Три вопроса критику
18.07.2012
Людмиле Рублевской
Уважаемая Людмила, прочитала в вашей статье о синтетизме современной литературы. Расскажите об этом подробнее.
Valerijaid.
Начнем с того, что первое искусство было синкретическим — в нем соединялись все известные нашим первобытным предкам жанры. Во время ритуалов танцевали, пели, раскрашивали себя и т.д. Попытки синтетизма появились тоже в глубокой древности. Синтез литературы, живописи и графики, например, породил известные с античности фигурные стихи, такие сочинял наш Симеон Полоцкий, записывая строки в виде креста или сердца. Стихотворение современного поэта Виктора Жибуля напоминает силуэт человека. Другой поэт, Серж Минскевич, выписал поэтическими строками модель ДНК. Синтез стихов и музыки объяснять не надо. Впрочем, если стихи поют — это одно. Но бывает, что средствами литературы пытаются записать музыкальное произведение, какое–нибудь каприччио или ноктюрн. А вот поэт Дмитрий Строцев придумал «голосовую поэзию» — он читает свои стихи таким особым образом, что вспоминаешь о древних обрядах. Рисовать иллюстрации к рассказам привычно. А писатель и художник Владимир Степан некоторые свои новеллы называет «акварельными рисунками». Сегодня много говорят о синтезе литературы и информатики. Даже термин новый появился — сетература, то, что пишется в интернете, в блогах. У сетературы есть свои особенности, обусловленные реалиями виртуального пространства: смешение языков, лаконичность, динамичность. Ведь задача блоггера — задержать внимание читателя на своем посте, иначе тот кликнет мышкой — и дальше пойдет...
Шаноўная Людмiла, чаму вы не адзначылi юбiлей паэта Алеся Гаруна?
Ганна Iванаўна, Мiнск.
Сапраўды, 11 сакавiка 1887 года, 135 год таму, у фальварку Новы Двор пад Мiнскам нарадзiўся Аляксандр Уладзiмiравiч Прушынскi, вядомы нам як паэт Алесь Гарун. Пра яго мне даводзiлася пiсаць не раз — i пра складаны жыццёвы лёс, i змяшчаць рэцэнзiю на яго «Выбранае» у рубрыцы «Книжный навигатор». Але варта ўспомнiць пры нагодзе i яшчэ раз, да таго ж Алесь Гарун нарадзiўся ў раёне сённяшняй мiнскай Кальварыi, дзе правяла дзяцiнства i я. Пражыў паэт усяго 33 гады, прычым дзевяць з iх правёў на катарзе, у Сiбiры, сасланы за рэвалюцыйную дзейнасць. Гарун — адзiн з першых, хто ствараў для беларускага дзiцячага тэатра. На жаль, не змог ён развiць свой празаiчны талент — хаця ягоны абразок «П’еро i Каламбiна» сведчыць, што мелi б выдатнага празаiка еўрапейскага ўзроўню. На смерць Алеся Гаруна напiсаў прачулы абразок Змiтрок Бядуля, якi заканчваецца так: «I праўда, як толькi ён прыехаў з Сiбiры ў Менск, дык на яго навалiлi шмат грамадзянскай i палiтычнай працы, якая, можна сказаць, i даканала яго зусiм... Яго «Жывыя казкi» яму прыходзiлася пiсаць лежачы ў пасцелi, бо сядзець яму было цяжка. Блiзка стоячым да яго беларускiм дзеячам чуць удалося ўгаварыць паэта кiнуць працу i выехаць на лекi за гранiцу. I вось няшчасны беларускi паэт памёр на чужыне ў лiпенi 1920 г. Гэтак скончылася сумная аповесць аднаго з найлепшых беларускiх паэтаў, якi змагаўся ўсё сваё жыццё за лепшую долю, за волю роднай зямлi».
Что такое книжный трейлер? Спасибо.
Антон, Минск.
Пиар не дремлет! Если кинотрейлеры, то бишь рекламные ролики к кинофильмам, оправдали себя, почему бы не использовать ту же технологию и для книжной продукции? И вот в 2003 году был снят первый 4–минутный трейлер для книги Кристин Фихан «Симфония тьмы». Произведение из разряда чтива, и данный трейлер соответственно не претендовал на показ в Каннах. А с 2005 года, когда все узнали, что такое youtube, фирма Circle of Seven Productions пустила производство книжных трейлеров на поток. Качество ролика во многом зависит от предполагаемой популярности книги. Например, 6–минутный сюжет о культовой книге Наоми Кляйн «Доктрина шока» снял известный режиссер Альфонсо Куарон, создавший практически отдельный документальный фильм об истории насилия в психиатрии. В книжном трейлере могут быть использованы слайды и постановочные кадры с профессиональными актерами. Есть известный конкурс книжных трейлеров — Moby Awards. В прошлом году большая премия досталась ролику о книге Super Sad True Love Story Гари Штейнгарта, а самым худшим признано видео к произведению Джонатана Франзена Freedom. В нем автор просто сидит за столом на фоне книжных полок и две с половиной минуты нудно рассказывает о своем произведении. Когда такое новшество дойдет до белорусских книг, не знаю.
Присылайте свои вопросы и предложения на адрес cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.