Как будем защищать политическую систему Беларуси согласно новой Концепции нацбезопасности
04.05.2023 07:44:00
Светлана ИСАЕНОК
На чем основана политическая безопасность Беларуси и что ей сегодня угрожает
В проекте Концепции национальной безопасности, которую сейчас активно обсуждают в обществе, сфера политической безопасности занимает особое место. Защищенность политической системы нашей страны от внутренних и внешних угроз в сегодняшних сложных геополитических условиях критически важна, поскольку от ее состояния зависит способность реализовывать в том числе независимую государственную политику. Она также влияет на гармоничное развитие общества и государства, сохранение традиционных основополагающих ценностей белорусского народа, соблюдение конституционных прав и свобод личности.
Политическая система раскрывает взаимоотношения власти и народа, рассуждает Нина Антанович:
— Граждане ожидают от власти постановки понятных целей развития как образа будущего и доведения до них этих целей на понятном, доступном языке. Ежегодные Послания белорусскому народу и Национальному собранию, как отметил Президент Александр Лукашенко 31 марта 2023 года, «это своего рода политический диалог, в котором участвуют все: Президент, Правительство, руководители всех уровней, депутаты, общественные организации и наши граждане». Для устойчивости политической системы необходимы хорошо отлаженные каналы обратной связи между властью и гражданами. Ведь благодаря таким коммуникативным каналам властные институты обоснованно принимают решения, а при необходимости вносят в них изменения.
Способы защиты политической системы в различных странах столь же многообразны, как и формы реализации власти, — это побуждение и принуждение к исполнению законов страны, убеждение и авторитет политиков и правящих элит.
С точки зрения Нины Антанович, ключевыми в защите политической системы сегодня становятся единство правящей элиты и сохранение управляемости страной, вплоть до применения методов «ручного управления»:
МНЕНИЕ
Марина Ленчевская, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания:
— Опыт последних лет показал, что попытки влиять на политическую безопасность могут предприниматься как извне, так и деструктивными силами внутри страны. Согласна со словами Президента о том, что не случись тех событий, их надо было бы смоделировать, чтобы увидеть пробелы, проблемные точки и провести работу над ошибками. Посмотрите, сколько за три года важных законопроектов принято в сфере национальной безопасности. Многие из них напрямую коррелируют и с политической. Но я уверена, что в случае нашего государства настоящим столпом политической безопасности является сильный лидер, способный объединить самых разных людей, сделать их единым целым, зарядить своей созидательной энергетикой.
Еще один важный фактор политической стабильности — гибкость нашей внешней политики. Этого принципа страна придерживалась всегда, и в этом плане ничего не изменилось. Мы готовы дружить и взаимодействовать с теми, кто не закрывается от нас, кто готов к конструктивному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству. Наша многовекторность и умение делать шаг навстречу стали визитной карточкой государства и ценным преимуществом.
Наконец, стабильность государственной политической системы поддерживается благодаря плюрализму мнений, что закреплено в Законе о гражданском обществе и Законе о политических партиях.
В проекте Концепции национальной безопасности, которую сейчас активно обсуждают в обществе, сфера политической безопасности занимает особое место. Защищенность политической системы нашей страны от внутренних и внешних угроз в сегодняшних сложных геополитических условиях критически важна, поскольку от ее состояния зависит способность реализовывать в том числе независимую государственную политику. Она также влияет на гармоничное развитие общества и государства, сохранение традиционных основополагающих ценностей белорусского народа, соблюдение конституционных прав и свобод личности.
За примерами, что может быть, если не уделять внимания этому вопросу, далеко ходить не надо. Если бы в 2020 году политическая система нашей страны была более уязвима, не исключено, что попытка государственного переворота достигла бы своей цели.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Сегодня все понимают, что залог успешного развития страны — это прежде всего политическая стабильность и слаженная работа всех ветвей власти: Парламента, Правительства и судов. Где ее нет, там нет ни мира, ни согласия, ни экономики, ни благосостояния.
Во время обращения к депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики, 5 декабря 2019 года.
— Сегодня все понимают, что залог успешного развития страны — это прежде всего политическая стабильность и слаженная работа всех ветвей власти: Парламента, Правительства и судов. Где ее нет, там нет ни мира, ни согласия, ни экономики, ни благосостояния.
Во время обращения к депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики, 5 декабря 2019 года.
К счастью белорусского народа, за годы независимости политическая система была выстроена таким образом, чтобы ни внутренние, ни внешние факторы не смогли помешать ее дальнейшему развитию. Сегодня всему миру очевидно, что само существование такой республики, как Беларусь, со стабильной политической системой в центре противостояния Востока и Запада, — это уникальное явление. У одних стран это вызывает зависть, у других злость.Между тем межгосударственное противостояние на мировой арене не ослабевает. Борьба за место под солнцем была, есть и будет всегда. Именно поэтому в Концепции национальной безопасности подробно описан механизм нейтрализации факторов, которые могут угрожать нашей политической системе.
Важность баланса
— Способность государства обеспечить политическую безопасность — свидетельство его состоятельности. Белорусское государство является состоявшимся, в противовес так называемым несостоявшимся государствам, — уверена заведующая кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государственного университета доктор политических наук, профессор Нина Антанович.Профессор поясняет, что политическая система любой страны состоит из государственных институтов или учреждений и общественных объединений, движений, партий. Целостность политической системы и ее сбалансированность обеспечивают законы страны, а также ценности и традиции, по поводу которых достигнут общественный консенсус. Динамику придают каналы коммуникации между управляющим центром и общественностью.
Политическая система раскрывает взаимоотношения власти и народа, рассуждает Нина Антанович:
— Граждане ожидают от власти постановки понятных целей развития как образа будущего и доведения до них этих целей на понятном, доступном языке. Ежегодные Послания белорусскому народу и Национальному собранию, как отметил Президент Александр Лукашенко 31 марта 2023 года, «это своего рода политический диалог, в котором участвуют все: Президент, Правительство, руководители всех уровней, депутаты, общественные организации и наши граждане». Для устойчивости политической системы необходимы хорошо отлаженные каналы обратной связи между властью и гражданами. Ведь благодаря таким коммуникативным каналам властные институты обоснованно принимают решения, а при необходимости вносят в них изменения.
Слом системы
Сегодня в качестве инструментов «мягкой силы», которая должна сработать до того, как начнется неприкрытое военное вмешательство, используются санкционное давление, попытки ограничения государственного суверенитета странами Запада, отдельными наднациональными субъектами, международными негосударственными организациями; а также международный терроризм, психологические и информационные войны, попытки внешнего использования этнической и религиозной неоднородности пограничных регионов и многое другое. Внутренними факторами могут выступать экстремистская антигосударственная деятельность отдельных личностей и групп, расколы в обществе, идейно разнородная партийная система.— Дестабилизирующие факторы сводятся к тому, чтобы сменить правящие элиты и «сбить с орбиты» государственного курса. И по данной проблеме Президент Беларуси высказался жестко и однозначно, говоря о переходе самодостаточных, порой очень крепких, действительно независимых государств под внешнее управление.Оно как вирус проникало в политическую жизнь страны либо через действующую власть, либо через оппозицию. Как правило, через элиты, погрязшие в оголтелой коррупции, — говорит профессор.
Способы защиты политической системы в различных странах столь же многообразны, как и формы реализации власти, — это побуждение и принуждение к исполнению законов страны, убеждение и авторитет политиков и правящих элит.
С точки зрения Нины Антанович, ключевыми в защите политической системы сегодня становятся единство правящей элиты и сохранение управляемости страной, вплоть до применения методов «ручного управления»:
— Огромное значение имеет феномен общенационального лидерства. Эффективная защита политической системы от дестабилизирующего воздействия должна иметь комплексный характер. Должны быть учтены внутренние и внешние факторы, а также факторы, отражающие все значимые сферы жизни.Стабильность политической системы основана на гарантиях сохранения конституционного порядка и сложившейся системы правления, адаптации органов государственного управления к социальным изменениям, эффективности государственного управления, удовлетворенности населения решением социально значимых проблем. А обновление Концепции национальной безопасности Республики Беларусь свидетельствует о систематическом учете динамики политических процессов в XXI веке руководством нашей страны, подчеркивает профессор.
Индекс стабильности
Состояние защищенности политической системы на общемировом уровне принято считать через призму индекса политической стабильности. Согласно данным рейтинга The Global Economy (он составляется на основе данных Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации Объединенных Наций и Всемирного экономического форума), среднее значение индекса политической стабильности для Беларуси с 1996 по 2021 год составляло 0,12 балла. Минимум наблюдался в 2020 году (-0,9 балла), что неудивительно, учитывая предпринятую попытку государственного переворота. Сегодня в мировом рейтинге Беларусь имеет высший для себя показатель с 1996 года — 0,74 балла. Для сравнения: средний мировой показатель в 2021 году по 194 странам составил 0,07 балла.
Согласно проекту обновленной Концепции национальной безопасности
Основными национальными интересами в политической сфере являются:
♦ обеспечение условий для реализации конституционных прав и свобод гражданина и человека;
♦ развитие гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей, актуальных общественно-политических тенденций и запросов;
♦ обеспечение эффективного функционирования государственных институтов в интересах общества, повышение уровня коммуникации общественных институтов с государственными органами (организациями);
♦ достижение сбалансированности политических интересов граждан, общественных объединений и государства, общественного согласия по ключевым вопросам его развития;
♦ обеспечение электорального суверенитета Республики Беларусь;
♦ участие в формировании многополярного мира и системы международных отношений, основанной на верховенстве норм международного права и многостороннем сотрудничестве;
♦ стратегическое партнерство и особые отношения с дружественными государствами, углубление евразийской интеграции;
♦ обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь в условиях внешнего давления.
И др.
В политической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:
♦ нарушение конституционных прав и свобод человека, принципа верховенства права;
♦ использование в политической, экономической, общественной и иной деятельности методов, заведомо направленных на дестабилизацию обстановки в Республике Беларусь;
♦ осуществление действий, направленных на дискредитацию либо срыв электоральных кампаний;
♦ нагнетание напряженности и противостояния в обществе, между обществом и государством;
♦ формирование, проникновение либо распространение идеологии нацизма, неофашизма, экстремизма, сепаратизма, расовой, национальной, религиозной либо иной социальной нетерпимости, возникновение либо незаконная деятельность организаций, группировок, отдельных лиц, придерживающихся и распространяющих указанные взгляды, вовлечение граждан в экстремистскую деятельность;
♦ неуважительное отношение к государственным символам, использование экстремистской символики и атрибутики;
♦ бюрократизация государственного управления, проблемы кадрового обеспечения государственных органов, иных организаций (государственной кадровой политики);
♦ упущения в работе с общественным мнением в процессе выработки и реализации управленческих решений;
♦ разрозненность смысловых концептов государственной идеологии, размывание общенациональной идентичности единой общности «белорусский народ», формирование негативного образа государства и его институтов.
И др.
В политической сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности являются:
♦ нарастание противоречий между основными субъектами мировой политики;
♦ кризис систем международной и региональной безопасности на фоне прекращения действия либо снижения эффективности многосторонних механизмов нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности;
♦ комплексное использование отдельными государствами, их группами и коалициями инструментов политико-дипломатического, экономического и иного давления для продвижения своих интересов, дискриминация Республики Беларусь в рамках международных организаций;
♦ использование субъектами международной политики инструментов «мягкой силы» для оказания воздействия на суверенную политику Республики Беларусь, а также ее дискредитация в целях нанесения вреда национальной безопасности;
♦ деятельность специальных служб, иных организаций и отдельных представителей иностранных государств, направленная на причинение вреда национальным интересам Республики Беларусь;
♦ размывание национально-культурной идентичности белорусской диаспоры, использование белорусов зарубежья в деструктивных целях для оказания давления на Республику Беларусь, намеренное ограничение прав и свобод, нанесение вреда, целенаправленное покушение на жизнь, здоровье и свободу белорусских граждан, пребывающих за рубежом.
♦ обеспечение условий для реализации конституционных прав и свобод гражданина и человека;
♦ развитие гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей, актуальных общественно-политических тенденций и запросов;
♦ обеспечение эффективного функционирования государственных институтов в интересах общества, повышение уровня коммуникации общественных институтов с государственными органами (организациями);
♦ достижение сбалансированности политических интересов граждан, общественных объединений и государства, общественного согласия по ключевым вопросам его развития;
♦ обеспечение электорального суверенитета Республики Беларусь;
♦ участие в формировании многополярного мира и системы международных отношений, основанной на верховенстве норм международного права и многостороннем сотрудничестве;
♦ стратегическое партнерство и особые отношения с дружественными государствами, углубление евразийской интеграции;
♦ обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь в условиях внешнего давления.
И др.
В политической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:
♦ нарушение конституционных прав и свобод человека, принципа верховенства права;
♦ использование в политической, экономической, общественной и иной деятельности методов, заведомо направленных на дестабилизацию обстановки в Республике Беларусь;
♦ осуществление действий, направленных на дискредитацию либо срыв электоральных кампаний;
♦ нагнетание напряженности и противостояния в обществе, между обществом и государством;
♦ формирование, проникновение либо распространение идеологии нацизма, неофашизма, экстремизма, сепаратизма, расовой, национальной, религиозной либо иной социальной нетерпимости, возникновение либо незаконная деятельность организаций, группировок, отдельных лиц, придерживающихся и распространяющих указанные взгляды, вовлечение граждан в экстремистскую деятельность;
♦ неуважительное отношение к государственным символам, использование экстремистской символики и атрибутики;
♦ бюрократизация государственного управления, проблемы кадрового обеспечения государственных органов, иных организаций (государственной кадровой политики);
♦ упущения в работе с общественным мнением в процессе выработки и реализации управленческих решений;
♦ разрозненность смысловых концептов государственной идеологии, размывание общенациональной идентичности единой общности «белорусский народ», формирование негативного образа государства и его институтов.
И др.
В политической сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности являются:
♦ нарастание противоречий между основными субъектами мировой политики;
♦ кризис систем международной и региональной безопасности на фоне прекращения действия либо снижения эффективности многосторонних механизмов нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности;
♦ комплексное использование отдельными государствами, их группами и коалициями инструментов политико-дипломатического, экономического и иного давления для продвижения своих интересов, дискриминация Республики Беларусь в рамках международных организаций;
♦ использование субъектами международной политики инструментов «мягкой силы» для оказания воздействия на суверенную политику Республики Беларусь, а также ее дискредитация в целях нанесения вреда национальной безопасности;
♦ деятельность специальных служб, иных организаций и отдельных представителей иностранных государств, направленная на причинение вреда национальным интересам Республики Беларусь;
♦ размывание национально-культурной идентичности белорусской диаспоры, использование белорусов зарубежья в деструктивных целях для оказания давления на Республику Беларусь, намеренное ограничение прав и свобод, нанесение вреда, целенаправленное покушение на жизнь, здоровье и свободу белорусских граждан, пребывающих за рубежом.
МНЕНИЕ
Марина Ленчевская, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания:
— Опыт последних лет показал, что попытки влиять на политическую безопасность могут предприниматься как извне, так и деструктивными силами внутри страны. Согласна со словами Президента о том, что не случись тех событий, их надо было бы смоделировать, чтобы увидеть пробелы, проблемные точки и провести работу над ошибками. Посмотрите, сколько за три года важных законопроектов принято в сфере национальной безопасности. Многие из них напрямую коррелируют и с политической. Но я уверена, что в случае нашего государства настоящим столпом политической безопасности является сильный лидер, способный объединить самых разных людей, сделать их единым целым, зарядить своей созидательной энергетикой.
Еще один важный фактор политической стабильности — гибкость нашей внешней политики. Этого принципа страна придерживалась всегда, и в этом плане ничего не изменилось. Мы готовы дружить и взаимодействовать с теми, кто не закрывается от нас, кто готов к конструктивному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству. Наша многовекторность и умение делать шаг навстречу стали визитной карточкой государства и ценным преимуществом.
Наконец, стабильность государственной политической системы поддерживается благодаря плюрализму мнений, что закреплено в Законе о гражданском обществе и Законе о политических партиях.