Режиссерский дебют Виталия Кравченко на сцене Могилевского драматического театра
26.12.2016 23:58:41
Наш нервный век постоянно вторгается в частную жизнь страстями и стрессами, заставляя самых простых людей жить не так, как им хотелось бы. Известный русский драматург Алексей Казанцев написал странную пьесу «Братья и Лиза», исследуя сложную социальную ситуацию. Могилевский драматический театр сделал по ней спектакль, указав ее жанр как «сны о любви». Возможно, для привлечения публики, возможно, для облегчения понимания происходящего. Спектакль стал дипломной работой выпускника нашей академии искусств Виталия Кравченко и его режиссерским дебютом на большой сцене.
В последние годы это редкий случай, когда государственный театр дает возможность поставить спектакль человеку без творческой биографии. Что-то у него обязательно должно быть в багаже. У Виталия Кравченко за плечами, кроме режиссерского образования, еще и актерское, учеба у хороших мастеров (курс Валерия Раевского и Фомы Воронецкого). Актерская работа в Русском театре имени М.Горького и в Белорусском театре кукол. Сейчас к ним добавилась работа на радио. Можно считать, что теоретическая и практическая подготовка режиссера Кравченко убедила руководство серьезного театра в успехе дебюта.
О чем получился этот спектакль? Три действующих лица. Четыре исполнителя. Братья Петр и Симон совсем растерялись после смерти родителей. Быт не налажен. Одиночество душит. Симон то ли душевно болен, то ли удачно изображает болезнь. Петр — художник, существующий по законам богемы. Они продолжают нежно заботиться друг о друге, пока в их доме не появляется Лиза. Несчастная, добрая, отзывчивая девушка, сбежавшая из своего неблагополучного дома, налаживает жизнь братьев, но вносит в их отношения чувство ревности. Полюбив Петра, разгадав характер и поведение Симона, Лиза сталкивается с предательством и покидает их дом. Через несколько лет, став благополучной замужней дамой-иностранкой, она приходит к братьям и обнаруживает, что те поменялись судьбами. Петр скатился в пьянство. Симон занял его место в обществе.
Приблизительно так толкует театр эту непривычную по содержанию и традиционную по форме пьесу. Казанцев как один из отцов «новой волны» в драматургии, возможно, изменил самому себе, приблизившись вплотную к традиционному театру. Кравченко как режиссер современный поработал с формой, но сделал акцент на актерском исполнении. Особенно выразительны братья. Опытный артист с прекрасными актерскими данными Руслан Кушнир (Петр) легко уходит от своих привычных ролей в характерные, комедийные, не боится выглядеть жалким и некрасивым. Молодой, стремительно набирающий мастерство Николай Романовский в роли Симона успешно занимается мистификацией, превращаясь то в маму, то в папу, то в хитреца-безумца, то в несчастного человека, которому всегда катастрофически не везет.
Финал спектакля с многоточием. Только появилась надежда, что все в семье братьев наконец-то уладится и Лиза вернется, чтобы избавить их от одиночества, как выясняется, что она намерена уехать навсегда в свою новую, пусть и не очень счастливую, жизнь. А что же братья?..
Что же всем этим хотел сказать театр зрителю?
Человек не рождается пьяницей, безумцем, проституткой. Он приходит в свет живым существом с множеством надежд. А потом обстоятельства или свойства характера ломают его. Корень проблем надо искать к тому же в сердце, в душе. В спектакле все герои добрые и сердечные, несмотря на странные поступки, но они плывут по течению и не знают самих себя. Словно в человеческом организме не позвоночник, а маятник, и он, как принято теперь говорить, «колбасит» судьбу. Все это про сегодняшнюю жизнь. Использовав социальную тему, режиссер глубоко заглянул в мир души и рассказал о том, как важно не потерять себя.
Финал спектакля «Братья и Лиза» с многоточием
В последние годы это редкий случай, когда государственный театр дает возможность поставить спектакль человеку без творческой биографии. Что-то у него обязательно должно быть в багаже. У Виталия Кравченко за плечами, кроме режиссерского образования, еще и актерское, учеба у хороших мастеров (курс Валерия Раевского и Фомы Воронецкого). Актерская работа в Русском театре имени М.Горького и в Белорусском театре кукол. Сейчас к ним добавилась работа на радио. Можно считать, что теоретическая и практическая подготовка режиссера Кравченко убедила руководство серьезного театра в успехе дебюта.
О чем получился этот спектакль? Три действующих лица. Четыре исполнителя. Братья Петр и Симон совсем растерялись после смерти родителей. Быт не налажен. Одиночество душит. Симон то ли душевно болен, то ли удачно изображает болезнь. Петр — художник, существующий по законам богемы. Они продолжают нежно заботиться друг о друге, пока в их доме не появляется Лиза. Несчастная, добрая, отзывчивая девушка, сбежавшая из своего неблагополучного дома, налаживает жизнь братьев, но вносит в их отношения чувство ревности. Полюбив Петра, разгадав характер и поведение Симона, Лиза сталкивается с предательством и покидает их дом. Через несколько лет, став благополучной замужней дамой-иностранкой, она приходит к братьям и обнаруживает, что те поменялись судьбами. Петр скатился в пьянство. Симон занял его место в обществе.
Приблизительно так толкует театр эту непривычную по содержанию и традиционную по форме пьесу. Казанцев как один из отцов «новой волны» в драматургии, возможно, изменил самому себе, приблизившись вплотную к традиционному театру. Кравченко как режиссер современный поработал с формой, но сделал акцент на актерском исполнении. Особенно выразительны братья. Опытный артист с прекрасными актерскими данными Руслан Кушнир (Петр) легко уходит от своих привычных ролей в характерные, комедийные, не боится выглядеть жалким и некрасивым. Молодой, стремительно набирающий мастерство Николай Романовский в роли Симона успешно занимается мистификацией, превращаясь то в маму, то в папу, то в хитреца-безумца, то в несчастного человека, которому всегда катастрофически не везет.
Финал спектакля с многоточием. Только появилась надежда, что все в семье братьев наконец-то уладится и Лиза вернется, чтобы избавить их от одиночества, как выясняется, что она намерена уехать навсегда в свою новую, пусть и не очень счастливую, жизнь. А что же братья?..
Что же всем этим хотел сказать театр зрителю?
Человек не рождается пьяницей, безумцем, проституткой. Он приходит в свет живым существом с множеством надежд. А потом обстоятельства или свойства характера ломают его. Корень проблем надо искать к тому же в сердце, в душе. В спектакле все герои добрые и сердечные, несмотря на странные поступки, но они плывут по течению и не знают самих себя. Словно в человеческом организме не позвоночник, а маятник, и он, как принято теперь говорить, «колбасит» судьбу. Все это про сегодняшнюю жизнь. Использовав социальную тему, режиссер глубоко заглянул в мир души и рассказал о том, как важно не потерять себя.