ФОТО АННЫ ЖЕБУРТОВИЧ.
В тот же день, когда по Минскому заводу игристых вин прогуливался Жерар Депардье, дегустируя изысканное белорусское шампанское, в Белорусском государственном академическом музыкальном театре пробовали премьерный мюзикл «Тристан и Изольда» французского композитора Алана Симона, главная интрига которого тоже связана с чудодейственным напитком, восхитительным любовным зельем, рецепт которого, судя по статистике разводов, сегодня утрачен. Жаль, что господина Депардье не пригласили на премьеру. В романтических костюмированных историях он знает толк. «Тристан и Изольда» — амбициозный романтический блокбастер от российского режиссера и хореографа Николая Андросова, в прошлом артиста знаменитого ансамбля Игоря Моисеева, единомышленника и творческого соавтора композитора Кима Брейтбурга. Андросов хорошо знает минскую труппу, так как ставил здесь «Голубую камею» и «Джейн Эйр» Брейтбурга. Его работоспособность и вкус, умение создавать запоминающиеся массовые сцены не вызывают сомнений. «Тристан и Изольда» в Минске — третье обращение Андросова к этому материалу, до этого он ставил мюзикл во Франции и Новосибирске.
Несмотря на то что жанр спектакля обозначен как «фолк–рок–мюзикл», что может отпугнуть доверчивого к формулировкам зрителя, музыкальный язык композитора Алана Симона довольно демократичен и тяготеет скорее к популярной французской музыке, чем к кельтскому фолку. Хотя его костры тут тоже иногда вздымаются. Арии и дуэты главных героев предельно мелодраматичны и сентиментальны, проходят на неизменных аплодисментах: Симон открыто апеллирует к чувствам, а не к хладному разуму. Его мелодизм в какой–то момент кажется даже чересчур приторным. То, что заявлялось как фолк–рок, при ближайшем рассмотрении оказалось деликатным, не оскорбляющим ничьих чувств, удобоваримым мейнстримом.
Режиссура Андросова подробна и нетороплива, сценография Андрея Меренкова и костюмы Ирины Лабуш подразумевают полное погружение в аутентичную атмосферу средневековой Европы. И купаются в ней прежде всего очаровательные артистки театра Маргарита Александрович, Наталья Дементьева, уверенно дебютировавшая в роли Изольды солистка хора Мария Шведко. Это главное открытие премьеры: молодая артистка демонстрирует яркий вокал и нешаблонное драматическое мастерство. Театр продолжает открывать новые имена, занимая в главных партиях молодых артистов. Мужская часть ансамбля пока выглядит слабее, как будто не может найти баланс между лиризмом и драмой. Безусловно, «Тристан и Изольда», работающий с архетипами, предлагает зрителю, наверное, идеальное для восприятия зрелище, укладывающееся в представление о романтическом мюзикле. Здесь есть пара влюбленных, есть злодей–горбун, есть сердобольная служанка... Есть даже огнедышащий дракон, которого побеждают в начале истории. Некая предсказуемость, отсутствие полутонов, ясность мысли, доходящая порой до дидактики, наверное, неизбежное требование времени для музыкального спектакля большого формата. «Тристан и Изольда» продолжает творческую линию «Голубой камеи» и «Джейн Эйр». Это большой проект, сделанный ладно и профессионально, понятный самым широким зрительским слоям. А вот любители Бриттена и Пендерецкого на нем явно заскучают.
Живо представляю в этой атмосфере любителя вин Депардье, в доспехах и с мечом в руках, он вполне мог бы сыграть если не Тристана (мюзикл все–таки не такое искусство условности, как опера), так короля корнуэльского Марка — точно. И тогда бы все встало на свои места: можно было представить, что события разыгрываются в воображении пожилого артиста, подхватившего инфлюэнцию. В горячечном бреду он все еще представляет себя прекрасным юношей, не желая расставаться ни с музыкой, ни с молодостью, ни со сценой. Идет в атаку на дракона, замирает при взгляде на Изольду. Согласитесь, арии Тристана обогатились бы дополнительным драматизмом. Ах, какой это мог бы быть спектакль...
Добрый зритель в 9-м ряду.