О ценах на лекарства
16.11.2017 07:41:25
С 1 сентября производители лекарств объединились в холдинг. Для них плюсы здесь очевидны: сообща отстаивать свои интересы проще, особенно на зарубежном рынке. Но выиграет ли от этого покупатель? В качестве препаратов, в их ассортименте? А самое главное, в цене?
Сегодня у нас 35 предприятий выпускают лекарства. И ежегодно на фармацевтическом рынке в среднем появляется еще по 1 — 2 новых игрока, не только пополняя отечественный номенклатурный ряд новыми наименованиями, но и дублируя уже имеющиеся. А если выпускаешь фактически одинаковую продукцию, то за покупателя надо побороться. Причем конкурировать придется как с зарубежными компаниями, так и друг с другом. В результате, чтобы удержаться на плаву, предприятия вынуждены были порой поступаться своими интересами — в частности, идти на снижение цен. Холдинг же внес
некоторую ясность и помог найти решение, как можно объединить разных игроков, разделив при этом их рынки сбыта. Причем, считают эксперты, это отразится и непосредственно на ценах в аптеках. Каким же образом? Ведь сегодня 85% лекарств белорусского производства стоят меньше 5 долларов, а больше трети из них и вовсе дешевле 2 рублей. В то время как некоторые зарубежные аналоги порой дороже в 10 — 20 раз... Сам собой напрашивается вопрос: как снизить и так весьма демократичные цены? Уж не за счет ли качества? Заместитель генерального директора государственного предприятия «Управляющая компания холдинга «Белфармпром» Виктор Шеин категорически отметает такое подозрение, поскольку убежден: рычаги есть. Более того, они уже применяются. Скажем, зачем закупать необходимые для производства фармсубстанции у зарубежного поставщика, если можно постепенно осваивать их выпуск у себя? Во время недавнего визита министра здравоохранения Валерия Малашко в Индию такое соглашение как раз было достигнуто с одной из ведущих мировых компаний. В итоге уже в недалеком будущем стоимость некоторых средств упадет в разы. Кроме того, объединяя усилия производителей, холдинг может помочь новым участникам найти свою нишу, пролоббировать интересы как на внешнем, так и на внутренних рынках. Поиск новой, еще не производимой никем номенклатуры способен снизить градус конкуренции. А попутно, что еще важнее, расширить отечественную лекарственную линейку и таким образом потеснить более дорогой зарубежный аналог на аптечных витринах.
Но если с собственным производством вопрос более или менее понятен, то можно ли сделать дешевле импортные препараты? Здесь, правда, сразу надо оговориться: стоимость многих лекарств в наших аптеках и так ниже, чем в странах–соседках. До недавнего времени только 200 препаратов иностранного производства были дороже, чем на сопредельных рынках. Их число нынче стабильно сокращается: Минздрав еженедельно проводит переговоры с компаниями–производителями о снижении цен. И достаточно успешно. К примеру, цена на популярный французский препарат для сердечно–сосудистой системы «Плавикс» у нас теперь ниже, чем в России и Польше (сегодня препарат стоит в пределах 25 — 30 рублей). На уступки пошла и нидерландская компания, поставляющая на наш рынок жизненно необходимый препарат для пациентов, перенесших трансплантацию. Хотя они получают его бесплатно, для государства в целом издержки по закупкам ощутимые, поскольку счет пересадкам идет уже на сотни и наши медики год от года наращивают активность. Так вот после переговоров поставщик снизил контрактные цены от 37 до 55% в зависимости от дозировки, а общая сумма скидки приблизилась почти к 2 млн долларов! По некоторым импортным позициям экономия и для кошелька рядового покупателя стала весьма ощутимой: кое–где удалось сбить цену на 60%. Сейчас лекарств от зарубежных производителей с завышенной стоимостью осталось чуть меньше ста наименований, подсчитали в Минздраве. А это всего лишь 4% от всех зарегистрированных в стране препаратов. Да и альтернатива слишком дорогим средствам, к слову, имеется — в виде более дешевых, но не менее качественных отечественных дженериков.
Конечно, снижение цен — это всегда процесс тонкий и длительный. Тем более в такой сложной области, как фармация. Здесь дело будет двигаться постепенно и в несколько этапов: все–таки пока еще предстоит перевести взаимодействие всех участников фармрынка на новые рельсы. Впрочем, цифры за последний год обнадеживают: 32 наименования отечественных лекарств упали в цене. Пусть где–то пока на 1,5%, но где–то уже и больше, чем наполовину. И Минздрав, и руководство нового холдинга не сомневаются: ценовую планку по некоторым позициям еще удастся опустить.
savitskaya@sb.by
Сегодня у нас 35 предприятий выпускают лекарства. И ежегодно на фармацевтическом рынке в среднем появляется еще по 1 — 2 новых игрока, не только пополняя отечественный номенклатурный ряд новыми наименованиями, но и дублируя уже имеющиеся. А если выпускаешь фактически одинаковую продукцию, то за покупателя надо побороться. Причем конкурировать придется как с зарубежными компаниями, так и друг с другом. В результате, чтобы удержаться на плаву, предприятия вынуждены были порой поступаться своими интересами — в частности, идти на снижение цен. Холдинг же внес
Конечно, снижение цен — это всегда процесс тонкий и длительный. Тем более в такой сложной области, как фармация. Здесь дело будет двигаться постепенно и в несколько этапов: все–таки пока еще предстоит перевести взаимодействие всех участников фармрынка на новые рельсы. Впрочем, цифры за последний год обнадеживают: 32 наименования отечественных лекарств упали в цене. Пусть где–то пока на 1,5%, но где–то уже и больше, чем наполовину. И Минздрав, и руководство нового холдинга не сомневаются: ценовую планку по некоторым позициям еще удастся опустить.
savitskaya@sb.by