Железнодорожная станция в Буда–Кошелево, традиционно соединявшая две части города, в прошлом году неожиданно для всех его разделила. Прямой переход через пути на территории вокзала железнодорожники закрыли бетонным забором. Для жителей райцентра остался один–единственный вариант — через мост. Местные, однако, новацию не приняли и теперь обрывают «горячие линии» с просьбой отменить ноу–хау, которое ударило по качеству их размеренной жизни.
Железнодорожный мост через пути, разделивший Буда-Кошелево надвое
Эмоциональный звонок поступил и в гомельский корпункт «СБ». Около часа дороги — и вот я под разделяющим мостом, нависшим над путями станции Буда–Кошелевская. Молодежь легко преодолевает до полусотни ступенек вверх и столько же вниз. А вот мамам с детьми и колясками, дамам с авоськами и людям в возрасте такой переход сродни испытанию на прочность. Наблюдаю, как пенсионерка идет по мосту в город с частыми остановками для передышки. Слово за слово — охотно делится накопившимися впечатлениями:
— Я живу за станцией. Там более десятка улиц частной застройки. Испокон веку на станции был прямой переход через пути в город. Для того чтобы люди внезапно не выходили на полотно, на подступах к переходу сделали небольшой подъем, установили поручни. Но вдруг этот путь закрыли бетонной плитой. Это просто беда. Теперь в центр города выбираюсь раз в неделю. На рынок надо, в магазины, аптеку, разные службы... Мало что подняться — силы нужны. Когда в холодный сезон обледенелые ступени — это просто ужас. Как–то упала, сломала палец...
Прежний прямой переход черезжелезнодорожные пути станции Буда-Кошелевская, который теперь закрыт бетонным ограждением.
На тему «лишнего» моста и «нужного» перехода люди общаются охотно. Вот молодая мама с двумя детьми признается, что марш–броски в центр Буда–Кошелево теперь свела к минимуму. Пенсионер с палочкой, несмотря на оптимистичный взгляд на жизнь, тоже не в восторге от перемен. Компания парней на мой вопрос реагирует проще:
— Да тут неподалеку люди уже протоптали стихийную дорогу через пути. Получается напрямки, минуя мост.
Отправляюсь к этой «народной тропе». Останавливаю первого встречного — пожилого человека, балансирующего между рельсами–шпалами:
— Вам что — жизнь не дорога?
— А что прикажете делать? С моими–то ногами до моста точно не дойду и на него не взберусь. Тут хотя бы по короткой дороге доплестись.
Прежний прямой переход черезжелезнодорожные пути станции Буда-Кошелевская, который теперь закрыт бетонным ограждением.
Он такой здесь не единственный. За 15 минут моих наблюдений через пути прошли пять экстремалов. К слову, из разговоров с местными жителями о неудобствах ясно, что все понимают, почему железнодорожники закрыли прямой переход через станцию: гибнут люди. Однако понимают не до конца:
— Нам объясняют все интересами безопасности. Год назад — пока был переход — погибли два человека. В этом году, когда прямого перехода уже нет, опять гибель. Так в чем смысл? Ведь большинство людей осознают, что на железной дороге нужно вести себя осторожно и осмотрительно.
В Гомельском отделении Белорусской железной дороги в ответ на мои расспросы уточняют, что человек действительно погиб, но уже в другом месте. Здесь не видят иного способа предупредить несчастные случаи. Именно поэтому привычные переходы, служившие десятилетиями в черте населенных пунктов, закрывают там, где есть альтернатива. Например, сейчас в Гомеле повсеместно вдоль железнодорожных путей ставятся ограждения. Начальник производственно-технического отдела Гомельского отделения БелЖД Игорь Гусев объясняет все нюансы такого подхода:
— С одной стороны, предупреждение гибели и травмирования. С другой — увеличение скоростей. Все мы стремимся к тому, чтобы передвигаться быстрее. У нас на участке Гомель — Жлобин есть отрезки, где скорость движения составов достигает 140 километров в час. В перспективе она будет доведена до 160 километров. При таких скоростях не то что переходов, даже переездов не должно быть. Постепенно от общедоступности железной дороги придется уходить. Это продиктовано интересами безопасности и скоростного движения.
Реально ли сделать соседство железной дороги одновременно удобным и безопасным? Примеры есть. Взять столичный проект «Городские линии», который сопровождается строительством подземных тоннелей, исключивших прямое пересечение людей и путей. Кстати, концепция Государственной программы развития железнодорожного транспорта Беларуси на 2016 — 2020 годы предусматривает строительство тоннелей и в регионах. Ставка делается на бюджетное финансирование. Потянут ли недешевые объекты области и районы, пока вопрос. Впрочем, специалисты на этот счет критически замечают: даже тоннели могут вызвать неприятие у людей. Ведь это тоже ступени, по которым сначала нужно спуститься, а потом подняться вверх — с сумками, колясками, детьми.
Однако когда речь идет о населенном пункте, разделенном путями «по–живому», мосты везде не поставить и тоннели не прокопать. Да и свести все движение жителей только к этим конструкциям вряд ли получится. Нужно реально смотреть на вещи. А вот чего стоит ждать, так это стихийных троп и тропинок через железную дорогу. Понятно, что подход в деле безопасности должен учитывать разные интересы. Иначе к желаемой цели не приблизиться.
dralukk73@mail.ru
Фото автора.
Советская Белоруссия № 65 (24695). Вторник, 7 апреля 2015