «Механизм формирования справедливой цены на магазинной полке, чтобы товар был доступен потребителю, в государстве должен быть», — подчеркнул он. Выработать его поручил Глава государства. И такая работа ведется. Помощь в ней представителей реального сектора была бы полезна и в некоторых вопросах неоценима. Так как, по мнению Николая Снопкова, на местах более тонко чувствуются все тонкости и нюансы. А их в ценообразовании очень много, в каждой отрасли и сфере деятельности есть свои особенности.
Предприниматели воспользовались предоставленной возможностью донести свои ожидания в сфере ценообразования. Были предложения пересмотреть список товарных категорий, подпадающий под ценовое регулирование, ввести предельные розничные цены только на социально значимые товары, дифференцировать наценки в зависимости от специализации торговых точек — например, сделать послабления по наценкам для магазинов при АЗС… Николай Снопков всех выслушал, заверил: все предложения зафиксированы. Но предложил их в рамках текущей работы совета формализовать, конкретизировать, пропустить через призму правдивой аналитики. Словом, проработать конкретику. Например, если регулировать только социально значимые товары, то определить, по каким критериям это делать и какие будут эффекты. Причем отметил: надо исходить не из корпоративных или отраслевых интересов, а из страновых задач и приоритетов. Первый заместитель Премьер-министра даже предложил наиболее активным в дискуссии членам совета создать рабочую группу, возможно, привлечь в нее своих партнеров и разработать проект нормативного правового акта в области ценового регулирования и контроля. Естественно, с полноценным обоснованием, цифровыми выкладками. «Так работает бюрократия в любой стране, — констатировал он. «А можно привлечь к работе Министерство антимонопольного регулирования и торговли?» — поинтересовались предприниматели. Николай Снопков выбор партнеров оставил за бизнесом. «Но отвечать будете вы», — акцентировал он, справедливо намекнув: автор документа несет ответственность за его эффективность. Другой вопрос, что обычно эта самая ответственность ложится на плечи чиновников.
Также на совет, кроме постоянных членов, пригласили представителей 15 компаний, которые обладают потенциалом для экспоненциального роста. По крайней мере, такое мнение есть у специалистов Банка развития. Николай Снопков заверил во всей серьезности намерений по поддержке развития динамичного бизнеса. И отметил: Президент поставил задачу провести дебюрократизацию и дерегуляторизацию сферы предпринимательства в широком смысле слова, создать условия для рывка в следующей пятилетке. Первый вице-премьер предложил бизнесу внести предложения по актуализации Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» и четко изложить, какие факторы мешают для их быстрого роста и какие изменения в законодательную базу необходимо внести.
volchkov@sb.by