Итоги визита правительственной делегации Беларуси в Нижний Новгород
23.11.2023 07:01:00
Владислав СЫЧЕВИЧ
Ольга АНУФРИЕВА
Презентация электробуса, новые направления взаимодействия и закладка капсулы в строительство школы-гиганта: итоги визита правительственной делегации Беларуси в Нижний Новгород
Встречаясь в мае прошлого года с губернатором Нижегородской области России Глебом Никитиным, Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что необходимо выйти на уровень товарооборота в миллиард долларов. Белорусский лидер обратил внимание на большой потенциал в сотрудничестве с Россией, в том числе с Нижегородской областью. К наращиванию взаимодействия, по его словам, подталкивает и санкционное давление со стороны Запада. Вопросом номер один для экономик двух стран в нынешних условиях Президент назвал импортозамещение. По его словам, промышленность Беларуси и России имеет потенциал, чтобы производить практически любую продукцию, но в отдельных отраслях требуется улучшить качество, чтобы оно было на мировом уровне. На это, безусловно, понадобится некоторое время. Предметно о точках роста Беларуси и этого российского региона говорил Премьер-министр Роман Головченко, который с рабочим визитом посещает Россию.
Роман Головченко во время презентации первого белорусско-российского электробуса «МиНиН».
— Сколько кузовов поставлено? — поинтересовался Премьер-министр.
— Уже полностью готовы три электробуса, поставлены пять кузовов, — уточнил генеральный директор ОАО «Белкоммунмаш» Тарас Мурог.
— В любом случае хотелось бы отметить, что сейчас это первый образец, но по тем характеристикам, которые он показывает и которые должны доказать в серии, — это лучший продукт на рынке. Реально, — охарактеризовал новинку губернатор Нижегородской области.
— И по цене — самый конкурентный, что немаловажно, — добавил председатель совета директоров ООО «СП «Нижэкотранс» Андрей Бирюков.
После краткой экскурсии по салону электробуса Роман Головченко и Глеб Никитин оставили автографы и напутственные слова его производителям и будущим пассажирам на стекле первого экземпляра электробуса «МиНиН».
К слову, это не первый опыт сотрудничества в сфере машиностроения. В феврале 2023-го с участием Премьер-министра был дан старт совместному производству трамваев под такой же торговой маркой — «МиНиН».
Как рассказал директор по производству ООО «СП «Нижэкотранс» Сергей Черствов, за этот период нижегородскому потребителю было отправлено 14 трамваев, все они работают на своих маршрутах. Что касается локализации, он пояснил: электрооборудование для производства трамваев поставляется из Беларуси, а каркасы, наружный обвес и стекла — российского производства:
— Цель по локализации — 50/50, в скором времени мы должны перейти на свои каркасы. Сейчас проходит технологическая подготовка производства.
Основные потребители новинки — Нижегородский и близлежащие регионы.
— До конца года должны произвести и пополнить трамвайный парк города 12 трамваями. Задача сложная, но выполнимая. Задача на следующий год — выпуск порядка 50 трамваев, — добавил Сергей Черствов.
О том, как развивается сотрудничество в сфере электротранспорта Беларуси и России, а также о планах на 2024 год рассказал исполнительный директор ООО «Нижэкотранс» Алексей Гаранин.
— С белорусами у нас сложилось тесное, плотное сотрудничество. Помимо Беларуси в кооперации на текущий момент, если мы говорим о «Нижэкотрансе», участвует более 50 предприятий. Из них 45 предприятий — российские. Из Беларуси наши основные партнеры — это компании «БКМ», «Белкоммунмаш», при этом целый ряд других белорусских предприятий участвует в кооперации.
Во время заседания Совета делового сотрудничества Беларуси и Нижегородской области России.
— Это не просто формальность, — подчеркнул он. — Это не может не налагать дополнительную ответственность на тех, кто участвует в реализации достигнутых договоренностей. В таких условиях нужно демонстрировать уверенный рост и постоянно осуществлять поиск новых ниш для расширения взаимодействия.
В ходе очередного заседания Совета делового сотрудничества Премьер-министр остановился на приоритетах развития дальнейшего взаимодействия. Он отметил, что за истекший период была проделана серьезная работа, заложившая фундамент, на который стороны опираются в настоящий момент: приняты и реализуются все необходимые документы (программа развития сотрудничества, план мероприятий по его реализации на 2021—2023 годы).
— Статистическое отражение реализации этих документов — в двустороннем товарообороте. По итогам прошлого года он превысил 720 миллионов долларов США, притом что потоки сбалансированы (то есть импорт и экспорт соответствуют друг другу по показателям), — уточнил Роман Головченко. —
— Неплохо реализуется проект по созданию в регионе специальных машин на базе шасси МАЗ. Всего с начала работы по этому направлению (с 2011 года) произведено порядка тысячи единиц коммунальной техники. В этой работе участвуют нижегородские предприятия, производители надстроек и специальных установок.
Премьер-министр заверил, что Беларусь продолжит наращивать поставки автокомпонентов на машиностроительные предприятия региона:
— Главным для нас потребителем является группа компаний ГАЗ. В условиях оголтелого экономического давления на наши страны мы, наоборот, собрались и предприняли необходимые шаги для того, чтобы не только не парализовать производство, но и обеспечить его поступательное развитие. Отсюда и результат: по итогам 2022 года объем поставки компонентов из Беларуси на предприятия ГАЗ составил практически 15 миллионов долларов. По итогам девяти месяцев эта цифра уже достигнута.
Роман Головченко прогнозирует, что результат нынешнего года превзойдет прошлогодний:
— Самое главное, есть программа между сторонами по освоению новых наименований. И это очевидное импортозамещение, которое происходит в режиме реального времени.
Есть перспективы и по взаимодействию в сфере сельхозмашиностроения:
— Мы увеличиваем объемы поставок тракторов и комбайнов. С энтузиазмом восприняли решение о проведении программы капитального ремонта и модернизации белорусских тракторов на базе дилерских центров ОАО «МТЗ». Фактически за меньшие деньги аграрии могут получить трактор, который соответствует современным образцам.
Что касается сферы строительства, первая ласточка в этом направлении уже есть:
— Мы приступаем к строительству школы на 1500 мест в городе Арзамасе. Проект напряженный по времени, но сегодня мы получили заверения ответственных должностных лиц о том, что этот проект будет выполнен.
В свою очередь губернатор Нижегородской области Глеб Никитин особо подчеркнул, что Беларусь занимает лидирующие позиции среди торгово-экономических партнеров региона. Он напомнил, что в феврале этого года правительственная делегация Беларуси уже посещала Нижний Новгород:
— Тогда мы опробовали в условиях уличного трафика совместный проект нашего региона с Республикой Беларусь — трамвай «МиНиН». Выпуск был налажен в декабре прошлого года. А уже сегодня десять вагонов запущено в эксплуатацию. Четыре до конца года запустим. Ну а в целом выходим на объем производства 170 единиц трамваев.
Он обратил особое внимание, что сейчас Беларусь и Россия активизируют взаимодействие в области промышленной кооперации:
— Мы делаем серьезную ставку на совместные предприятия с белорусской стороной. Беларусь является крупным поставщиком автокомпонентов для предприятий Нижегородской области. Действует программа по долгосрочному сотрудничеству группы ГАЗ и холдинга «Автокомпоненты» по проектированию, подготовке и производству новых видов изделий.
Отдельная большая тема — сельское хозяйство.
— Мы с удовольствием применяем тракторы, зерноуборочную и кормоуборочную технику белорусского производства. Около 60 процентов всех тракторов, работающих в Нижегородской области на сегодняшний день, — это белорусская техника, — отметил Глеб Никитин.
Тесное взаимодействие происходит на уровне не только органов исполнительной, но и законодательной власти.
— Отмечаем активизацию двустороннего межпарламентского сотрудничества по линии законодательного собрания Нижегородской области и Национального собрания Республики Беларусь, — добавил Глеб Никитин.
Он также сообщил, что достигнута предварительная договоренность о проведении в 2025 году 12-го Форума регионов Беларуси и России на территории Нижегородской области.
— Нашу инициативу поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Будем рады у себя принимать белорусских гостей. Уверен, что обеспечим подготовку данного мероприятия на самом высоком уровне, — резюмировал губернатор Нижегородской области.
— Динамика хорошая, она устойчивая, без резких колебаний. Устойчивая траектория роста опирается на договоренностях, которые достигаются в ходе каждого мероприятия (Совета делового сотрудничества. — Прим. авт.).
Он акцентировал внимание на том, что белорусской стороне комфортно взаимодействовать с Нижегородской областью, и пояснил по какой причине.
— В силу того что видим реальное желание реализовывать и выполнять новые проекты, осваивать новые решения, — отметил Роман Головченко.
Следующий этап — выход на новые рынки. Премьер-министр акцентировал внимание на том, что базовая сфера сотрудничества — промышленная кооперация:
— Она выражается не только в устойчивом росте объемов поставок на конвейеры промышленных предприятий, это целостное развитие совместного проекта по производству электротранспорта. Находятся новые технические решения, которые позволяют извлечь максимум из этого инновационного вида пассажирского транспорта.
По его словам, также это касается традиционных кооперационных проектов по использованию шасси МАЗ для производства автомобилей с различными надстройками и системами, которые изготавливают предприятия Нижегородской области.
— Из того, что обсуждалось в качестве новой инициативы, — это проект, который планируется реализовать в области по капитальному ремонту и модернизации старого тракторного парка техники при соответствующей финансовой поддержке области, — рассказал Роман Головченко журналистам. — Минский тракторный завод готов участвовать в этой программе как основной поставщик технологии, ремонта, модернизации и соответственно запасных частей и агрегатов для проведения такой работы.
Что касается дальнейших перспектив развития промкооперации, Премьер-министр озвучил свое видение:
— Если заглядывать вдаль, то следующий этап — выход с совместными продуктами на новые рынки, и не только внутри Российской Федерации, но и за пределы Союзного государства. Об этом надо обязательно думать и планировать.
Также он отметил, что сегодняшняя повестка для Совета делового сотрудничества обсуждена детально:
— Подписаны документы, которые определяют канву нашей работы на три следующих года, но это не значит, что мы будем ограничиваться только тем, что там значится.
К слову, по итогам заседания был подписан план мероприятий на 2024 — 2026 годы по исполнению Программы развития сотрудничества между Республикой Беларусь и Нижегородской областью на 2021—2026 годы и итоговый протокол 18-го заседания Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Нижегородской области.
— Буквально в ходе сегодняшней работы видно, что чернила не успели высохнуть — надо вносить дополнения (это живая материя, которая будет изменяться в зависимости от поиска новых идей). Надеемся, что помогут наши территориальные единицы — районы Республики Беларусь и муниципальные образования области, — которые будут помогать в генерировании новых проектов и активизации участия малого и среднего бизнеса в наполнении нашей совместной повестки.
Возведением школы-гиганта на 1500 мест займется белорусская компания «Стройцентр».
— Это знаковый объект для Арзамаса, — подчеркнул руководитель белорусского Правительства. — Достаточно сжатые сроки ввода его в эксплуатацию. Но белорусские строители славятся своим ответственным подходом к выполнению обязательств. Поэтому получили сегодня заверение от ответственных должностных лиц, что объект будет введен в срок. Этот проект будет находиться на особом контроле в Беларуси. И надеюсь, что в такой же морозный декабрьский день 2024 года здесь будут шуметь голоса учеников. Поэтому приложим все усилия, чтобы это реализовать.
Проект предусматривает возведение здания общей площадью почти 31,5 тысячи квадратных метров. Помимо учебных кабинетов, в школе будут размещены блок актового зала, белорусский музей, читальный зал, книгохранилище и большой спортивный блок.
— Мы открываем новую страницу в сотрудничестве региона и Республики Беларусь. Арзамас — один из наиболее активно развивающихся городов Нижегородской области, и именно здесь будет реализован один из самых значимых образовательных проектов вместе с белорусскими коллегами, — сказал губернатор Глеб Никитин.
НАША СПРАВКА
Название «МиНиН» складывается из первых букв названий городов Минск и Нижний Новгород. Экстерьер и интерьер электробуса были разработаны эксклюзивно для Нижегородской области. Стоит отметить, что электробус модели Е450 «МиНиН» — целиком белорусско-российского производства, причем локализация «Белкоммунмаша» составляет 63 процента. Запас хода на одной полной зарядке — 240 км.
В ТЕМУ
Сергей Чертков, гендиректор ОАО «Могилевлифтмаш»:
— Мы неплохо работаем с Нижегородской областью: поставки по программе замены лифтов в этом году составляют 300 единиц. В следующем году планируем поставить 418 лифтов.
Он пояснил: в этом российском регионе создано и локализовано сборочное производство с могилевским производителем, есть планы по дальнейшему наращиванию и углублению сотрудничества.
— Программа «718 лифтов» — это проект по замене старых лифтов, которые отработали свой срок службы. Программа отличается от других регионов Российской Федерации, например, требованиями к лифтам (в них есть монитор, где показывается прогноз погоды, новости). Такая кабина разработана специально для Нижнего Новгорода, — пояснил собеседник.
Что касается локализации, основная компонента — белорусского производства:
— Все основные узлы безопасности идут из Могилева, а некоторые детали менее ответственные доукомплектовываются здесь на месте.
anufrieva@sb.by
sichevich@sb.by
Фото БЕЛТА
Встречаясь в мае прошлого года с губернатором Нижегородской области России Глебом Никитиным, Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что необходимо выйти на уровень товарооборота в миллиард долларов. Белорусский лидер обратил внимание на большой потенциал в сотрудничестве с Россией, в том числе с Нижегородской областью. К наращиванию взаимодействия, по его словам, подталкивает и санкционное давление со стороны Запада. Вопросом номер один для экономик двух стран в нынешних условиях Президент назвал импортозамещение. По его словам, промышленность Беларуси и России имеет потенциал, чтобы производить практически любую продукцию, но в отдельных отраслях требуется улучшить качество, чтобы оно было на мировом уровне. На это, безусловно, понадобится некоторое время. Предметно о точках роста Беларуси и этого российского региона говорил Премьер-министр Роман Головченко, который с рабочим визитом посещает Россию.
Роман Головченко во время презентации первого белорусско-российского электробуса «МиНиН».
Лучший продукт на рынке
В третий день рабочего визита Премьер-министра Беларуси Романа Головченко в Российскую Федерацию правительственная делегация работала в Нижнем Новгороде. О значимости данного российского региона для нашей страны красноречиво говорит один факт. В 2023 году это уже второй визит руководителя белорусского Правительства в этот город. Нижний Новгород — пятый по численности мегаполис России, расположен на месте встречи рек Оки и Волги. Город издревле был привлекательным местом для торговли. Тут ходили караваны торговых судов. И сегодня он не теряет своей привлекательности. Помимо прямой торговли, наша страна развивает промышленную кооперацию с регионом. Вчера с участием Премьер-министра Беларуси Романа Головченко состоялась презентация первого электробуса, произведенного белорусскими и российскими машиностроителями для пассажирских перевозок Нижнего Новгорода. С особенностями новинки Романа Головченко ознакомил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. В частности, он сообщил, что конструкторы создали уникальный продукт на рынке, который позволяет выдерживать серьезную конкуренцию с аналогичными продуктами: среди достоинств — увеличенный запас хода и емкость батареи.— Сколько кузовов поставлено? — поинтересовался Премьер-министр.
— Уже полностью готовы три электробуса, поставлены пять кузовов, — уточнил генеральный директор ОАО «Белкоммунмаш» Тарас Мурог.
— В любом случае хотелось бы отметить, что сейчас это первый образец, но по тем характеристикам, которые он показывает и которые должны доказать в серии, — это лучший продукт на рынке. Реально, — охарактеризовал новинку губернатор Нижегородской области.
— И по цене — самый конкурентный, что немаловажно, — добавил председатель совета директоров ООО «СП «Нижэкотранс» Андрей Бирюков.
После краткой экскурсии по салону электробуса Роман Головченко и Глеб Никитин оставили автографы и напутственные слова его производителям и будущим пассажирам на стекле первого экземпляра электробуса «МиНиН».
К слову, это не первый опыт сотрудничества в сфере машиностроения. В феврале 2023-го с участием Премьер-министра был дан старт совместному производству трамваев под такой же торговой маркой — «МиНиН».
Как рассказал директор по производству ООО «СП «Нижэкотранс» Сергей Черствов, за этот период нижегородскому потребителю было отправлено 14 трамваев, все они работают на своих маршрутах. Что касается локализации, он пояснил: электрооборудование для производства трамваев поставляется из Беларуси, а каркасы, наружный обвес и стекла — российского производства:
— Цель по локализации — 50/50, в скором времени мы должны перейти на свои каркасы. Сейчас проходит технологическая подготовка производства.
Основные потребители новинки — Нижегородский и близлежащие регионы.
— До конца года должны произвести и пополнить трамвайный парк города 12 трамваями. Задача сложная, но выполнимая. Задача на следующий год — выпуск порядка 50 трамваев, — добавил Сергей Черствов.
О том, как развивается сотрудничество в сфере электротранспорта Беларуси и России, а также о планах на 2024 год рассказал исполнительный директор ООО «Нижэкотранс» Алексей Гаранин.
— С белорусами у нас сложилось тесное, плотное сотрудничество. Помимо Беларуси в кооперации на текущий момент, если мы говорим о «Нижэкотрансе», участвует более 50 предприятий. Из них 45 предприятий — российские. Из Беларуси наши основные партнеры — это компании «БКМ», «Белкоммунмаш», при этом целый ряд других белорусских предприятий участвует в кооперации.
Диалог по существу
Предметно о взаимодействии Беларуси и Нижегородской области говорили во время 18-го заседания Совета делового сотрудничества. С белорусской стороны этот орган возглавил Премьер-министр Роман Головченко. И как он сам высказался по этому поводу, это отразится на уровне работы.Во время заседания Совета делового сотрудничества Беларуси и Нижегородской области России.
— Это не просто формальность, — подчеркнул он. — Это не может не налагать дополнительную ответственность на тех, кто участвует в реализации достигнутых договоренностей. В таких условиях нужно демонстрировать уверенный рост и постоянно осуществлять поиск новых ниш для расширения взаимодействия.
В ходе очередного заседания Совета делового сотрудничества Премьер-министр остановился на приоритетах развития дальнейшего взаимодействия. Он отметил, что за истекший период была проделана серьезная работа, заложившая фундамент, на который стороны опираются в настоящий момент: приняты и реализуются все необходимые документы (программа развития сотрудничества, план мероприятий по его реализации на 2021—2023 годы).
— Статистическое отражение реализации этих документов — в двустороннем товарообороте. По итогам прошлого года он превысил 720 миллионов долларов США, притом что потоки сбалансированы (то есть импорт и экспорт соответствуют друг другу по показателям), — уточнил Роман Головченко. —
За девять месяцев текущего года товарооборот превысил 520 миллионов долларов, что соответствует уровню прошлого года. Полагаю, до конца года совместными усилиями мы достигнем не только результатов прошлого, очень успешного года, но и превзойдем их.Говоря о сферах, которые Роман Головченко видит перспективными для усиленной и ускоренной отработки, он выделил в числе приоритетных промышленную кооперацию:
— Неплохо реализуется проект по созданию в регионе специальных машин на базе шасси МАЗ. Всего с начала работы по этому направлению (с 2011 года) произведено порядка тысячи единиц коммунальной техники. В этой работе участвуют нижегородские предприятия, производители надстроек и специальных установок.
Премьер-министр заверил, что Беларусь продолжит наращивать поставки автокомпонентов на машиностроительные предприятия региона:
— Главным для нас потребителем является группа компаний ГАЗ. В условиях оголтелого экономического давления на наши страны мы, наоборот, собрались и предприняли необходимые шаги для того, чтобы не только не парализовать производство, но и обеспечить его поступательное развитие. Отсюда и результат: по итогам 2022 года объем поставки компонентов из Беларуси на предприятия ГАЗ составил практически 15 миллионов долларов. По итогам девяти месяцев эта цифра уже достигнута.
Роман Головченко прогнозирует, что результат нынешнего года превзойдет прошлогодний:
— Самое главное, есть программа между сторонами по освоению новых наименований. И это очевидное импортозамещение, которое происходит в режиме реального времени.
Есть перспективы и по взаимодействию в сфере сельхозмашиностроения:
— Мы увеличиваем объемы поставок тракторов и комбайнов. С энтузиазмом восприняли решение о проведении программы капитального ремонта и модернизации белорусских тракторов на базе дилерских центров ОАО «МТЗ». Фактически за меньшие деньги аграрии могут получить трактор, который соответствует современным образцам.
Что касается сферы строительства, первая ласточка в этом направлении уже есть:
— Мы приступаем к строительству школы на 1500 мест в городе Арзамасе. Проект напряженный по времени, но сегодня мы получили заверения ответственных должностных лиц о том, что этот проект будет выполнен.
В свою очередь губернатор Нижегородской области Глеб Никитин особо подчеркнул, что Беларусь занимает лидирующие позиции среди торгово-экономических партнеров региона. Он напомнил, что в феврале этого года правительственная делегация Беларуси уже посещала Нижний Новгород:
— Тогда мы опробовали в условиях уличного трафика совместный проект нашего региона с Республикой Беларусь — трамвай «МиНиН». Выпуск был налажен в декабре прошлого года. А уже сегодня десять вагонов запущено в эксплуатацию. Четыре до конца года запустим. Ну а в целом выходим на объем производства 170 единиц трамваев.
Он обратил особое внимание, что сейчас Беларусь и Россия активизируют взаимодействие в области промышленной кооперации:
— Мы делаем серьезную ставку на совместные предприятия с белорусской стороной. Беларусь является крупным поставщиком автокомпонентов для предприятий Нижегородской области. Действует программа по долгосрочному сотрудничеству группы ГАЗ и холдинга «Автокомпоненты» по проектированию, подготовке и производству новых видов изделий.
Отдельная большая тема — сельское хозяйство.
— Мы с удовольствием применяем тракторы, зерноуборочную и кормоуборочную технику белорусского производства. Около 60 процентов всех тракторов, работающих в Нижегородской области на сегодняшний день, — это белорусская техника, — отметил Глеб Никитин.
Тесное взаимодействие происходит на уровне не только органов исполнительной, но и законодательной власти.
— Отмечаем активизацию двустороннего межпарламентского сотрудничества по линии законодательного собрания Нижегородской области и Национального собрания Республики Беларусь, — добавил Глеб Никитин.
Он также сообщил, что достигнута предварительная договоренность о проведении в 2025 году 12-го Форума регионов Беларуси и России на территории Нижегородской области.
— Нашу инициативу поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Будем рады у себя принимать белорусских гостей. Уверен, что обеспечим подготовку данного мероприятия на самом высоком уровне, — резюмировал губернатор Нижегородской области.
Устойчивая траектория роста
По итогам 18-го заседания Совета делового сотрудничества Республики Беларусь с Нижегородской областью Роман Головченко в беседе с журналистами рассказал о динамике двусторонних отношений и перспективах их дальнейшего развития:— Динамика хорошая, она устойчивая, без резких колебаний. Устойчивая траектория роста опирается на договоренностях, которые достигаются в ходе каждого мероприятия (Совета делового сотрудничества. — Прим. авт.).
Он акцентировал внимание на том, что белорусской стороне комфортно взаимодействовать с Нижегородской областью, и пояснил по какой причине.
— В силу того что видим реальное желание реализовывать и выполнять новые проекты, осваивать новые решения, — отметил Роман Головченко.
Следующий этап — выход на новые рынки. Премьер-министр акцентировал внимание на том, что базовая сфера сотрудничества — промышленная кооперация:
— Она выражается не только в устойчивом росте объемов поставок на конвейеры промышленных предприятий, это целостное развитие совместного проекта по производству электротранспорта. Находятся новые технические решения, которые позволяют извлечь максимум из этого инновационного вида пассажирского транспорта.
По его словам, также это касается традиционных кооперационных проектов по использованию шасси МАЗ для производства автомобилей с различными надстройками и системами, которые изготавливают предприятия Нижегородской области.
— Из того, что обсуждалось в качестве новой инициативы, — это проект, который планируется реализовать в области по капитальному ремонту и модернизации старого тракторного парка техники при соответствующей финансовой поддержке области, — рассказал Роман Головченко журналистам. — Минский тракторный завод готов участвовать в этой программе как основной поставщик технологии, ремонта, модернизации и соответственно запасных частей и агрегатов для проведения такой работы.
Что касается дальнейших перспектив развития промкооперации, Премьер-министр озвучил свое видение:
— Если заглядывать вдаль, то следующий этап — выход с совместными продуктами на новые рынки, и не только внутри Российской Федерации, но и за пределы Союзного государства. Об этом надо обязательно думать и планировать.
Также он отметил, что сегодняшняя повестка для Совета делового сотрудничества обсуждена детально:
— Подписаны документы, которые определяют канву нашей работы на три следующих года, но это не значит, что мы будем ограничиваться только тем, что там значится.
К слову, по итогам заседания был подписан план мероприятий на 2024 — 2026 годы по исполнению Программы развития сотрудничества между Республикой Беларусь и Нижегородской областью на 2021—2026 годы и итоговый протокол 18-го заседания Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Нижегородской области.
— Буквально в ходе сегодняшней работы видно, что чернила не успели высохнуть — надо вносить дополнения (это живая материя, которая будет изменяться в зависимости от поиска новых идей). Надеемся, что помогут наши территориальные единицы — районы Республики Беларусь и муниципальные образования области, — которые будут помогать в генерировании новых проектов и активизации участия малого и среднего бизнеса в наполнении нашей совместной повестки.
Школа будущего
Финальный пункт рабочего визита Романа Головченко в Российскую Федерацию — посещение города Арзамаса. Город называют музеем под открытым небом благодаря множеству достопримечательностей. Вскоре тут появится еще один объект, которым город по праву сможет гордиться. Речь идет о школе-гиганте на 1500 мест с обсерваторией, классом робототехники, медико-биологическим классом и музеем, посвященным Великой Отечественной войне. Строительство будет вестись в рамках реализации национального проекта «Образование» за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Возведением займется белорусская компания «Стройцентр». Вчера Роман Головченко и Глеб Никитин приняли участие в торжественной церемонии закладки капсулы в строительство данной школы.Возведением школы-гиганта на 1500 мест займется белорусская компания «Стройцентр».
— Это знаковый объект для Арзамаса, — подчеркнул руководитель белорусского Правительства. — Достаточно сжатые сроки ввода его в эксплуатацию. Но белорусские строители славятся своим ответственным подходом к выполнению обязательств. Поэтому получили сегодня заверение от ответственных должностных лиц, что объект будет введен в срок. Этот проект будет находиться на особом контроле в Беларуси. И надеюсь, что в такой же морозный декабрьский день 2024 года здесь будут шуметь голоса учеников. Поэтому приложим все усилия, чтобы это реализовать.
Проект предусматривает возведение здания общей площадью почти 31,5 тысячи квадратных метров. Помимо учебных кабинетов, в школе будут размещены блок актового зала, белорусский музей, читальный зал, книгохранилище и большой спортивный блок.
— Мы открываем новую страницу в сотрудничестве региона и Республики Беларусь. Арзамас — один из наиболее активно развивающихся городов Нижегородской области, и именно здесь будет реализован один из самых значимых образовательных проектов вместе с белорусскими коллегами, — сказал губернатор Глеб Никитин.
НАША СПРАВКА
Название «МиНиН» складывается из первых букв названий городов Минск и Нижний Новгород. Экстерьер и интерьер электробуса были разработаны эксклюзивно для Нижегородской области. Стоит отметить, что электробус модели Е450 «МиНиН» — целиком белорусско-российского производства, причем локализация «Белкоммунмаша» составляет 63 процента. Запас хода на одной полной зарядке — 240 км.
В ТЕМУ
Сергей Чертков, гендиректор ОАО «Могилевлифтмаш»:
— Мы неплохо работаем с Нижегородской областью: поставки по программе замены лифтов в этом году составляют 300 единиц. В следующем году планируем поставить 418 лифтов.
Он пояснил: в этом российском регионе создано и локализовано сборочное производство с могилевским производителем, есть планы по дальнейшему наращиванию и углублению сотрудничества.
— Программа «718 лифтов» — это проект по замене старых лифтов, которые отработали свой срок службы. Программа отличается от других регионов Российской Федерации, например, требованиями к лифтам (в них есть монитор, где показывается прогноз погоды, новости). Такая кабина разработана специально для Нижнего Новгорода, — пояснил собеседник.
Что касается локализации, основная компонента — белорусского производства:
— Все основные узлы безопасности идут из Могилева, а некоторые детали менее ответственные доукомплектовываются здесь на месте.
anufrieva@sb.by
sichevich@sb.by
Фото БЕЛТА